Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 1505

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современный этап характеризуется активным развитием венчурного бизнеса, который связан с привлечением средств инвесторов и реализацией бизнес-проектов в наукоемких и высокотехнологичных сферах производства.

2.2.Предпринимательство и коммерция в России

В нашей стране торгово-денежные отношения возникли несколько позже, чем во многих других государствах — только в 9 веке. Первоначально они также носили натуральный характер. Центрами русских городов были рынки. В X-XI веках на Руси появилось крупное купеческое сословие, занимающееся торговлей. В период феодальной раздробленности торговля шла между княжествами Руси, а затем она стала международной [4, с.112].

Знаменитый западный торговый путь шел из Черного моря вверх по Днепру и другим рекам в Балтийское море. Славянские купцы, путешествующие по этому пути, везли в Царьград мед, воск, меха и другие товары. Славяне заезжали также в Германию и во Францию, где их товар пользовался значительным спросом [10, с.124].

В XVII в. экономика Русского государства совершила в некотором смысле рывок. Дело в том, что начало века – это период Смутного времени, когда страна находилась фактически на краю гибели. Экономика была в глубоком упадке, сильнее всего пострадало сельское хозяйство, разоренное войнами и произволом внутри страны. Но и другие отрасли экономики также сильно пострадали. Поэтому интенсивный курс на восстановление, проводимый первыми Романовыми, привел к хорошим результатам, учитывая то, какая ситуация была в начале перемен.

В XVII в. началось формирование всероссийского национального рынка. Это был важный этап в развитии рыночных торговых связей.

Класс купечества продолжал развиваться вместе с развитием торговли. Среди купцов верхушкой были «гости» – самые богатые и привилегированные, они имели право вести торговлю не только внутри страны, но и за рубежом. Гостей назначали на важные должности в столичных и местных финансовых аппаратах. Так, в Москве было 30 «гостей». Также в среде купцов существовали корпорации – гостиная и суконная сотни [7, с.416].

Всероссийский рынок позволил преодолеть экономическую замкнутость отдельных земель. Этим процессом завершилось формирование Российского централизованного государства [10, с.126].

Активная торговля со странами Востока установилась через Астрахань. Там находились Индийский и Персидский торговые дворы (по аналогу Голландского и Английского в Архангельске). С активным освоением земель на востоке туда же двигались и купцы, промышленники и различные «вольные» люди. В конце XVII в. русское население Сибири равнялось 150 тыс. человек. Местные люди обязаны были платить в казну специальный натуральный налог – ясак. Вскоре Сибирь стала производить хлеба столько, что сама себя могла прокормить.


С выходом к Тихому океану и Охотскому морю Россия вошла в соприкосновение со странами Дальнего Востока. В конце XVII в. постепенно налаживалась торговля с Китаем.

Петровские реформы дали значительный толчок к развитию внешней торговли. Купеческое сословие богатело и развивалось и к концу XIX -началу XX века было очень почетной и уважаемой прослойкой общества [3, с.16].

История российского предпринимательства так же глубока, как и история самой России. Но временем его расцвета, по свидетельствам историков, стал период второй половины XIX-начала XX веков, получивший название «золотого века» российского предпринимательства. Именно в эти годы нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, кризисов или благоприятных условий [7, с.416].

Темпы развития русского предпринимательства в XIX-XX веках были просто удивительны. С 1802 по 1881 годы численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих - более, чем в восемь раз. Только за 1804-1863 годы почти в пять раз выросла производительность труда. В конце XIX - начале XX веков состоялось коренное техническое перевооружение промышленности. По темпам роста промышленной продукции и производительности труда Россия вышла на первое место в мире. С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10-12 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире. Таковы были плоды деятельности русского предпринимательства, которые подавали большие надежды, но революция 1917 г. изменила ход событий [9, с.156].

