Файл: Основные функции в системе менеджмента (Содержание процесса управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В последнее время в развитии менеджмента просматриваются 3 наиболее интересные тенденции. Во-первых, некоторый возврат к прошлому — осознание значения материальной, технической базы современного производства и услуг. Это вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, роли производительности и качества продукции для победы в конкурирующей борьбе. Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократизации, участия рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. Демократизация управления, участие в управлении - это реальность, т.е. демократическим формам управления принадлежит будущее. В-третьих, усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает много новых вопросов, важнейшими из которых являются: общие признаки и различия в местном и международном управлении; закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран; особенности национального стиля в управлении и др.[1]

Современный менеджмент нацелен на то, чтобы способствовать развитию рынка, конвертируемости рубля, совершенствованию качества системы управления и рыночного ценообразования, повышению эффективности производства, его наукоемкости и экологизации[2].

Существует необходимость использования функционального подхода для адаптации структуры управления предприятием к современным условиям хозяйствования. Он позволяет наилучшим образом обосновать интеграцию процессов: планово-учетных, аналитических, контрольно-регулирующих, на основе формирования и использования информационных потоков, способствующих выработке: своевременных, обоснованных управленческих решений и обеспечивающих поступательное развитие предприятия.

Предпосылки становления функционального подхода прослеживаются в экономических трудах К. Маркса, А. Файоля, Л.Урвика, П.Ф. Друкера, Т.Парсонса, Г. Гантта, Д. Муни, П. Слоуна.

Существенный вклад в исследование понятия функций управления и их анализ внесли ученые: А.Р. Бриль, И.Б. Бухман, B.C. Васеленок, Р. Г. Влчек, Е.А. Грамп, М.Г. Карпунин, А.Я. Кибанов, О.В. Козлова, В.А. Лебеденко, Б.И. Майданчик, Н.К. Моисеева, А.И. Фредкин и др.


Актуальность темы: «Основные функции системы менеджмента» объясняется недостаточной разработанностью отдельных, но в современных условиях весьма важных вопросов теории, методологии и практики использования эффективных инструментов управления предприятием.

Цель исследования рассмотреть функции и функциональная структура менеджмента.

В соответствии с поставленной целью исследование направлено на решение следующих задач:

  1. определить содержание процесса управления;
  2. описать функции управления;
  3. проанализировать функциональную структуру управления.

Объектом исследования являются структура управления.

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты функционального подхода к структуре управления предприятием.

Теоретической и методологической базой исследования является зарубежная и отечественная теория и практика, методологические и инструктивные материалы по разработке функций и их реализации в реальном секторе экономики, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых.

При разработке и решении поставленных задач применялись следующие методы: группировка и сводка, детализация, сравнение, обобщение, метод научной абстракции, метод сравнений и аналогий. При решении конкретных задач использовались общенаучные методы исследования, методы логического, функционального и системного анализа.

Глава 1. Содержание процесса управления

1.1 Характер и эффективность процесса управления

Характер содержания процесса управления определяется характером решаемых задач. В зависимости от этого различают следующие аспекты содержания управления.

Методологическое содержание управления предполагает представление процесса управления в виде последовательности четырех его этапов: определения цели, оценки ситуации, определения проблемы и отыскания решения управленческого решения:


Целью называется представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система, т. е. это самый лучший вариант того, что возможно, что необходимо, тот образ который можно считать идеальным. Процесс управления начинается с уяснения, определения и постановки цели воздействия. Категория «цель» означает планируемый результат, который выступает как единство желаемого и возможного.

Основной целью производственного менеджмента является достижение рационального функционирования производственных подразделений с помощью воздействия всех уровней управления через систему количественных методов, которые способны быстро реагировать на любые незапланированные отклонения в производственно-сбытовом цикле[3].

Ситуацией принято считать, состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Она характеризуется совокупностью учитываемых факторов, измеряемых показателей (переменных) и их оценкой. Состояние системы никогда не может быть тождественно цели, всегда существуют ситуации, которые нужно оценивать.

Проблемой является противоречие между желаемым (целью) и действительностью (ситуацией). Для его разрешения, для приближения системы к цели необходим акт воздействия. Противоречие, на разрешение которого должно быть направлено воздействие, и есть проблема. Если не определить, не выделить проблему, то невозможно принять никакое управленческое решение.

Управленческое решение как заключительный этап процесса управления представляет собой нахождение путей разрешения проблемы и организационную работу по практическому ее разрешению в управляемой системе. Руководитель ищет самые верные и приемлемые рычаги решения проблемы.Решение является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.

Понятие «эффективность» происходит от слова «эффективный», что в переводе с латинского означает «достигающий определенного результата».

