Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 1515

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Русские торговые люди видели своих главных конкурентов в иностранных купцах. Их сила была в наличии у них кредитных учреждений и в объединении в компании. Основываясь на идеях, высказанных еще в XVII в. А.Л. Ордин-Нащокиным о создании товариществ среди купечества разного достатка и об оказании обоюдной хозяйственной и финансовой (кредит) помощи, Петр I в 1699 г. предписал «купецким людям торговать так же, как торгуют в иных государствах, компаниями… отчего надлежит быть казны пополнение» [5, с.50]. Появление торговых и промышленных компаний стало отличительной чертой предпринимательства петровской эпохи. Российские компании не вырастали из инициативы учредителей на основе хозяйственной деятельности, а были, как правило, результатом царского указа и создавались принудительными методами. Особенно трудно шло создание торговых компаний. Они формировались на основе паевых взносов. Нередко состав участников и размеры паев определялись «сверху». Поскольку компании объединяли купцов самого разного достатка, то паевые взносы отличались большой разбросанностью, соотношение которых иногда составляло 48:1 [3, с.20]. Торговые компании чаще всего строились по типу полных товариществ с солидарной ответственностью имуществом участников. Доходы и убытки пайщиков исчислялись пропорционально вложенному капиталу. Только в последние годы царствования Петра I стали появляться компании, основанные по инициативе предпринимателей [10, с.158]. Некоторые из них даже трансформировались в командные товарищества или акционерные общества. В целом это были переходные формы от полных товариществ семейного типа (торговых домов) к более гибким формам компанейского предпринимательства западноевропейского образца. К национальной специфике созданных компаний можно отнести зависимость в принятии решений от государства, казенную финансовую и организационную подпитку, получение льгот и привилегий. Однако отсутствие опыта, должной организации и инициативы делали многие компании нежизнеспособными и превращали их в фикции [8, с.96].

В первой четверти XVIII в. наблюдается усиление роли дворян в торговом предпринимательстве. К этому их особенно побуждает Указ о единонаследии 1714 г. Младшим сыновьям, не получившим недвижимость, ничего не остается как заняться учением, службой или торговлей, которая стала ставиться в один ряд с военной и гражданской деятельностью. Запись дворян в купцы всячески поощрялась и не ставилась им в «бесчестье» (до 1736г.). Многие представители высшей знати благоволили к коммерческой деятельности [6, с.61].


3.3.Внешняя торговля

Не меньшее значение, чем промышленному развитию и внутренней торговле, Петр I уделял внимание внешнеторговым связям. Для активизации внешней торговли России необходимо было утвердиться на морских побережьях. Стремлению завоевать выход в Черное море отвечали Азовские походы 1695 – 1696 гг. В отвоеванный по Константинопольскому миру Азов и созданную военно-морскую базу Таганрог переселялись купцы из разных городов России. Через отвоеванный регион шла активная торговля с восточными странами. Однако неудачный Прусский поход 1711 г. привел к потере Азова и резкому свертыванию внешнеторговой деятельности в Азовско-Черноморском регионе [4, с.117].

Более удачной оказалась борьба на северо- западе страны за выход к Балтийскому морю. На его берегу и было начато строительство нового порта для расширения торговых связей с Западной Европой. До выхода на Балтийское побережье единственным внешнеторговым портом России был Архангельск. Главными торговыми партнерами России выступали Англия и Германия. Торговать с ними через Архангельск можно было по обходному торговому пути и через Белое море, доступное для навигации очень короткое время. Новым портом на Балтийском море стал Санкт-Петербург. Россия расширяла свои торговые связи, заключая конвенции и двусторонние договоры с Францией, Италией, Голландией, Англией и Германией [5, с.53]. Активизации торговли с Западом способствовало строительство отечественного торгового флота, начатое на казенных верфях Архангельска. Хотя освоение новых торговых путей на отечественных кораблях сулило в перспективе неплохие барыши, торговля на балтийском побережье с обеих сторон шла вяло до окончания Северной войны. Господство на море шведских судов и военная обстановка не побуждали купцов и морских капитанов бороздить балтийские просторы с торговыми целями. Не действовали никакие посулы, обещания льгот и наград. Несколько иностранных судов заходили в Петербург в 1703, 1704, 1710 гг., предварительно договорившись со шведами [3, с.24]. Принудительное изменение направления грузопотоков из Архангельска в Петербург, предпринятое Петром I в 1713 г., наносило заметный ущерб негоциантам, вызывало с их стороны неповиновение и стремление отстаивать свои коммерческие интересы и права, сохранение налаженных торговых путей и связей. В течение восьми лет (1710 – 1718 гг.) вывоз товаров из Архангельска увеличился в денежном выражении с 1,3 до 2, 3 млн. руб., а ввоз – со 142 до 600 тыс. руб.