Символами этой эпохи стали многие знаменитые предприниматели и целые династии: Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Третьяковы, Алексее- вы, Бахрушины и другие. Их всех отличал ответственный подход к ведению дел, который считался единственно возможным у купцов первой гильдии и промышленников в дореволюционной России. Честность и добросовестность, верность этическим и моральным принципам были неотъемлемыми элементами успеха – за отступление от них приходилось платить высокую цену. С тем, кто хотя бы раз не выполнил взятые на себя обязательства, отказывалось иметь дело все предпринимательское сообщество. Честное купеческое слово было высшей гарантией – ему доверяли больше, чем договору, составленному на бумаге [2, с.32].

Эти люди – промышленники, купцы, банкиры – не просто занимались предпринимательской деятельностью, они были еще и известными благотворителями и меценатами. Во многом именно они заложили основы современной российской культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной поддержки [2, с.34]. Их деятельность может стать прекрасным примером того, что сейчас называется социальной ответственностью бизнеса [5, с.47].


Сегодня коммерческая деятельность находится на пике своего развития. Крупнейшие производства разных стран создают миллионы востребованных товаров, которые становятся предметом не только национальной, но и международной торговли [9, с.78].

Вывод по 2 главе

Развитие коммерции и коммерческих отношений осуществлялось параллельно с предпринимательством, так как коммерческая деятельность является частью предпринимательства.

Исторически в человеческом обществе из предпринимательства, коммерческой деятельности и торговли первой возникла торговля, которая как процесс обмена излишками продукции, известна с каменного века. Вначале обмен носил натуральный характер, но с возникновением денег установились товарно-денежные отношения и получила развитие коммерческая деятельность.

3.Российское торговое предпринимательство в XVIII веке

3.1.Государство и купечество

Сословная структура России практически не знала отдельного сословия предпринимателей, подобно третьему сословию Западной Европы. Предпринимательством в России могли заниматься представители различных сословных групп – от бояр до крестьян. Петр I также не считал, что для развития промышленности и торговли нужно создавать особое сословие. Тем более он не задумывался над проблемой политических прав и свобод подобного сословия. Одним из распространенных методов развития промышленности и торговли Петр I считал метод государственного принуждения и насилия [3, с.17].

Уже Соборное уложение 1649 г. Алексея Михайловича положило начало консолидации купеческого сословия. Именно купец, как торговый человек, получающий большие прибыли от занятий торговлей, становится обладателем капиталов. Несмотря на многочисленные побочные занятия, торговое предпринимательство становится главным делом российского купечества [7, с.417]. Торговый капитал формируется раньше промышленного, и только затем очень медленно и неспешно направляется в отрасли, связанные с промышленным производством. Первоначальное накопление капитала происходит в торговой сфере и торговом предпринимательстве. Петровская эпоха радикальных и всесторонних преобразований придала ей новый импульс и ускорение [6, с.59].


Укрепление государственной мощи невозможно без развития тяжелой промышленности, активной торговли и ремесла. Хорошо развитая торговля, как внутренняя, так и внешняя, обеспечивала приток денежных средств в казну, без которых невозможны были все грандиозные начинания и победные военные операции. На формирование экономической стратегии Петра I большое влияние оказали господствующие в Западной Европе идеи позднего меркантилизма. Одна из основных идей состояла в том, что главные богатства государства формируются в сфере обращения и накопления денежных средств (золото и серебро) за счет соблюдения активного внешнеторгового баланса, мануфактурного строительства, покровительственных тарифов и активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь [3, с.18].

Строгая регламентация и опека (протекционизм) торговых и промышленных предпринимателей достались в наследство от прошлых времен. Нужны были новые подходы и действия. Распространение идей меркантилизма и «общего блага» совпало с вызреванием предпосылок для предпринимательского подъема. На выработку хозяйственной политики Петра I большое влияние оказали институциональные введения и достижения второй половины XVII в.: Соборное уложение 1649 г., Таможенный (торговый) устав 1653 г., Уставная грамота 1654 г., Новоторговый устав 1667 г.[6, с.60]. Эти документы стали основой для подъема и экономического развития государства. Не последнюю роль в выработке путей развития отечественного предпринимательства сыграли идеи первого российского политэконома А.Л. Ордин-Нащокина о развитии частной инициативы, заимствовании опыта других стран, создании кредитных учреждений. Считаться с предпринимательской инициативой заставляло заметное расширение самого слоя предпринимателей. В торговом предпринимательстве все активнее действовала верхушка – гости, представители гостиной и суконной сотен. Многие из них стали обладателями больших капиталов и свободных денежных средств [7, с.418].

