Файл: Основные функции в системе менеджмента (Содержание процесса управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) социальные - социальное признание, взаимодействие, привязанность и поддержка;

4) уважение - самоуважение, личные достижения, признание, уважение коллег;

5) самовыражение - реализация своих потенциальных возможностей[11].

Первые две группы - первичные потребности, остальные - вторичные, удовлетворить которые человек стремится после удовлетворения первичных. В общей массе людей в основном выдерживается приведенная последовательность потребностей, хотя в конкретных обстоятельствах какая-то из потребностей может доминировать.

Из теории Маслоу становится понятно, что мотивация людей зависит от множества их потребностей. Если человек материально обеспечен и его финансовое положение стабильно, становится понятно, что на первый план выйдут вторичные потребности. Но в течении жизненного цикла в организации и в жизни, потребности людей изменяются, поэтому руководителю в обязательном порядке необходимо следить за мотиваций в каждом конкретном случае.

При управлении людьми следует исходить из того, что четкого разграничения потребностей не существует. Кроме того, руководитель должен учитывать индивидуальные качества людей, особенно прошлый опыт, который оказывает доминирующее влияние на потребности в настоящем.

Еще одна модель мотивации была разработана Ф. Херцбергом. Он считал, что на процесс побуждения себя и других к деятельности влияют гигиенические факторы и мотивация. Гигиенические факторы - это факторы окружающей среды. Херцберг утверждал, что при отсутствии или при недостаточном наличии этих факторов возникает ощущение неудовлетворенности работой. Но если их достаточно, то они ни на что человека не воодушевляют. Человек к ним безразличен.

К мотивациям Херцберг относит успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Их отсутствие не вызывает неудовлетворенности работой, но наличие побуждает к эффективной деятельности[12].

Анализируя вышеназванные теории, можно сделать вывод, что применение их в практике управления, разумеется, дает положительный результат.. Рассмотренные теории основаны на потребностях, удовлетворение которых влияет на поведение людей[13]. В общей системе мотивации особую роль играет заработная плата. Рыночная экономика ориентирована на конечные результаты деятельности. Справедливое общество должно стремиться к полной компенсации затраченного труда, которая реализуется через заработную плату, а заработная плата удовлетворяет многие потребности - физиологические, безопасности, защищенности и др.


2.2. Координация, регулирование и принципы мотивации

Сущность функции координации и регулирования заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров[14].

Цели координации и регулирования - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы[15]. На предприятиях возникает необходимость концентрировать материальные, трудовые и финансовые ресурсы на особо важном участке. Поэтому появляется неравномерность в движении производства, т.е. отклонение от первоначально заданных условий[16].

На современном этапе развития производства продолжается процесс дальнейшего разделения труда в сфере управления. Для этого требуется усиление координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы управления. Должно быть налажено сотрудничество между структурными подразделениями, руководителями. Нарушение координации приводит к тому, что руководители не информируются о работе друг друга, действуют обособленно, а это приводит к нарушению сотрудничества[17].

Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков, внесения в них коррективов, увязки работы между исполнителями. Координацией охватываются общественные организации, что дает возможность сосредоточить силы на основных участках производства[18].

Таким образом, функция координации и регулирования включает совокупность определенных приемов и способов прямого управленческого воздействия администрации на персонал и их отношения в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Огромное значение для достижения целей организации имеет функция мотивации.

Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других к деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей организации.


Самый старый способ намеренного воздействия на людей в целях выполнения задач организации осуществлялся при помощи принуждения и поощрения (метод «кнута и пряника»). Естественной основой эффективности этого метода были очень низкие экономические и социальные условия жизни работников в период промышленной революции[19].

В 40-х гг. XX столетия появились психологические теории мотивации труда. Они подразделяются на две группы: основанные на внутренних побуждениях (потребностях) и на поведении людей с учетом их восприятия и познаний окружающего мира[20].

Потребности людей различают на первичные и вторичные. Первичные - это врожденные физиологические потребности, то без чего человек не может существовать. Это потребность дышать, спать, принимать пищу и пить воду. Вторичные вытекают из психологического состояния человека, например, потребности в самоутверждении, лидерстве, власти. Вторичные потребности появляются с развитием интеллекта и приобретением жизненного опыта. Поэтому объясняется их многообразие[21].

Являясь продуктом физиологического и психологического состояния человека, потребности выражаются в его поведении, побуждают к определенным действиям. Побуждение проявляется в определенном поведении, которое ставит своей целью удовлетворение потребности. Когда эта цель достигнута, потребность может быть удовлетворена полностью, частично или вовсе не удовлетворена[22].

Нет двух одинаковых людей, с одинаковым материальным положением, состоянию ума, образованности, культуре и т.д. Разумеется, существует множество различных потребностей и целей. Отличаются люди в поведении и при достижении целей. Поэтому невозможно предложить какой-то единственный для всех, «общий» способ мотивации.

