Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятия оперативно- розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Правильное толкование правоприменителем оснований осуществлении оперативно-розыскных мероприятий важно не только для обеспечения законности и обоснованности их претворения в жизнь, но и для последующего применения итогов данных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный элемент оперативно-розыскной работы, состоящий из системы взаимосвязанных действий, нацеленных на решение четких тактических задач. По собственной сути оперативно – розыскных мероприятий нацелены на добывание информации, обнаружения скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной работы, их субъектов, розыск скрывшихся субъектов.

Оперативно- розыскные мероприятия носят четко выраженный разведывательно-поисковый нрав и претворяются как гласно, так и негласно, а еще могут носить смешанный, гласно-негласный характер.

Нужно иметь в виду, что в оперативно-розыскной работе практикуется, как правило, осуществления комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую претворяется в жизнь вместе с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка - вместе со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п. Оперативно-розыскные мероприятия имеют в себе комплекс оперативно-розыскных действий и часто имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет.

Объект: общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предмет: нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству

Цель: на основе научной литературы и нормативной литературы охарактеризовать, оперативно-розыскные мероприятия Задачи:

- рассмотреть общие положения о оперативно- розыскных мероприятий; - определить виды оперативно- розыскных мероприятий;

- анализ оснований и условий оперативно- розыскных мероприятий; Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключения список использованных источников. В введении обосновывается актуальность выбранной темы и поставленные задачи. В первой главе рассматриваются общие положения о оперативно- розыскных мероприятий и их виды. Во второй главе проводиться анализ условий и оснований проведения оперативно- розыскных мероприятий. В заключении подводятся выводы по всей рассмотренной работе. В списке использованных источников отмечается литература при помощи которой была написана курсовая работа. Методы использованные при написании курсовой работы. Анализ курсовой работы основывалось на общенаучном диалектическом методе познания, а также на следующих общих и специальных методах исследования: комплексном, системном, сравнительно-правовом, нормативном, логическом, технико-юридическом.


При написании курсовой работы использовались труды следующих авторов: Атмажитов В.М., Гущин А.Н., Давыдов Я.В., Дубоносов Е.С., Железняк Н.С., Захарцев С.И., Ермилов В.Я., Климов И.А., Лукашов В.А., и другие авторы.

Общая характеристика оперативно- розыскных мероприятий

1.1 Понятия оперативно- розыскных мероприятий

Понятие оперативно-розыскного мероприятия имеет важное теоретическое и практическое значение, является одним из ключевых, базовых во всей оперативно-розыскной деятельности. Однако Закон об ОРД его не определяет, что, без сомнения, является серьезным упущением Закона. Отсутствие определения лишает научных работников отправной точки, влечет различия в понимании сущности оперативно-розыскного мероприятия у практических работников, что неминуемо вызывает ошибки в работе. Кроме того, отсутствие базового понятия не могло не сказаться и на качестве научных исследований [13, c. 21].

Понятие «оперативно-розыскная деятельность» рассматривало относительно небольшое количество ученых. Однако многие из них по праву считаются основоположниками открытой (не имеющей грифов секретности) оперативно-розыскной науки. Эти специалисты стояли у истоков Закона об ОРД, формировали понятийный аппарат оперативно-розыскной деятельности, его базисные положения, вырабатывали предложения по совершенствованию правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Предложенные ими понятия оперативно-розыскного мероприятия, несомненно, верны и отражают признаки мероприятия. Однако и они не свободны от замечаний [18, c. 102].

Так, в комментарии к Закону об ОРД под редакцией И. Н. Зубова и В. В. Николюка оперативно-розыскные мероприятия понимаются как составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач [6 c. 18]. При этом один из авторов комментария А. Е. Чечетин дополняет, что оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан[9, c. 8]. С названными специалистами полностью соглашается и М. П. Смирнов[14, c. 88]. Характерной особенностью понятия, предложенного И. Н. Зубовым, В. В. Николюком, А. Е. Чечетиным и М. П. Смирновым является признание, что все оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, то есть лишь одной из ее частей. Тем самым авторы подчеркивают, что оперативно-розыскная деятельность все же не сводится только к проведению оперативно-розыскных мероприятий, и с этим нельзя не согласиться. Недостатком предложенного определения, по нашему мнению, является то, что оно трактуется весьма широко, не содержит отличительных признаков, свойственных именно оперативно-розыскному мероприятию. Любая из частей оперативно-розыскной деятельности, помимо оперативно-розыскных мероприятий, представляет собой взаимосвязанные действия, направленные в конечном счете на решение задач названной деятельности [14, c. 89]. Несомненный интерес представляет определение, предложенное одним из наиболее заметных специалистов оперативно-розыскной деятельности В. Ю. Голубовского. По его мнению, оперативно-розыскное мероприятие – совокупность объединенных единым тактическим замыслом действий оперативных работников и иных участвующих в оперативно-розыскной деятельности лиц, направленных на решение стоящей в данной оперативно-розыскной ситуации задач[7, c.13]. Это понятие представляется нам наиболее удачным. Однако, как видим, и оно не содержит всех отличительных признаков мероприятия.