Петровскую политику в отношении предпринимательства не следует воспринимать как нечто единое и сразу сложившееся. Она всецело зависела от геополитических задач и положения на театре военных действий. Важнейшим стимулом в развитии торгового предпринимательства стала Северная война 1700 – 1721 гг. В зависимости от военных поражений и успехов в развитии внутренней и внешней торговли и отношения к ней государства можно выделить два периода.

Первый период – с середины 90-х гг. XVII в. и примерно до конца 10-х гг. XVIII в. – характеризовался усилением вмешательства государства в процесс торговли. Экспорт товаров за границу и продажа его внутри страны были постоянным источником пополнения государственной казны, нуждающейся в громадных средствах на совершение военных походов, ведения войн, строительство флота. Эта задача достигалась методом введения государственной монополии на заготовку и сбыт определенной группы ходовых товаров, ассортимент которых постоянно расширялся. Одной из первых была установлена монополия на важнейший пищевой продукт – соль. При этом государство непросто прибирало к рукам прибыльную отрасль, но увеличивало цены вдвое, получая 100 %- ю прибыль. От табачной монополии в том же 1705 г. государственная прибыль составила 800 % [6, с.61]. Практически все товары, продаваемые купцами за границу, также перешли в разряд монопольных [3, с.19].


Отношения с купечеством и посадом выстраивались по взаимоисключающей схеме. С одной стороны, налицо стремление расширить порядки самоуправления, а, с другой стороны, все большее стремление привязать их к государственной службе. Созданные в городах Бурмистерские палаты, переименованные в Ратушу, сочетали в себе две функции. Они были органами самоуправления посадского населения и одновременно являлись государственной кассой, центральным финансовым ведомством. Выборные бурмистры отвечали за сбор большей части государственных доходов. В соединении столь различных функций проявилось тяготение к традициям старомосковской Руси, когда представителям купеческой верхушки приходилось заниматься не только коммерцией, но и выступать финансовыми агентами правительства. В период Северной войны при введении новых налогов количество купеческих служебных обязанностей резко возросло [9, с.79].

Одновременно правительство стремилось расширить круг торговых людей. Оно разрешило записываться в посады и слободы всем лицам, имевшим торги от крестьянина до разночинца по согласованию с органами купеческого самоуправления. Ратуши могли отказать в такой записи и даже запретить заниматься торговыми операциями. По указу 1709 г. было разрешено приписывать к посаду всех, кто имел торгу на 100 и более рублей. Можно было оставаться и не приписанным, но следовало уплачивать оброк в размере, который платили посадские люди. За неуплату оброка человек лишался права на торговлю и промыслы под предлогом того, что он «торгами своими у посадских людей промыслы отымает». В свою очередь, купеческим и посадским людям путь в другие звания и должности без ведома Ратуши был закрыт [7, с.420].

Защита купцов от произвола должностных лиц сопровождалась принуждением к выполнению служб при различных структурах. Наиболее состоятельную часть граждан принуждали к насильственному сколачиванию торговых компаний, например, для постройки за свой счет определенного количества кораблей. Насильственными мерами вовлекали купцов в крупную промышленность. Принудительные акции сопровождались постоянным ростом прямых налогов. Основным подоходным налогом для купечества была «десятая деньга». Но этим взимания не исчерпывались. Поборы увеличивались за счет введения все новых окладных и «запросных» (единовременных) сборов. Процесс сдерживания накопления капиталов в руках купечества находился в прямой зависимости от его правого статуса. Купечество относилось к числу тяглых сословий и как все посадские люди с 1724 г. было записано в подушный оклад. Дополнительные налоговые повинности, выполнение многочисленных казенных служб, круговая порука при уплате подушной подати за выбывших членов общины подрывали экономическую мощь данного сословия [4, с.113].