Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятия оперативно- розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, большинство оперативно-розыскных мероприятий направлены на выявление и раскрытие преступлений, т.е. имеют ярко выраженную поисковую направленность. Основанием для их осуществления могут служить как сведения, полученные в процессуальном порядке, так и оперативные данные. Следовательно, правовая регламентация оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий имеет смешанный характер.

1.2 Условия проведения оперативно- розыскных мероприятий

Условия  осуществления оперативно-розыскных мероприятий – это определенные Законом неотъемлемые правила их претворения в жизнь, границы исполнения которых обеспечивают их законность и действенность. Общими условиями допустимости претворения в жизнь оперативно- розыскных мероприятий считаются: территория Российской Федерации; в отношении любого; для достижения всех целей и задач жизнь оперативно- розыскных мероприятий; при помощи применения каких угодно средств, не наносящих ущерб самочувствию граждан и окружающей природе. Кроме того в Федеральном законе об Оперативно- розыскной деятельности усмотрены три группы специальных условий: ограничительных, экстренных, для обеспечения собственной безопасности ОРО [ 20, c. 18]. 1. Ограничения по типу субъектов, в отношении которых осуществляются жизнь оперативно- розыскных мероприятий (ст.447 УПК) [3]. В качестве общего правила называется равенство субъектов перед законом, «если иное не усмотрено федеральным законом».

Исходя из интересов страны и с целью образования нормального режима работы государственных, правоохранительных, контролирующих и судебных органов законодательством определены некоторые исключения из данного общего правила: в отношении многих должностных лиц в связи с их неприкосновенностью приняты некоторые ограничения при осуществлении жизнь оперативно- розыскных мероприятий (до возбуждения уголовного дела), базирующиеся на законодательных нормах (Конституция, Федеральные законы, УПК), регулирующих их служебную деятельность.

Так, оперативно-розыскные мероприятия в отношении членов Совета Федерации и депутатов федерального уровня, затрагивающие неприкосновенность их помещений, транспортных средств, корреспонденции, без согласия определенной палаты осуществляться не могут, а в отношении судей всех видов судов - без согласия судебной коллегии суда соответствующего уровня. В отношении адвокатов проведение каких угодно жизнь оперативно- розыскных мероприятий, затрагивающих адвокатскую тайну, допускается лишь на основании судебного решения [11, c. 119]. Присутствие специальных субъектов ограничений при осуществлении жизнь оперативно- розыскных мероприятий объясняется неурегулированностью этого вопроса в нормативно- правовых актах. По смыслу законов, обозначающий статус отмеченных ранее субъектов, осуществления в отношении них жизнь оперативно- розыскных мероприятий может лимитироваться лишь действиями, составляющими содержание их деятельности [11, c. 120]. Многие авторы предлагают оставить одинаковые условия осуществления жизнь оперативно- розыскных мероприятий для всех субъектов, т.е. обращаться за разрешением лишь в суд, и лишь при ограничении конституционных прав и свобод. Шагом в данном направлении считается внесение изменений в ст.448 УПК о порядке возбуждения отдельных категорий уголовных дел [3].


2. По правилам судебного санкционирования проведения право ограничительных оперативно- розыскных мероприятий. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права людей (негласное обследование жилища, КПО, ПТП, СИТКС), разрешается лишь на основании судебного разрешения (в т.ч. и при оперативном сопровождении уголовного дела) и при присутствии информации о:

- признаках деяния, по которому неотъемлемо производство предварительного следствия (ст.150 УПК);

- причастных к таким преступлениям субъектов;

- событиях либо действиях (бездействии), образующую угрозу безопасности Российской Федерации [22, c. 48]. Под признаками понимают отличительные свойства, отмечающие на общественную опасность и противоправность действия, по которым возможно осуществить предварительную его квалификацию (присутствие признаков квалификационного состава подобных преступлений считается достаточным). Кроме данного, прослушивание телефонных и других переговоров разрешается лишь в отношении подозреваемых (обвиняемых, могущих знать – по возбужденному уголовному делу) в осуществлении тяжких преступлений (средней тяжести, тяжких и особо тяжких). Определен и порядок хранения фонограмм и иных носителей для возможных экспертиз.

Законодатель усматривает возможность осуществления ограничительных оперативно- розыскных мероприятий без присутствия судебного решения только по постановлению руководителей ОРО: в случаях не терпящих отлагательства (срочное реагирование, суд не работает) и в совокупности с угрозой осуществления тяжкого преступления. Тут Закон предписывает неотъемлемое письменное уведомление суда в течение двадцати четырех часов с периода начала осуществления мероприятия и последующее – в течение сорока восьми часов получение судебного разрешения или его прекращение [20, c. 21]. В отношении уже осуществленного преступления осуществления правоограничительных оперативно- розыскных мероприятий без предварительного судебного решения считается недопустимым. По уголовному делу на основании судебного решения имеет возможность осуществляться следственное действие «Контроль и запись переговоров» (ст.186 УК) [2]. Рассмотрение материалов на осуществление отмеченных мероприятий претворяется в жизнь судом, «как правило», по месту их осуществления либо по месту присутствия ходатайствующего органа. По территориальности Верховного Суда субъекта Российской Федерации – он имеет возможность считаться и тем, и тем. Но нужно учитывать вероятную надобность повторного обращения при отказе судьи.