Картина заметно изменилась после победы России и заключения Ништадтского мира в 1721 г. Десятки иностранных купцов стали открывать в Санкт-Петербурге свои конторы и переселяться из московской Немецкой слободы в новую столицу на постоянное жительство. Если в 1713 г. радовались прибытию в Санкт-Петербург шести иностранным торговым судам, то в 1722 г. их уже прибыло 116, а в 1725г. – 214. Количество судов в Архангельском порту за тот же период снизилось со 134 до 19. В 1718 г. из Петербурга было вывезено товаров на 268 590 руб., а доставлено на сумму 218 049 руб. В 1724 г. на Петербург приходилось почти 65% общего объема русско-европейской торговли [3, с.25]. Путь превращения Санкт-Петербурга в главный порт страны был долгим и требовал решения целого комплекса экономических, финансовых и политических проблем. Активизация внешней торговли через новую столицу Санкт-Петербург сдерживалась также нехваткой у России собственных торговых судов, а также срывом торговых соглашений иностранными державами, видевшими в России мощного конкурента. Помимо Санкт-Петербурга торговля с Западом производилась также через Новгород и Псков. Российские товары из этих городов поступали в Нарву, Ревель (Таллинн), Ригу, основанную немцами и вошедшую в состав Российской империи. Со странами Западной и Центральной Европы Россия вела не только морскую, но и сухопутную торговлю. Главные торговые пути по суше проходили через Украину [4, с.120].

Для торговли с Азией расширялись рынки в Сибири, на Дальнем Востоке и на Каспии. Главными российскими воротами на Восток оставалась Астрахань. Только пошлина с привезенных в этот город персидских и бухарских товаров составляла почти 23 тыс. руб. в год [10, с.360]. На российском рынке можно было встретить торговцев из Индии, Ирана, Китая, среднеазиатских государств. Преобладание армянских и индийских купцов на восточном направлении продолжалось до середины столетия. Влияние русских купцов ощущалось в меньшей мере, но неизменно росло.

Торговля способствовала укреплению двусторонних и дипломатических отношений. Для защиты российских торговых интересов в иностранных государствах стали учреждать русские консульства. Первое было открыто в Амстердаме (1707 г.), затем в Венеции, Гамбурге, Париже, Бреславле, Антверпене, Вене, Кадиксе, Лиссабоне. Консулы собирали сведения о торговле, содействовали совершению двусторонних торговых сделок, свидетельствовали завещание в случае смерти купца, охраняли его имущество, но главное, помогали русским людям советом и делом [9, с.170]. Главным поставщиком шелка-сырца для производства шелковых изделий в Россию была Персия. Но Россия вела с Персией меновую торговлю, поэтому при возникавших недоразумениях найти защиту русским торговым интересам в персидском суде было практически невозможно. Петр I заключил с Персией мирный договор и открыл вице-консульство в Шемахе. Попытка переориентировать на российскую территорию торговые пути армянских купцов по перевозке шелка в Западную Европу не имела успеха. Правительство всячески поощряло деятельность за границей торговых посредников. Все же главным объектом внимания консулов оставалась не частная, а казенная торговля. Широкого развития не получила и практика отправки купцами своих детей и родственников за границу для обучения коммерции, так как государство призывало купцов учить детей «на собственном коште». Далеко не все торговые предприниматели имели свободные средства и не видели большой выгоды в этом для своей торговой деятельности [10, с.378].


