Файл: Процедура банкротства (Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизм банкротства граждан был введен в Российской Федерации с 1 октября 2015 г[6].

Главной целью института банкротства, является освобождение лица, попавшего в сложное финансовое положение, от долговой зависимости и обязательств перед его денежными кредиторами. Присутствие указанного обстоятельства следует из того, что процедуры, которые применяются при банкротстве граждан, - реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина являются правовыми реабилитационными процедурами, а изначальным и основным предназначением института банкротства является оказание помощи гражданину-должнику, что лежит в основе концепции нового старта (fresh start)[31, с.10] для людей, попавших в сложную финансовую ситуацию. Общий состав конструкции механизма освобождения гражданина от обязательств, заложенный в законодательстве России, состоит в следующем: после окончания расчетов с кредиторами гражданин, который признан банкротом, будет освобожден от дальнейшего выполнения требований кредиторов, и в частности требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. Анализ имеющихся норм законодательства о банкротстве позволяет считать, что рассматриваемая правовая конструкция состоит из следующих моментов:

- условий применения механизма освобождения гражданина от обязательств;

- правил об исключениях в механизме освобождении гражданина от обязательств;

- признаков недобросовестности гражданина.

Данные элементы имеют сложный самостоятельный состав и выполняют четко определенные взаимозависимые функции[21, с.11].

В рамках каждого из критериев закрепляется соответствующая система признаков несостоятельности (банкротства). Необходимо отметить, что Закон в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 500 тыс. руб. Законодательное закрепление минимального размера требований кредиторов означает, что права кредиторов могут быть защищены лишь при наличии определенного минимума требований, при отсутствии которого данный механизм защиты прав кредиторов неприменим.

Вместе с тем из этого не следует, что в ходе осуществления процедур банкротства не могут быть защищены и учтены права тех кредиторов, размер требований которых является меньшим, чем установленный законом минимум, необходимый для признания субъекта банкротом.


При определении наличия признаков несостоятельности (банкротства) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам, т.е. принимаются во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причинения вреда имуществу кредиторов[15, с.22].

Денежное обязательство представляет собой разновидность гражданско-правового обязательства. Предметной особенностью денежного обязательства является уплата кредитору должником денежной суммы. Основания возникновения денежных обязательств могут быть отнесены либо к договорным, либо к внедоговорным. Наиболее распространенным из них является договор, в силу которого обязанностям одной из сторон по передаче товаров, выполнению работ и оказанию услуг противостоит обязанность другой стороны по уплате определенной денежной суммы. По своей структуре так выглядят практически все договоры, которые применяются в гражданском обороте: подряда купли-продажи, перевозки, и пр.[27, с.239]

Однако денежное обязательство может возникнуть и по иным (внедоговорным) основаниям, а именно вследствие неосновательного обогащения или вследствие причинения вреда.

Хотелось бы отметить, что при определении наличия признаков банкротства должника не учитываются подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Законодатель устанавливает особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров: в том случае, если обязательство возникло из договоров, которые заключены на условиях генерального соглашения, то есть (единого договора), соответствующего примерным условиям договоров, предусмотренным положениями норм права о рынке ценных бумаг, правилами организованных торгов и (или) правилами клиринга, то данное обязательство прекращается. В результате возникает нетто-обязательство - денежное обязательство, которое является следствием такого прекращения. Нетто-обязательство определяется по всем прекращающимся обязательствам и не включает возмещение убытков в форме упущенной выгоды и взыскание неустоек (штрафов, пени)[22, с.209].


Хотелось бы отметить, что в соответствии с требованиями Закона о банкротстве некоторые платежи могут возникнуть после того, как принято заявления о признании должника банкротом (текущие платежи). Данные требования кредиторов по этим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Закон о банкротстве не ограничивается только гражданско-правовым обязательством должника, так как при определении наличия признаков несостоятельности принимается во внимание и публично-правовая обязанность соответствующего лица, то есть обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды (платежи, налоги, сборы, и другие взносы)[26, с.209].

Размер обязательных платежей, которые учитываются при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, в основно, определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве). Хотелось бы отметить, что это обстоятельство имеет принципиальное значение, например для определения количества голосов кредиторов на собраниях кредиторов, так как данное количество признается пропорциональным сумме требований кредиторов к должнику (ст. 12). При этом состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, которые возникли до принятия судом или арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, которая применяется в деле о банкротстве.

Действующие норм права расценивают как бесспорный факт установление размера денежного обязательства, до обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве. Но, если должник по каким-нибудь причинам оспаривает требования кредиторов, это обстоятельство не является запретом для обращения с заявлением в арбитражный суд. В данном случае обоснованность требований, а также и размер денежных обязательств и обязательных платежей, определяется арбитражным судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству[10, с.11].

Выводы: банкротство это экономическое явление, которое сопровождает рыночную экономику. Главным признаком банкротства является неплатежеспособность, которая выражается в невыплате заработанной платы, неоплатой обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, невозможности оплаты поставленной продукции, сырья, работ, услуг и пр. Банкротами могут быть признаны как юридические, так и физические лица.


Банкротство регулируется законодательными актами, главными из которых является Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательство о банкротстве и др.

В систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), следует отнести постановления Правительства Российской Феде-рации, решения Верховного Суда Российской Федерации.

Глава 2. Процедуры несостоятельности (банкротства)

2. 1. Особенности наблюдения, как стадии банкротства

Одну из важнейших ролей среди положений о банкротстве играют процедуры банкротства.

Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, которые направлены на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Законом о банкротстве предусмотрены определенные процедуры банкротства: 1) наблюдение; 2) финансовое оздоровление; 3) внешнее управление; 4) конкурсное производство; 5) мировое соглашение.

Хотелось бы отметить, что в отношении граждан, Закон о банкротстве предусматривает новые для российской правовой системы процедуры, такие как реструктуризация долгов и реализация имущества гражданина (ст. 213.2). Третьей процедурой, предусмотренной Законом, является мировое соглашение[22, с.202].

Наблюдение. Это процедура, которая осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения тщательного анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Проведение этой процедуры позволяет, определить финансовое состояние должника, и сохранить его имущество[23, с.147].

Исполнение главных задач процедуры наблюдения возложено на временного управляющего. Деятельность временного управляющего на данной стадии осуществляется по двум направлениям:

1) изучение финансового состояния должника в целях определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур;

2) контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества).


Временный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 45 Закона о банкротстве[28, с.29].

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника. Руководство на данном этапе не отстраняется от выполнения своих обязанностей, так как осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, и оно продолжает осуществлять свои полномочия. Правда имеются некоторые ограничения, установленные Законом о банкротстве.

Для того, что бы защитить интересы кредиторов и сохраннить имущества должника временный управляющий наделен широким кругом юридических прав. Например, он вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона), и в частности о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, и т.д.[30, с.210]

Права и обязанности временного управляющего в ходе процедуры наблюдения установлены ст. ст. 66 и 67 Закона и сводятся к реализации им целей процедуры наблюдения.

Одной из главных обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. На основе детального анализа финансового состояния в процессе наблюдения, временный управляющий должен представить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике. Такие как, наличие или отсутствие признаков банкротства, положение должника на товарных рынках, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, и пр.[24, с.349]

Также, временный управляющий обязан проводить мероприятия по выявлению кредиторов должника для формирования и ведения реестра требований кредиторов, за исключением случаев, когда данная обязанность возложена на других лиц.

2. 2. Правовое регулирование финансового оздоровления

Данная процедура осуществляется в целях проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом)[28].

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц о введении финансового оздоровления.