Это означает то, что речь идет о двух аспектах эффективности: о достижении целей и о соотношении входов и выходов.

Эффективность управления является результатом слаженной работы в двух направлениях, в взаимодействии эффективностей системы и процесса управления.

Эффективность системы управления - как частный случай эффективности производства характеризуется действенностью системы управления, ее автономностью, степенью организованности и самоуправления, гибкостью, адаптивностью, сплоченностью коллектива организации и т.п.


Однако, учитывая, что сердцевину процесса управления составляет процесс выработки и принятия управленческого решения, при определении его эффективности следует учитывать дополнительные затраты собственно на его организацию. Проблема заключается в том, что трудно подобрать величины, которые могли содержать такие элементы сравнения, которые могли бы выступить в роли критериев.

Например, в экономике, полноценными критериями эффективности могут служить лишь такие немногие показатели, как производительность труда, прибыль, все модификации рентабельности и некоторые другие.

В. В. Тригубенко, утверждал, что в своей экстремальной значимости (минимум-максимум) критерий эффективности приобретает смысл критерия оптимальности, т.е. величины, удостоверяющей какой вариант управляющего решения из всего множества возможных и допустимых является наилучшим (оптимальным).

Интересна также точка зрения В. В. Тригубенко, связанная с комплексностью критериев оценки эффективности процесса управления и его организации. Он предлагает рассчитывать кроме экономической информационную эффективность.

Учитывая специфический характер всей целенаправленной деятельности системы управления - повышение степени упорядоченности (организованности) строения и развития объекта управления для достижения запроектированной цели наиболее эффективным путем.

Информация в кибернетическом понимании - это мера определенности (упорядочения) строения и развития системы. Степень упорядоченности информации определяет меру соответствия субъекта и объекта управления. Противоположная ей величина - мера «беспорядка» носит название энтропии. Между этими величинами существует зависимость и изменяются в интервале [0, 1], в сумме они не должны превышать единицы и связаны простым соотношением.

I(t) = 1-H(t), (1.1)

где I(t) - информация; H(t) - энтропия.

При недостатке информации управленческие решения - стержень процесса управления - принимаются в условиях неопределенности. Поэтому важнейшей проблемой повышения эффективности управления в целом и процесса управления, в том числе, является организация и интеграция информационных потоков для принятия управленческих решений. Принятие решений требует не только техники генерирования, сбора и обработки данных, но и создания информационной инфраструктуры.

На сегодняшний день информационный ресурс стал «важнейшей экономической категорией и источником дополнительных прибылей. Владение релевантной системно организованной информацией трансформируется в экономические преимущества».


Организация информационных ресурсов на предприятии осуществляется через функции информационного обеспечения систем управления.

Суть информационной эффективности проявляется в том, что по мере того, как в процессе управления возрастает составляющая, связанная с созданием, хранением и перемещением информации, в них возникают предпосылки интенсивного развития. Так же, что информационный ресурс выступает как средство оптимизации взаимодействия между всеми производственными компонентами и экономии всех задействованных ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т.д.), он позволяет поднять на качественно новый уровень организацию обратных связей, по которым поступает информация об эффекте, достигаемом в результате управленческого воздействия. Появляется возможность направлять процесс управления по наиболее точным траекториям.

Так же, следует учитывать так называемый диффузный мультипликативный эффект, заключающийся в том, что повышение качества (своевременность и безошибочность) управления в одном контуре иерархии порождает лавинообразный рост качества управления в других контурах.

Поэтому, к составляющим информационной эффективности процесса управления следует отнести:

  • упорядочение структурно-организационного построения предприятия;
  • оптимизацию взаимодействия между компонентами производства и управления;
  • развитие человеческого потенциала (приращение знаний. Знания следует рассматривать как результат накопления и преобразования информационных потоков);
  • повышение качества и оперативности процессов управления;
  • интеграцию функций по горизонтали и вертикали;
  • диалектическую логизацию процесса управления.

Диалектическая логизация означает приведение структуры и содержания процедур процесса управления в соответствие с законами логики, наполнения содержания знаниями развивающего характера.

В этой связи возникает необходимость выделения еще одного компонента эффективности процесса управления, а именно, эффективности логической.

Логическая эффективность является результатом конструктивной алгоритмизации и технологизации процесса управления, математического и программного обеспечения, с помощью которых происходит собственно превращение сырых данных в ценные сведения, управленческие решения, несущие порядок. Иными словами, логическая эффективность характеризует степень формализации процесса управления.

Между показателями экономической, информационной и логической эффективности существует очевидная связь: чем выше степень организованности системы и ее логическая определенность, тем выше ее экономичность.