То что подходит и будет эффективным для одного, может быть абсолютно бесполезным для другого. Применительно к мотивации вознаграждение имеет более глубокий смысл, чем деньги, выгода или удовольствия. Вознаграждением называется всё то, что человек считает ценным для себя. Но ценности у каждого человека свои. Портфель с долларами цивилизованным человеком будет воспринят как ценное вознаграждение, но для дикаря - более ценным окажется портфель[23].

Различают внутреннее и внешнее вознаграждение. Внутреннее вознаграждение человек получает от работы: удовольствие от общения с сослуживцами, удовлетворение от достижения результата, полезности произведенного продукта. Внутреннее вознаграждение обеспечивается путем создания хороших условий труда и точной постановки задачи[24].


Внешнее вознаграждение может выступать в виде как материального, так и морального вознаграждения: материальное - зарплата, дополнительные выплаты, премии, оплата определенных расходов; моральное - присвоение звания «лучший работник», похвала, отметка в приказе и др.

Для мотивации, прежде всего, необходимо определить потребности людей. А. Маслоу множество человеческих потребностей подразделил на пять групп по приоритетности их удовлетворения:

1) физиологические - вода, еда, жилище;

2) безопасность и уверенность в будущем. Защита от физических и физиологических опасностей и уверенность, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;

3) социальные - социальное признание, взаимодействие, привязанность и поддержка;

4) уважение - самоуважение, личные достижения, признание, уважение коллег;

5) самовыражение - реализация своих потенциальных возможностей[25].

Первые две группы - первичные потребности, остальные - вторичные, удовлетворить которые человек стремится после удовлетворения первичных. В общей массе людей в основном выдерживается приведенная последовательность потребностей, хотя в конкретных обстоятельствах какая-то из потребностей может доминировать.

При управлении людьми следует исходить из того, что четкого разграничения потребностей не существует. Кроме того, руководитель должен учитывать индивидуальные качества людей, особенно прошлый опыт, который оказывает доминирующее влияние на потребности в настоящем.

Анализируя вышеназванные теории, можно сделать вывод, что применение их в практике управления, безусловно, дает положительный результат. Но все же следует внимательно относиться к отдельным группам, отдельным типам людей и использовать предложенные теоретические положения с учетом конкретных условий и конкретной ситуации. Рассмотренные теории основаны на потребностях, удовлетворение которых влияет на поведение людей[26].

Вывод по главе 2 В общей системе мотивации особую роль играет заработная плата. Рыночная экономика ориентирована на конечные результаты деятельности. Справедливое общество должно стремиться к полной компенсации затраченного труда, которая реализуется через заработную плату, а заработная плата удовлетворяет многие потребности - физиологические, безопасности, защищенности и др.

В функции управления менеджмента мотивация играет большую роль, ведь если человека не мотивировать, то он врят ли будет так же хорошо трудится, как не мотивированные работники.


Заключение

Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента. Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения.

В связи с высокой востребованностью эффективного менеджмента, тема исследования «Основные функции системы менеджмента» является весьма актуальной, цель которой заключается в поиске алгоритма управления предприятием. Как управлять фирмой, предприятие, чтобы это приносило и материальной и моральное удовлетворение? Чем мотивировать сотрудников, для хорошое и слаженной работы, и как следствие улучшением обстановки на фирме.

Для достижения поставленной цели было выполнено ряд задач: изучены цели и принципы управления предприятием; проведено исследование по целям; дана характеристика функциям и задачам менеджмента; исследованы приемы и методы эффективности управления предприятием; по итогам исследования сделаны выводы.

Мной было установлено, что главной целью любого предприятия является стабильное функционирование на базе рационального использования материальных и не материальных ресурсов.

Так, в бюджетных организациях важной целью является снижение затрат, тогда как для производственного менеджмента , кроме уменьшения затрат, конечной целью управления является обеспечение прибыльности предприятия, используя технико-технологический и кадровый потенциал.

Развитие предприятия реализуется посредством функции планирования экономического, научно-технического, социального развития, что находится в тесной взаимосвязи с организацией структурных подразделений системы производства. Выстраивая систему управления, возникает необходимость координации и регулирования взаимодействия подразделений производства.

Также, немаловажное значение имеет мотивация в создании условий для эффективной, творческой работы, что достигается моральными и материальными стимулами, а также, контролем за развитием производства.

Количественную и качественную оценку хозяйственной деятельности предприятия возможно выполнить с учетом, ревизией и анализом.

Таким образом, эффективность менеджмента основывается на построении взаимосвязанной системы, что включает в себя сложное и многообразное понятие, что означает, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности предприятия зависит от непрерывного развития и движения этой системы.