Файл: Процедура банкротства (Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования определяется тем, что рыночная экономика носит весьма непредсказуемый характер, а сама предпринимательская деятельность тоже сопровождается постоянными рисками неплатежей и неисполнения обязательств. Произошедшие за последнее время мировые кризисы не могли не сказаться на внутригосударственной экономической обстановке, когда затормозились инвестиционные процессы, и даже покупательский спрос на большинство товаров снизился. Многие субъекты, которых можно отнести к среднему, а особенно к малому бизнесу, не в состоянии оказались «удержаться на плаву» и подверглись кредиторами инициации процедур банкротства. Это имеет и ярко выраженный отрицательный социальный эффект, поскольку банкротство и последующая ликвидация юридических лиц влекут массовую безработицу. В связи с этим значительно повышается роль четко урегулированного и реально действующего законодательства о банкротстве. Особенности института банкротства таковы, что признакам банкротства могут соответствовать даже организации, не имеющие убытков в соответствии с отчетностью.

Несостоятельность (банкротство) в условиях рыночной экономики является важнейшим институтом гражданского права в сфере защиты прав и законных интересов субъектов экономической деятельности, а защита соответствующих требований работников юридического лица-банкрота - одной из важнейших социальных задач государства.

Институт несостоятельности (банкротства) позволяет либо восстановить платежеспособность должника, сохранить его как звено экономической системы, либо исключить из гражданского оборота ввиду нецелесообразности продолжения деятельности должника. Векторное направление законодательство о банкротстве- это восстановление платежеспособности должника, поэтому предусмотрены разнообразные процедуры, осуществляющиеся последовательно и с привлечением квалифицированных специалистов- арбитражных управляющих, получивших специальную профессиональную подготовку в данной сфере.

Для соблюдения баланса интересов между кредиторами и подверженному банкротству субъекту особое значение имеет содержание законодательства о банкротстве, их необходимо изучать, сопоставлять с правоприменительной практикой и мировыми тенденциями в этой области. Это динамичный и, к сожалению, востребованный правовой институт должен являться объектом пристального внимания для определения эффективности норм закона.


Указанные выше обстоятельства и предопределили необходимость и актуальность избранной темы курсовой работы.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при реализации процедур банкротства.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие процедуры банкротства.

Основная цель данной работы –анализ процедур банкротства на основе норм законодательства, монографий и юридической литературы.

Цель данной работы конкретизируется в следующих основных задачах:

- определение понятия несостоятельность (банкротство);

- характеристика признаков несостоятельности (банкротства);

- изучение источников правового регулирования несостоятельности (банкротства);

- исследование процедур несостоятельности (банкротства) в той последовательности, в которой закон предписывает их применение на практике : наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, а также мирового соглашения, к которому могут прийти субъекты на любой из перечисленных выше стадий.

Практическая значимость работы определяется содержащимися в ней результатами исследования, обосновывается и аргументируется категория несостоятельность (банкротство), приводится общая характеристика источников правового регулирования несостоятельности (банкротства), анализируются существующие признаки несостоятельности (банкротства), анализируются процедуры несостоятельности (банкротства). Полученные результаты важны студенту для более полного уяснения избранной темы, может пригодиться при сдаче экзаменов и в дальнейшем в профессиональной юридической деятельности.

В процессе исследования были использованы исследования российских цивилистов В.А. Вайпан, М.А. Егоровой, Е.П. Губина, П.Г.Лахно,Я.О. Алимова, В.В.Витрянского, Е.Г.Афанасьева, А.В. Белицкой, Т.Э.Рождественской, М.Ю. Тихомирова, И.В.Фролова, в которых расписываются особенности и практика применения процедур банкротства, анализируются существующие положения российского законодательства и изучаются имеющиеся проблемы.

В ходе исследования были использованы следующее методы научного познания: анализ, синтез, сравнительный, функциональный, системный, исторический, формально-юридический.

Глава 1. Понятие, критерии и признаки несостоятельности


(банкротства)

1.1 Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

На сегодняшнем этапе развития экономических рыночных отношений, институт несостоятельности (банкротства) считается самым реальным механизмом рынка, которые регулируют предпринимательскую деятельность. Современная юридическая цивилистическая наука, тоже исходит из того, что несостоятельность (банкротство) – это неотъемлемый и актуальный символ рыночной экономики.

