Файл: Основные функции в системе менеджмента (Содержание процесса управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективность организации процесса управления (ПУ) будет определяться степенью достижения параметров обобщающей эффективности, являющейся результатом взаимодействия составляющих ее компонентов - информационной, логической и экономической эффективности ПУ.

Требуется построить такую программу принятия решений, которая в соответствии с распознанной ситуацией позволяла бы автоматически (сразу) принимать оптимальные управленческие решения или указывала бы, по меньшей мере - правило принятия решения.

Особенностью эффективности организации процесса управления является то, что истоки ее образования находятся за пределами самого процесса, по меньшей мере, на этапе подготовки информации для последующей идентификации объекта управления по совокупности общих и частных признаков, отображения его в модели и системного исследования возможных результатов от тех или иных целенаправленных действий.

Все эти процессы подчиняются закону единства анализа и синтеза, который состоит в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п. необходимо дополняются противоположными процессами - соединения, кооперации, интеграции.

Если цель анализа объекта заключается в возможно более глубоком познании закономерностей его функционирования при существующей структуре, то синтез относится к активной системосозидающей деятельности человека.

Становится ясно, что адекватность модели объекта управления в отображении взаимосвязей реальной ситуации будет определяться качеством информационно-аналитической работы.

На сегодняшний день в теории и практике наработан богатейший арсенал методов анализа и моделирования, тем не менее, качество анализа, даже на уровне системы национальных счетов, оставляет желать лучшего.

1.2 Функции менеджмента

Общие функции менеджмента были сформулированы А. Файолем в начале XX в. Эти функции проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности.

Рассматривая общие функций менеджмента главной считается титрование. Реализуя ее, предприниматель или менеджер должен обязательно сформулировать цели и задачи на предстоящий период, продумать стратегию действий, составить программы и планы для реализации стратегии.

Практическое воплощение планов и программ берет на себя организационная функция. Она реализуется по средствам создание самой организации, формирование ее структуры, распределения работы среди подразделений, сотрудников и координация их деятельности.


Мотивиционния функция заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную заинтересованность работников в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.

Особое место в системе управления занимают специальные функции, т.е. функции по управлению теми или иными объектами (подразделениями организации).

В организации можно выделить следующие объекты управления:

  • производство;
  • материально-техническое снабжение;
  • инновации;
  • маркетинг и сбыт готовой продукции;
  • кадры;
  • финансы;
  • учет и анализ хозяйственных процессов и т.д.

Цель — те конечные рубежи, на достижение которых через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения. В ходе выполнения целей в процессе управления производством, достигается воздействие на коллективы подразделений, отдельных работников посредством реализации функции управления.

Основными функциями управления организацией являются:

  • организация;
  • нормирование;
  • планирование;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • регулирование.

Организация как функция управления находит свои проявление через организационные структуры, организационные процессы (функционирования, развития), организационные законы, организационную культуру.

Организацией управления называют совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве.

В этом значении организация управления обеспечивает создание благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов).

Функция нормирования, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.


Функция планирования деятельности организации стоит во главе среди всех функций, так как она призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования означает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Этот вид функции реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.

Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме мотивов, которые побуждают к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

Функция контроля определяется формой воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Реализация этой функции основана на данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.

Функция регулирования деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.

Поэтому, содержание процесса управления определяется характером решаемых проблем и представляет собой совокупность операций, сгруппированных по его этапам. Этапы характеризуют последовательность качественного изменения работ в процессе управления, являясь ступенями внутреннего развития управленческого воздействия.

Процесс управления обладает следующими специфическими свойствами:

Изменчивость. Этот процесс означает, что процесс управления меняется, двиганется с одной ступени на другую. Осуществление этого процесса проявляется в различных взаимодействиях звеньев управления;


Устойчивость. Процесс проявляет себя, как возникновение и закрепление связей процесса управления, между осуществляющими его звеньями); непрерывностью (пока осуществляется процесс производства, существует и непрерываемость процесса управления);

Последовательностью, Процесс, характеризуется последовательность осуществления процесса управления: цель, ситуация, проблема, решение); Цикличность. Функция означающая повторяемость процессов управления во все новых и новых циклах.

Вывод по главе 1. Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи единоначалия и самоуправления группы. Административные, организационные и исполнительные функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться низшим ступеням управленческой иерархии - функциональным службам, вспомогательным подразделениям и т.п. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента - особого вида управленческой деятельности[4].

Глава 2. Мотивация, принципы её координации и регулирования

2.1 Мотивация, как функция менеджмента

Фундаментальное значение для достижения целей организации занимает мотивация. Мотивация, побуждение, это практически тождественные понятия. Мотивировав сотрудника, мы по сути своей, побуждаем его к действиям. К действиям активным, продуктивным, которые направлены на реализацию планов и дальнейшее улучшение обстановки на фирме, предприятии. Мотивация это процесс стимулирования самого себя и других к деятельности, которая направлена на достижение индивидуальных и общих целей организации. Самый старый способ намеренного воздействия на людей в целях выполнения задач организации осуществлялся при помощи принуждения и поощрения (метод «кнута и пряника»). Естественной основой эффективности этого метода были очень низкие экономические и социальные условия жизни работников в период промышленной революции[5]. Потребности людей бывают первичными и вторичными: первичные - это врожденные физиологические потребности: дыхание, сон, пища; вторичные вытекают из психологического состояния человека, например, потребности в уважении, успехе, власти. Вторичные потребности появляются с развитием интеллекта и приобретением жизненного опыта. Этим объясняется их многообразие[6].


Являясь продуктом физиологического и психологического состояния человека, потребности выражаются в его поведении, побуждают к определенным действиям. Побуждение проявляется в определенном поведении, которое ставит своей целью удовлетворение потребности. Когда эта цель достигнута, потребность может быть удовлетворена полностью, частично или вовсе не удовлетворена[7].

Все люди абсолютно разные по материальному положению, воспитанию, уму, культуре, интересам и т.п., поэтому существует множество разнообразных потребностей и целей. По-разному люди ведут себя и при достижении этих целей, поэтому нельзя предложить какой-то один «лучший» способ мотивации. То, что приемлемо для одного, может быть абсолютно неподходящим для другого. Постоянные изменения в организационной структуре, технологии производства, кадровые перемещения - все это также усложняет процесс мотивации[8]. Для того чтобы побудить работника к активной деятельности применяется вознаграждение. Применительно к мотивации вознаграждение имеет более глубокий смысл, чем деньги, выгода или удовольствия. Вознаграждение м является всё то, что человек считает ценным для себя. Но ценности у каждого человека свои. Портфель с долларами цивилизованным человеком будет воспринят как ценное вознаграждение, но для дикаря - более ценным окажется портфель[9].

Различают внутреннее и внешнее вознаграждение. Внутреннее вознаграждение человек получает от работы: удовольствие от общения с сослуживцами, удовлетворение от достижения результата, полезности произведенного продукта. Внутреннее вознаграждение обеспечивается путем создания хороших условий труда и точной постановки задачи[10].

Внешнее вознаграждение может выступать в виде как материального, так и морального вознаграждения: материальное - зарплата, дополнительные выплаты, премии, оплата определенных расходов; моральное - присвоение звания «лучший работник», похвала, отметка в приказе и др.

Для мотивации, прежде всего, необходимо определить потребности людей. А. Маслоу множество человеческих потребностей подразделил на пять групп по приоритетности их удовлетворения:

1) физиологические - вода, еда, жилище;

2) безопасность и уверенность в будущем. Защита от физических и физиологических опасностей и уверенность, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;