Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 1512

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрение проблем развития торговли и торгового предпринимательства было бы неполным без обращения к работам Ю.А. Соломеина, М.М. Шумилова, в которых отражены проблемы внешнеторговой деятельности, связи внешнего и внутреннего рынков, правовое регулирование торговли периода допетровской России. Р.К. Гайнутдинов анализирует правовые особенности меркантилистской политики в России периода XVII - первой четверти XVIII вв. В ряду материалов, относящихся к справочной литературе, следует выделить статью «История торговли в России» В.И. Покровского, подготовленную для энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1890-1907) [8, с.7].

Вывод по 1 главе

Предпринимательство, по своей сути, есть срез экономической культуры, выступающей как система. Его сущность проявляется через единство двух начал, которые по разному включены в данную систему. В одном случае это – внешняя среда, в которой реализуется предпринимательство как особый вид деятельности, во втором – нравственная основа, опосредующая его мотивацию и социальную направленность.

2. Развитие коммерции в России за рубежом и в России

2.1.Возникновение и основные этапы становления предпринимательства за рубежом

Под термином «коммерция» традиционно понимают особый вид организации экономической, производственной или какой-либо другой деятельности, приносящей доход. Понятие коммерции сегодня является очень актуальным. Тем не менее, возникло оно отнюдь не недавно. История предпринимательской деятельности уходит своими корнями в глубокое прошлое [9, с.16].

Возникновение и развитие коммерции — сложные и многогранные процессы, которые прошли непростой и длительный путь изменений. Когда именно впервые были установлены коммерческие отношения между людьми, доподлинно неизвестно [1, с.1562].

Исторические источники свидетельствуют, что аналоги современной торговли и предпринимательства существовали еще на заре развития человечества, в каменном веке. Сущность коммерции в те времена сводилась к обмену какими-либо ценными предметами, приносящему выгоду обоим участникам обмена. Первоначально торговля носила натуральный характер (то есть, производилась без присутствия денег, которые появились в обиходе значительно позднее).


Такие отношения были достаточно выгодными, но зачастую весьма неудобными — чтобы получить желанный предмет, человеку порой приходилось совершать длинную и сложную цепь обменов, чтобы в конечном итоге обрести то, что ему необходимо [4, с.109].

Для решения этой проблемы торговцы стали искать выход. Сначала они устраивали специальные ярмарочные дни, на которых собирались владельцы разных товаров. Затем они поняли, что процесс торговли можно значительно упростить, если, оценивая стоимость товара, использовать отдельные, уникальные и ничего не означающие предметы (например, листья, раковины и т.д.).

Особенно удобными для нужд торговли оказались драгоценные металлы (серебро и золото). Их легко было делить, взвешивать и измерять, поэтому они стали важным денежным материалом. Использование золота и серебра совершило настоящую революцию в сфере коммерческих отношений и привело к возникновению нового понятия — прибыли [9, с.63].

Документально подтверждается, что история бизнеса начинается в Месопотамии. Там группы дельцов создавали товарищества, которые с помощью аккредитивов обеспечивали финансами различные торговые сделки [5, с.46].

В Древней Греции торговля была сферой контроля государства, а предприниматели занимались оказанием различных услуг, в первую очередь финансовых и кредитных.

Бурное развитие бизнеса происходит в Древнем Риме. Предприниматели создают крупные банковские объединения, предприятия по производству одежды, оружия, предметов быта и мебели. В это время начинает активно использоваться труд наемных работников. Но производство было преимущественно ручным. В этот период формируются первые системы учета и налогообложения предпринимателей, делаются попытки регулирования их деятельности [8, с.78].

После падения Римской империи история бизнеса вступает в новый этап развития. Происходит бурный рост торговли, благодаря византийским связям между востоком и западом, устанавливаются новые связи между европейскими государствами и восточными странами.

Города становились центрами обмена товарами близлежащих населённых пунктов. В город съезжались крестьяне для реализации излишков выращенного урожая. Ремесленники продавали свою продукцию и покупали продукты питания: хлеб, овощи, мясо, молоко.

Феодалы реализовывали на рынке продукты из своих владений. У них возникала потребность в ювелирных изделиях, красивой одежде и мебели, дорогом оружии. Вещи, изготовленные деревенскими мастерами, всё более уступали в качестве и внешнем виде товарам городским ремесленников.


Город превращался в пункт торговли и с отдаленными территориями и с другими государствами. Хотя внутренняя торговля продолжала существенно отставать в своём развитии от внешней [5, с.47].

Торговля, также как и ремесло, составляла основу городской жизни. Среди профессиональных торговцев выделяются категории: богатые купцы и мелкие лавочники и разносчики. Богатые торговцы осуществляли оптовые сделки, занимались транзитной торговлей. Им приходилось часто разъезжать по миру, в крупных городах они основывали торговые конторы и агентства. Самым большим влиянием обладали купцы из портовых и столичных городов: Лондон, Генуя, Константинополь, Любек, Марсель. Мелкие торговцы по своему положению были близки к ремесленникам [8, с.75].

Первыми настоящими деньгами (правда, они тогда делались не из бумаги, а из кожи), можно считать деньги, появившиеся в эпоху правления Чин-Гиз Хана. Это были настоящие (нетоварные) деньги, которые дали значительный толчок к развитию производства.

В те времена торговля шла уже не только между представителями одного народа, но и между целыми государствами. Например, знатными и опытными купцами считались арабы, которые путешествовали по миру и продавали жителям других стран экзотические специи, благовония, роскошные ткани, изделия из золота и прочие товары. Морской торговлей занимались также китайские и индийские купцы. Особенно преуспели в коммерческой деятельности скандинавы, которые привозили в южные земли редкие для тех мест товары — меха, шерсть, китовый ус и т.д.