Петр I рекомендовал вывозить из России не только сырье, но и готовую продукцию по мере расширения промышленного производства. В начале 1720-х гг. определились принципы российской таможенной политики [3, с.27]. Главная тенденция состояла в повышении тарифных ставок на ввоз в Россию товаров, которые производились внутри страны на отечественных мануфактурах. Свое закрепление новые принципы получили в изданном в 1724 г. таможенном тарифе. Вывоз драгоценных металлов и изделий из них запрещался полностью. Таможенный тариф поддерживал молодую растущую промышленность России и ограждал внутренний рынок от проникновения западных товаров. Однако отсутствие конкуренции обрекало российскую промышленность на застой и не создавало условий для повышения качества выпускаемой продукции [10, с.389].

Вывод по 3 главе

Таким образом, государственная политика в отношении торгового предпринимательства с середины 90-х гг. XVII в. и до 1718 г. отмечена противоречивыми тенденциями. В условиях мобилизации всех ресурсов для ведения войны сковывалась и подавлялась частная предпринимательская инициатива. Одновременно с этим делались определенные шаги для введения элементов самоуправления для торгово-посадских людей, поощрения создания компанейских форм предпринимательства, открытия биржи. Только к концу Северной войны, в успешном исходе которой для России уже никто не сомневался, наметился определенный поворот в государственной экономической политике.

Сущность перемен состояла в том, чтобы, сохраняя этатизм, дать определенную свободу действия, позволяющую раскрыть и использовать имеющиеся финансовые, организационные и интеллектуальные возможности купечества. Исключение ряда товаров из государственной монополии и снятие некоторых административных преград оживило частное торговое предпринимательство, способствовало его количественному и качественному росту и увеличению объемов купеческого торгового капитала.

Вместе с тем компанейские формы торгового капитала приобретали новые черты с большими трудностями, во многих вопросах зависели от государства и часто сохраняли видимость существования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринимательство – самостоятельная деятельность людей, организующих торговлю или производство, ведущих свое дело, с целью извлечения прибыли.

Развитие предпринимательской деятельности в зарубежных странах можно охарактеризовать как естественный процесс, вызванный специфическими особенностями западноевропейского типа ментальности.


Данный процесс был обусловлен следующими факторами: во-первых, развитием городов и выделением деятельности купцов и ремесленников; во-вторых, значительную роль оказало социально-религиозное движение реформации, спровоцировавшее формирование нового отношения к труду и особую сакрализацию производственного процесса, что послужило значительным двигателем в развитии новых видов и форм предпринимательства; в-третьих, промышленная революция, под влиянием которой возникли новые технические приспособления и машины, ускорившие процесс развития массового производства и как следствие выделение предпринимательства в самостоятельную форму хозяйствования.

Развитие предпринимательства и рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему: Россия относится к ряду стран, которые приступили к индустриализации своих экономик с определенным опозданием, и как следствие в своем утверждении должны были часто опираться не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи именно государство сыграло довольно значимую роль.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Баженов Ю.К. Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций / Ю.К. Баженов, В.Р. Веснин// Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 11. - С. 1557-1580.

2.Будкевич Г.А. Иван Посошков – первый российский экономист / Г.А. Будкевич // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). - 2014. - Том 6., № 1. - С. 31-39.

3.Гайнутдинов Р.К. Государственно-правовая идеология в области экономики в эпоху Петра I /Р.К. Гайнутдинов // История государства и права.- 2013.- N 20.- С. 16 - 28.

4.Ионичев. Н.П. Внешние экономические связи России. История предпринимательства М., 2014. - С.109 – 128.

5.Криворучко О. Н. Становление предпринимательской экономики / О. Н. Криворучко, А. А. Зайцев, С. Н. Лобанов. – М., 2014. – С.45-59.

6.Павленко Н.И. Торгово-промышленная политика правительства России в первой четверти XVIII в. // История государства и права.- 2013. № 3. - С. 59- 68.

7.Петряков В. Г. Качество товаров и торговля в России в XVI–XVIII вв./ В.Г. Петряков// Проблемы современной экономики. – 2015. - № 4. - С. 416-424.

8.Предпринимательство: Учебник./М.Г. Лапуст – М.: «Инфра-М», 2000. – С.67-73. 

9.Сметанин С.И. История предпринимательства в России. Курс лекций: учебное пособие / С.И. Сметанин. - М.: КНОРУС, 2016. - 192 с.