Отмеченные материалы рассматриваются уполномоченным то судьей (специально выделенным - в районном и выше) единолично и сразу же (в рабочее время сразу же при представлении). Судья не имеет право отказать в рассмотрении материалов. Основанием для рассмотрения судом вопроса о возможности осуществления мероприятия считается утвержденное руководителем оперативно- розыскного органа мотивированное постановление. Судья должен убедиться в обоснованности, законности и необходимости осуществления оперативно- розыскных мероприятий. По требованию судьи ему «могут» представляться другие материалы, подтверждающие основания осуществления любого из отмеченных в постановлении мероприятий, кроме информации о негласных работников, позволяющих идентифицировать лиц (установочные данные, конкретная должность), а также об организации и тактике проведения оперативно- розыскных мероприятий [21, c. 22]. По итогам рассмотрения отмеченных материалов судья выносит мотивированное постановление, разрешающее  либо нет осуществления определенных мероприятий. При отказе судьи – ходатайствующий орган имеет право опять обратиться по данному же вопросу в вышестоящий суд (должен получить разрешение в сорок восемь часов после начала либо закончить оперативно- розыскные мероприятий).  Вопрос о законности осуществления оперативно- розыскных мероприятий, по которому суд отказал в выдаче разрешения, в Законе не отмечен. Но, сообразно статьи 165 уголовно- процессуального кодекса, итоги определенного оперативно- розыскного мероприятия обязаны считаться недопустимыми для последующего использования в уголовном судопроизводстве. В этом случае речь еще может идти и о незаконности мероприятий и превышении работниками оперативно- розыскного органа должностных полномочий [3]. Срок действия постановления суда не может быть выше шести месяцев («если не отмечен другой»). При надобности  продления мероприятия (по вновь открывшимся обстоятельствам) оперативно-розыскной орган опять обращается с ходатайством в суд с представлением материалов, обосновывающих продление срока. Постановление и представленные материалы возвращаются и хранятся только в делах оперативно-розыскного органа. Ходатайства оперативно-розыскного органа обязаны регистрироваться в судах с соблюдением конфиденциальности (судья без оформления допуска дает подписку о неразглашении государственной тайны).

Получение судебного решения не нужно в ситуации, когда должностной субъект ОРО при осуществлении оперативно- розыскных мероприятий получает информацию, которая нужна для быстрого реагирования, и применяет собственные административные права на беспрепятственное вхождение в жилые и другие помещения (преследование лиц и т.п.). О всех данных случаях гласного проникновения в принадлежащие людям помещения против их воли нужно лишь дальнейшее (в двадцать четыре часа) уведомление прокурора [17, c. 113].


3. По правилам ведомственного санкционирования оперативно- розыскные мероприятия. На основании утвержденного руководителем оперативно- розыскного органа постановления осуществляются не требующие судебного разрешения оперативно-розыскные мероприятия, связанные с имитацией противоправной работы: проверочная закупка (предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых органичен), контролируемая поставка, оперативное внедрение и оперативный эксперимент.  Осуществления о ведомственном санкционировании проверочной закупки и контролируемой поставки вызвано надобностью контроля, в т.ч. финансового, руководством оперативно- розыскного органа приобретения и обеспечения хранения предметов ограниченного распространения. Положение об оперативном внедрении лишь с санкции руководства оперативно- розыскного органа обусловлено надобностью обеспечения достаточных мер безопасности при осуществлении данного острого мероприятия и контроля за правовым характером действий внедренного субъекта при расследовании тяжкого преступления. Нужность санкционирования руководителями оперативно- розыскного органа оперативного эксперимента вызвана особенностями этого мероприятия, когда при конкретных условиях моделируется обстановка, облегчающая осуществления тяжкого преступления. В данных случаях нужно убрать любые признаки провокации преступления, исключить опасность его осуществления случайными субъектами и общественно опасные последствия для участвующих в нем субъектов. Более подробно условия и тактика осуществления этих оперативно-розыскных мероприятий отмечаются в ведомственных инструкциях [18, c. 113]. Законодатель отметил ещё две специальные нормы условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий по постановлению, утвержденному руководителем органа, без судебного решения:

- по заявлению граждан об угрозе безопасности их жизни и собственности (прослушивание звонков, поступающих на домашний и/или служебный телефонный аппарат) – в сорок восемь часов сообщается суд;

- при обеспечении мер собственной безопасности (весь комплекс оперативно- розыскных мероприятий не лишь по тяжким) с письменного согласия субъекта и без уведомления суда [18, c. 114].