В эпоху крестовых походов произошел серьезный переворот в истории торговли. Европейские рыцарии воочию познали роскошь Византии и Востока, и это значительно увеличило спрос на восточные товары. Европейские купцы стали исследовать глубины Азии, а также совершали путешествия в Африку [6, с.59].

Рост городов стимулировал развитие торговли в Западной Европе. Наибольшее значение в период развитого феодализма приобрела международная торговля. В XI-XV веках внешняя торговля сосредоточилась в двух центрах: Средиземноморье; Балтийское и Северное моря [5, с.81].

Средиземное море служило связующим звеном для торговых операций между морскими европейскими государствами (Италия, Франция и Испания). Также по нему проходили торговые пути с Византией, странами Востока и Чёрноморскими державами.

В XII-XIII веках византийские купцы и арабы уступили первенство в этой торговле купцам из крупных европейских городов: Генуя, Венеция, Барселона, Марсель [8, с.79].


Восток и Запад обменивались особыми видами товаров. Так из Европы везли драгоценные металлы (золото и серебро), оружие, сукно и другие изделия ткачества. Из стран Востока привозили пряности и предметы роскоши, вино и квасцы, хлеб. Продавали не только продукцию, но и рабов.

Северное и Балтийское моря стали морскими путями для торговли между Русью, Скандинавскими странами, Европейскими монархиями. Среди русских городов выделялись: Нарва, Новгород, Полоцк, Псков. Восточная Балтика и Польша представлена городами Ревель (Таллин), Данциг (Гданьск), Рига.

Нидерланды, Фландрия, Брабант, Англия и Франция широко использовали возможности морской торговли. Товарами выступали рыба и соль, меха и шерсть, лён и сукно, воск и смола, пенька и лес. Большую роль играла торговля хлебом [4, с.110].

Связь между двумя центрами поддерживалась по двум направлениям. Первый (сухопутный) вёл через Альпы и далее пот Рейну. Города, расположенные по Рейну были втянуты в транзитную торговлю и процветали. Второй (морской) проходил вдоль Атлантического побережья Европы.

Эпоха великих географических открытий дала значительный толчок развитию торговли. Португальские мореплаватели, отправляясь в далекие странствия, возвращались, привозя в собой невиданные ранее товары. Именно так Европа впервые открыла для себя кофе, хлопок, сахар, ваниль, какао, табак. Денежное хозяйство тем временем становилось все более крепким. По всему миру открывались многочисленные банки и зарождался крупный торговый капитал [4, с.111].

В XI-XII веках купцы одного города стали объединяться в союзы по примеру ремесленников. Такое объединение получило название гильдии. Купцы, занимающиеся торговлей одним товаром или привозящие товар из одного места, объединялись для удобства и облегчения своего труда. Гильдия предоставляла своему члену правовую защиту и привилегированное положение по сравнению с одиночными торговцами. Вместе члены гильдии образовывали военную и религиозную организацию. В случае необходимости объединения приходило на помощь члену гильдии или его семье [5, с.92].

Купцы из разных городов также образовывали союзы. Самым знаменитым стал союз Ганза, основанный купцами германских и западнославянских городов. Общая численность членов союза равнялась трёмстам городам [8, с.89].

В XIV веке в Италии была придумана система бухгалтерского учета, которая стала впоследствии важным условием развития капитализма. К концу Средних веков начинают появляться крупные компании, которые не только занимаются продажей и транспортировкой товаров, но и сами производят различные товары, нанимая рабочих.


В XVI веке Реформация привела к появлению протестантизма, который важной добродетелью считал трудолюбие и рассматривал богатство, как знак божественного благословления. Это привело к появлению большого количества предпринимателей по всей Европе, а особенно на ее севере.

На рубеже XVII и XVIII веков впервые английский ученый Кантильон употребляет слово «бизнес» [5, с.47].

С середины XVIII века начинается промышленная революция, появляются возможности быстро производить недорогие товары в больших количествах. На этой волне появляется новый класс предпринимателей-промышленников, которые стремились извлечь прибыль, расширяя производство. Этот класс становится настоящим «двигателем прогресса», бизнесмены становятся инициаторами внедрения новых технологий, ищут способы повышения эффективности предприятий, вырабатывают новые приемы управления компаниями. В середине XVIII века расширяется сфера акционерных обществ и банковского дела, это приводит к тому, что бизнес начинает все сильнее делиться на крупный и малый, между ними быстро растет разрыв [4, с.112].

В середине XIX века формируется класс капиталистов, которые вкладывают ресурсы в развитие производств.

В промышленную эру, с развитием производства, торговля между странами стала еще более активной. Именно тогда впервые зазвучали слова «экспорт» и «импорт». Бурный расцвет торговли произошел в тех странах, которые из землевладельческих превратились в промышленные (Англия, Франция, Германия, Нидерланды). И по сей день эти государства находятся в числе лидеров в списке стран, ведущих международную торговлю [1, с.1563].

С начала XX века начинается современный этап предпринимательства, когда проходит бурный рост числа бизнесменов. В это время характерными становятся истории бизнеса с нуля, огромный толчок развитию этой сферы дает выход мира из финансового кризиса и распространение американской идеи о личном успехе для каждого.

В начале XX века появляется новая сфера деятельности – менеджер, внедряются научные методы управления бизнесом, активно формулируются все новые экономические теории. В середине XX века происходит 3-я промышленная революция, которая приводит к прорыву в сфере инновационного бизнеса. Новый виток предпринимательства связан с коммерческим освоением виртуального пространства. Электронная коммерция стала площадкой для реализации своих идей молодыми бизнесменами. Их привлекала не только сама новая, уникальная сфера, но и возможность организовать прибыльное дело при небольших первоначальных вложениях [1, с.1564].