Рыночная экономика и эффективная предпринимательская деятельность не могут нормально функционировать при отсутствии норм законов, которые охраняют экономический оборот от следствия неэффективной деятельности его участников, вследствие неисполнения ими взятых обязательств, особенно, когда такое неисполнение носит стойкий, и часто систематический характер[13, с.14].

Предметом длительных дискуссий на протяжении долгого времени, является вопрос о том, чьим же интересам должно отвечать законодательство о несостоятельности (банкротстве) - кредиторов или должника? Реабилитационный либо ликвидационный характер норм права о банкротстве существенно различается в законодательстве стран мира. Отличия национальных моделей института несостоятельности (банкротства) настолько заметны, что это дает возможность сделать вывод о существовании нескольких различных системах законодательства о несостоятельности, а именно: радикально прокредиторское, умеренно прокредиторское, нейтральное, умеренно продолжниковское, радикально продолжниковское. Так, радикально прокредиторское законодательство ставит задачу удовлетворения требований кредитора как основную, при этом интересы остальных участников процесса не являются приоритетными (Пакистан, Израиль, Англия, Ирландия, и др.). Умеренно прокредиторское законодательство отличается от вышеуказанного типа тем, что, кроме интересов кредиторов, в большей мере учитывает интересы и других участников процесса (Польша, Норвегия Германия, Финляндия, Швеция,). Нейтральное законодательство ставит задачу учесть интересы и должника, и кредиторов, представляет собой правовую систему «золотой середины» (Дания, Словакия, Италия, Чехия, США). Умеренно продолжниковское законодательство преимущественно защищает интересы должника; государство старается создать для них все необходимые условия для освобождения от долгов (Испания, Греция Португалия). В наибольшей степени интересы должников защищаются радикально продолжниковской системой (Франция).[17, с.34]


Нормативные правовые акты, путем которых осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) должника, составляют в совокупности систему законодательства, которую целесообразно именовать законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) является сложной системой правовых норм, в основании которого лежат положения Гражданского Кодекса Российской Федерации[1]. Эти положения делятся на три группы:

1) нормы, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

2) нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве), - ст. ст. 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия за доведение должника до банкротства) и др.;

3) нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.)[23, с.125].

Главную роль в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) играет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[5].

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановления Правительства Российской Федерации, действующие решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно положениям Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2).

1.2. Критерии и цели несостоятельности (банкротства)

В связи с рассматриваемой проблематикой принципиальным является вопрос о том, что находится в основании несостоятельности должника, другими словами, каковы критерии несостоятельности (банкротства).


Этот вопрос имеет свою историю. В дореволюционном российском законодательстве имелось два варианта ответа на него, в частности, для наличия несостоятельности, открывающей конкурсный процесс, можно признать одно из двух начал: недостаточность имущества или платежную неспособность. Хотелось бы отметить, что отдавалось предпочтение той системе банкротства, которая в основание несостоятельности ставила не недостаточность имущества, а неспособность должника к платежам[23, с.134]. Заметим, что Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности и под несостоятельностью (банкротством) понимал неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника[13, с.34].

На основании действующих положениями Закона о банкротстве должник - юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; в отношении граждан применяется достаточно сложная критериальная система, основывающаяся на соотношении критериев неплатежеспособности гражданина (п. 3 ст. 213.6) и неоплатности гражданина (абз. 5 п. 3 ст. 213.6). В результате правовую конструкцию несостоятельности гражданина следует применять вариативно, в зависимости от различных обстоятельств, а именно: во-первых, несостоятельность гражданина сводится к его неплатежеспособности в ситуациях, когда гражданин обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом (п. 1 ст. 213.4); во-вторых, несостоятельность гражданина сводится к альтернативной конструкции его неплатежеспособности и (или) неоплатности в ситуациях, когда гражданин имеет право подать в суд заявление о признании его банкротом (п. 2 ст. 213.4).

При этом необходимо учитывать:

а) презумпцию неплатежеспособности гражданина (абз. 2 п. 3 ст. 213.6): гражданин считается неплатежеспособным, если не докажет обратного;

б) правовую конструкцию исключения неплатежеспособности гражданина (абз. 7 п. 3 ст. 213.6), согласно которой должник не может быть признан неплатежеспособным, в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от его деятельности и погашения задолженности перед ним, он в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил[21, с.9].