Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Трудовые ресурсы — это совокупность населения, занятого в народном хозяйстве страны, а так же способного к труду, но не работающего. Статистически трудовые ресурсы включают население трудоспособного возраста, а также фактически работающее население старше и моложе трудоспособного возраста.

Таким образом, важным следствием перехода от труда как абстрактной экономической категории к категории рабочей силы как индивидуальной характеристике человеческой способности к труду стала не только возможность измерить предложение труда в экономике через оценку трудовых ресурсов, но и смещение фокуса исследований к человеку — носителю трудовой функции, к зависимости «качества» труда от процессов воспроизводства рабочей силы.

Под факторами развития системы управления человеческими ресурсами понимаются все те объекты, явления, процессы, которые воздействуют на управление персоналом и тем или иным образом определяют изменение его основных характеристик и особенностей.

Цель: изучить человеческий фактор в управлении организацией.

Задачи:

  1.  Выявить роль человеческого фактора в управлении организацией.
  2. Определить особенности человеческого фактора в управлении организацией.

Объектом исследования является человеческий фактор

Предметом исследования является процесс человеческого фактора в управлении организацией.

Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов работают Голубкин В.Н., Клеева Л.П., Патока Л.В.  и др.

Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

В первой главе будут рассмотрена роль человеческого фактора в управлении организацией.

Во второй главе показаны особенности человеческого фактора в управлении организацией.

В заключении проведены итоги.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ


ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Человеческий капитал в условиях современной экономики является основным фактором производительности труда. Понятие это довольно многогранно и разные ученые трактуют его по-разному. Одни говорят о накопленном опыте, навыках и интеллектуальном потенциале.

Другие прибавляют к этому культурно-нравственные аспекты. В практической деятельности актуальным является определение факторов формирования и развития человеческого капитала, оказывающих влияние на эффективность работы предприятия. [1]

Кроме того, рассматривая человеческий капитал всего предприятия в целом, на первый план выходят такие важные характеристики, как система управления персоналом, система коммуникаций и обмена опыта в коллективе, а также мотивация персонала к использованию своих знаний, навыков и талантов, оказывающих синергетический эффект на деятельность предприятия.

Воспроизводство всех видов человеческого капитала осуществляется в период трудовой деятельности. Формируется ЧК на базе инвестиций в персонал предприятия, в обучение, науку, культуру с целью усиления интеллектуального потенциала и конкурентных преимуществ предприятия и, как следствие, увеличения доходов и стоимости фирмы

Предлагается выделять четыре базовых компонента человеческого капитала, наиболее интересных в рамках данного исследования, поскольку они способны оказывать влияние на уровень развития предприятия и его эффективную деятельность. Схематично структуру человеческого капитала предприятия, нацеленного на совершенствование уровня своей деятельности, можно представить.

Рассмотрим каждый из этих факторов по отдельности:

1) источником формирования и системообразующим элементом в структуре человеческого капитала является общее образование. Главная задача общего образования заключается в формировании у ребенка психологической готовности успешно освоить любой вид производительного труда. Выпускник должен морально, психологически и практически быть готовым к труду, осознавая при этом, что успех зависит от профессиональной грамотности, трудолюбия и предприимчивости. Поскольку труд в обществе носит коллективный характер, от него также требуется умение взаимодействовать. (уметь работать в команде).


2) для фирм и организаций первостепенное значение имеют процессы профессионального обучения, оно представляет собой стержнео- бразующий элемент человеческого капитала. [2]

В инвестициях в человеческий капитал профессиональное образование занимает центральное место и характеризуется как важнейший компонент производственного процесса.

При разработке системы управления человеческим капиталом пред- приятия важно четко представлять и понимать мотивацию труда как одну из составляющих кадровой политики.

Руководителю следует организовывать и воспитывать трудовую активность подчиненного, а не заставлять его трудиться. Удовлетворение либо материальных, либо моральных, либо социальных потребностей в отдельности, а не в системе не решает проблему активизации трудовой деятельности личности. Без совершенствования методов государственного регулирования невозможно эффективное функционирование механизма мотивации труда в аграрной сфере.

Предлагаются следующие пути решения проблемы мотивации:

– создание условий для повышения квалификации работников;

– отказ от политики увольнений как угрозы для работника;

– назначение на должность с учетом перспективы роста, т.е. должность предусматривает плановое повышение квалификации и переподготовку; – ротация кадров по различным функциональным областям предприятия, а также в одной специализированной функциональной области;

– предоставление самостоятельности работникам в планировании и выполнении работы, определении режима работы;

– привлечение работников к участию в принятии решений;

– создание благоприятных условий труда;

– изменение образа мышления руководителя, применение профессиональных принципов и методов работы с кадрами. [3]

Таким образом, все перечисленные факторы человеческого капитала играют важную роль для разработки принципов эффективного управления деятельностью промышленных предприятий.

ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Экономика России находится в процессе активной модернизации. На экономическое состояние России большое влияние оказывают кризисные явления в мировой экономике, вызовы глобализации, экономические санкции, политическая ситуация в мире.


В динамично изменяющейся обстановке организации различных отраслей могут устоять и получить конкурентные преимущества только при условии обеспечения экономической безопасности.

На протяжении всей истории человечества существует потребность в стабильности, безопасности и защите как на уровне отдельно взятой личности, так и на уровне социально-экономических систем.

Однако в трех основных вопросах традиционной экономики эта проблема практически не обозначена. [4]

Согласно Федеральному закону от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» безопасность определяется как состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. До сих пор не потеряли своей актуальности высказывания выдающегося английского философа-материалиста Т. Гоббса о безопасности. [5]

В своей работе «Левиафан» (1651 г.) он описал генезис безопасности от чисто физического явления к общественному, показал диалектическое единство и взаимообусловленность безопасности личности, общества и государства. Высказывания Т. Гоббса привлекают внимание и в современных условиях.

По мнению Т. Гоббса, все добро и зло кроется преимущественно в поведении людей, живущих в конкретном обществе. Задача безопасности личности и общества заключается в выработке рациональных правил поведения равных между собой людей.

Под управлением безопасностью социально- экономической системы мы понимаем такое ее состояние, при котором она способна с определен- ной достоверностью своевременно распознавать и блокировать факторы опасности, могущие привести к нарушению функций элементов системы и связей между ними, в результате чего может произойти нарушение или разрушение системы.

В этой связи представляется актуальным анализ и обновление методологических основ современной экономической науки, что позволит, на наш взгляд, четче обозначить допустимые области и границы ее применения для объяснения и прогнозирования хозяйственных явлений, обоснования экономической политики и надежности выводов, к которым она приходит. [6]

Важнейшей из таких основ, как мы считаем, является модель реального исполнителя (т.е. человека), принятая в современной экономической науке. «Непсихологичность» модели экономического человека по-разному оценивается экономистами различных экономических направлений.

Серьезные нарекания она вызывает со стороны представителей поведенческого (behavioural) или психологического (psychological) направлений в экономической теории, а также прикладных экономистов. Предлагается обогащение модели экономического человека за счет некоторых достижений в области психологии.


Присуждение Нобелевской премии двум выдающимся представителям психологической и поведенческой экономической науки Дэниелу Канеману и Вернону Смиту стало формальным основанием признания все возрастающей роли знания о человеке, его природе, когнитивных способностях и личностных особенностях в объяснении его экономического поведения.

Основным инструментом накопления подобного материала стал эксперимент как особый метод приращения научного знания, вошедший в арсенал экономических наук благодаря их пионерным работам.

С этого момента экономические науки вступают в новую эпоху пересмотра сложившихся методов и доктрин, начиная с основы основ – модели человека экономического. [7]

В отличие от экономического анализа, преимущественно ориентированного на изучение изменений агрегатных хозяйственных показателей и опирающегося на более упрощенную и формализованную модель человека, целью психолого-экономических исследований является объяснение и предсказание действий конкретных живых индивидов.

Именно психологическая модель субъекта дает возможность прогнозирования его поведения, что представляет главный аспект в решении проблемы управления экономической безопасностью социальных и экономических систем.

Реальное поведение субъектов экономических отношений с помощью психологического инструментария подвергнуто эмпирической проверке, что дало возможность соотношения информации о поведении отдельных индивидов с агрегированной информацией, с обобщенной моделью субъектов экономических отношений.

К многочисленным рискам (инвестиционному, предпринимательскому, хозяйственному, экономическому, страховому и т.д.) необходимо добавить, на наш взгляд, и риск индивидуально- психологический, т.е. субъектный.

Установлено в многочисленных исследованиях, что в периоды социально-экономического переустройства общества, когда разрушаются старые ценности, выступающие сдерживающим этическим фактором в социально-деловой активности людей, а новые еще не пришли им на смену, возрастает количество субъектов, готовых идти на риск в получении прибыли, способных «идти на все» ради экономической выгоды. [8]

В такие периоды особенно заметно, что человек становится ведущим фактором экономической опасности для социально-экономических систем. Акцент на роли субъекта в хозяйственном процессе дает возможность нового понимания самого термина «экономика».