Заключение

Оперативно-розыскные мероприятия считаются структурным составляющим оперативно-розыскной работы, состоящим из системы взаимосвязанных действий, нацеленных на решение точных тактических задач. Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый нрав и нацелены на получение данных о субъектах, замышляющих, подготавливающих и осуществляющих преступления, присутствия материальных следов противоправной деятельности, местонахождении субъектов, скрывающихся от следствия и суда, а еще без вести пропавших. Оперативно-розыскное мероприятие – это составная часть оперативно-розыскной работы, информация об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой множество действий конкретно уполномоченных на то государственных органов и их должностных субъектов, претворяемых в жизнь с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающих нормам морали и нравственности и непосредственно нацеленных на разрешение целей и задач оперативно-розыскной работы. К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос людей; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Условия осуществления оперативно-розыскных мероприятий делятся на общие и специально предусмотренные. Общие условия относятся ко всем без исключения оперативно-розыскным мероприятиям. Специально усмотренными считаются условия, определяющие особенные правила осуществления некоторых мероприятий. Условия осуществления оперативно-розыскных мероприятий зависят, в первую очередь, от ограничения при их осуществлении конституционных прав человека.


Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст. – М.: Юрист, 2014. – 56 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 24 мая 1996 года N 63-ФЗ: текст Кодекса по состоянию на 30 декабря 2015 г.- Москва: Зерцало, 2016.- 300 с.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : принят Государственной Думой 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ: текст Кодекса по состоянию на 23 июня 2016 г.- Москва: Зерцало, 2016.- 350 с.
  4. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ : по состоянию на 6 июля 2016 г. - Режим доступа: СПС Гарант
  5. Атмажитов, В.М. Оперативно - розыскные мероприятия: актуальные вопросы теории и практики / В.М. Атмажитов // Государство и право. - 2005. - №3- 12-20
  6. Гущин, А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учеб.-практич. пособие / А.Н. Гущин.- М.: Изд. И.И. Шумилова, 2013. - 143 с.
  7.  Давыдов, Я.В. Оперативно - розыскная деятельность (конспект лекций) / Я.В.  Давыдов. - М.: Приор - издат, 2017. - 80 с.
  8. Дубоносов, Е.С. Основы оперативно - розыскной деятельности: Курс лекций / Е.С. Дубоносов. - М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2015.- 184с.
  9. Железняк, Н.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: конспективные ответы на традиционные вопросы: монография / Н.С.Железняк.- Красноярск: Просвет, 2012. - 43 с.
  10. Захарцев, С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения: учебное пособие / С.И.Захарцев. - СПб. – Нева, 2014. - 592 с.
  11. Ермилов, В..Я. Правовые основы оперативно - розыскной деятельности: Учебное пособие по спецкурсу / В. Я. Ермилов. М. - Архангельск: МИУ, 2011.- 160 с.
  12. Климов, И.А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / И.А.Климов. М.: Феникс, 2013.- 490 с.
  13. Лукашов, В.А. Оперативно-розыскная деятельность: Проблемы и пути совершенствования / В.А. Лукашов // Проблемы теории и практики в ОРД в современных условиях- 2014- № 8. - С. 21-32.
  14. Лукашов, В.А. Теоретические правовые и организационно-тактические основы ОРД органов внутренних дел / В.А. Лукашов. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2014. - 358 с.
  15. Маркушин, А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность / А.Г. Маркушин. - Н. Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 2014. - 415 с.
  16. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Учебник / В.А. Лукашов. - М.: Академия МВД РФ, 2014. - 408 с.
  17. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Курс лекций / под общ. ред. Фальченко А.А. - Н. Новгород: Нижегородский юрид. институт МВД РФ, 2011. - 287 с.
  18. Основы оперативно - розыскной деятельности: Учебник / под ред. В.Б. Рушайло. - СПб.: Издательство «Лань», 2010. - 720 с.
  19. Смушкин, А. Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / под. ред. А.Б. Смушкина. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. - 232 с.
  20. Соловьев, И.Н. ОВД проводят оперативно-розыскные мероприятия / И.Н. Соловьев // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 2. - С. 16-21.
  21. Шумилов, А.Ю. Юридические основы оперативно - розыскных мероприятий. Учебное пособие / А.Ю. Шумилов. - М.: Феникс, 2011. - 68 с.
  22. Цветкова, А.С. К вопросу о правовой регламентации осуществления некоторых оперативно-розыскных мероприятий / А.С. Цветкова // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 10. - С. 44-49.