До 1992 г. термин «оперативно-розыскные мероприятия» (далее – ОРМ) законодатель вообще не употреблял и перечень возможных действий либо мер оперативно-розыскного характера не определял. Эти вопросы регламентировались ведомственными секретными либо совершенно секретными нормативными правовыми актами. В каждом из имевших право проводить оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД) ведомств осуществлялись соответствующие научные исследования, которые раскрывали содержание ОРД через категорию используемых при ее осуществлении сил и средств. Такая категория как ОРМ не обозначалась вовсе [5, c. 12].При подготовке проекта закона об ОРД ученым и законодателям пришлось решать целый комплекс сложных политических, правовых, социальных и идеологических задач. Как справедливо отмечают авторы учебника по основам ОРД под редакцией В. Б. Рушайло, работа над названным нормативным актом в России проходила в условиях массированных нападок на правоохранительные органы и спецслужбы, а также приемы их деятельности. Поэтому, с одной стороны, было сделано все возможное, чтобы максимально ограничить в законе как перечень используемых мероприятий, так и возможности их применения. С другой стороны, явно просматривалось стремление в данном акте не употреблять понятия и термины сугубо негласной деятельности и в то же время зафиксировать по возможности наибольшее число ее элементов. В ходе принятия закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) решались сходные проблемы. Нельзя не отметить, что и после принятия Закона об ОРД, как в органах государственной безопасности, так и в других ведомствах, имеющих право осуществлять ОРД, она рассматривается как применение сил, средств и методов для решения поставленных задач [4]. Законом оперативно-розыскной деятельности придан юридической статус. В ней должны быть четко обозначены границы (начало и окончание), используемые средства и порядок их осуществления, а также система защиты прав и свобод граждан от возможных их нарушений.

В какой-то степени возможно именно эти причины объясняют тот факт, что законодатель в качестве базового понятия избрал ОРМ как возможный межведомственный компромисс в данной конкретной ситуации. Но ни в 1992, ни в 1999 г. он не дал его легитимного определения, ограничившись перечнем ОРМ, а также перечислением оснований и условий их проведения. Разработанные в теории ОРД методы, средства и оперативно- технические мероприятия выступают в законе в виде единой категории – ОРМ. Представляется, что объединение в одном перечне совершенно разноплановых и несовпадающих по своим характеристикам категорий не могло ни привести к спорам по поводу сущности и природы каждого из 15 оперативно-розыскных мероприятий [6, c. 19].


В то же время одним из основополагающих признаков ОРД, следовательно, и каждого из ОРМ – является возможность негласного, тайного их осуществления.

А. А. Чувилев, впервые рассматривавший оперативно-розыскное право как самостоятельную правовую отрасль, отмечал в качестве характерной черты ОРД ее негласный характер – «оперативно- розыскная деятельность представляет собой особого рода правоохранительную функцию. Особенность этой функции состоит главным образом в том, что она носит преимущественно негласный характер». Таким образом, негласный характер ОРД в целом и средств ее реализации в частности признавался большей частью ученых, разрабатывавших и разрабатывающих теорию ОРД. Следовательно, и ОРМ должны были носить также негласный характер [9, c. 9]. Одним из наиболее существенных признаков ОРД, вытекающим из возможности ее негласного осуществления, является возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан. Это мера вынужденная, продиктованная необходимостью нейтрализации либо 3 локализации угроз национальной безопасности, в том числе и такой угрозы, как преступность. Из двух существенных признаков ОРД: негласного характера и связанного с ним возможного ограничения конституционных прав и свобод граждан вытекает такая характерная черта, как необходимость получения специального разрешения (санкции) прокурора либо судьи на осуществление ОРД. Негласный характер проводимой ОРД в целом и ОРМ в частности не позволяет для исключения нарушений законности, а также в целях защиты прав и свобод граждан активно задействовать общественный контроль. С учетом этого требуется соответствующий активный компенсационный надзор со стороны прокуратуры и суда.

С учетом вышеизложенного оперативно-розыскное мероприятие можно определить как действие или их совокупность, реализуемые гласно либо негласно, в необходимых случаях с санкции прокурора, как правило, с использованием специальных технических средств для получения оперативной (не процессуальной) информации в целях обеспечения национальной безопасности [14, c. 91].

1.2 Классификация оперативно- розыскных мероприятий

Классификация ОРМ:

  1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан: – ОРМ, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).

- ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).

2. В зависимости от продолжительности проведения: - Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее)

- Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее) [18, c. 104]. 3. В зависимости от видов санкционирования: а) не требующие какого-либо санкционирования:

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего ОРД:

- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

- оперативный эксперимент

- оперативное внедрение

в) требующие судебного санкционирования(решения):

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

- прослушивание телефонных переговоров,

- снятие информации с технических каналов связи

- негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. [18, c. 105].

Условия и основания проведения оперативно – розыскных мероприятии

2.1 Основания осуществления оперативно- розыскных мероприятий

В соответствии с ФЗ "Об ОРД" обозначенный вид специфической правоохранительной деятельности осуществляется именно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Значит, сам законодатель указывает на то, что оперативно-розыскные мероприятия охватывают значительную частью всей оперативно-розыскной деятельности, выступают ее "основой и содержанием", а также на то, что "основным способом собирания оперативно-розыскной информации является осуществление оперативно-розыскных мероприятий". Большинство задач, стоящих перед оперативными подразделениями, выполняются именно посредством проведения сменяющих и дополняющих друг друга оперативно-розыскных мероприятий [4].