Файл: Теория и практика разделения властей (Законодательная власть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) контрольную функцию, которая проявляется в осуществлении контрольных полномочий за управленческой деятельностью исполнительных органов.

Характеристика Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти, возглавляющего систему исполнительной власти, должна быть связана с ролью Правительства РФ в общей системе разделения властей.

В Конституции РФ Президент РФ не упоминается как носитель исполнительной власти. В то же время он наделен значительными полномочиями в сфере исполнительной власти. Однако основная конституционная роль Президента РФ в системе разделения властей — обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ)[1]

Правительство РФ - это коллегиальный орган, что означает осуществление его полномочий посредством совместной выработки и утверждения решений лицами, входящими в его состав. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя. Председатель — ведущая фигура в Правительстве РФ, он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной думы (ст. 111). Президент РФ вносит кандидатуру Председателя Правительства на рассмотрение ГД для получения согласия.

Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии с законом «О Правительстве РФ» и Регламентом Правительства РФ. Регламент Правительства представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий основные правила организации высшего федерального органа исполнительной власти по реализации его конституционных полномочий.[9]

Вопрос о компетенции является ключевым вопросом юридического статуса органа власти. Именно через компетенцию раскрывается место органа в системе разделения властей. Конституционные полномочия центрального органа исполнительной власти определены ст. 114 Конституции РФ и конкретизируются ФКЗ о Правительстве РФ. Правительство является органом государственной власти, осуществляющим общегосударственные функции, т. е. его деятельность охватывает практически все сферы жизни государства, поэтому Правительство обладает очень широким кругом полномочий. Поскольку предметно полномочия Правительства перечислить невозможно, выделим основные, используя Закон о Правительстве РФ, который распределяет их по сферам общественной жизни (ст. 12 - 22)[9]


Общие полномочия Правительства РФ. К общим полномочиям закон относит: реализацию внутренней и внешней политики РФ, регулирование в социально-экономической сфере; обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации; формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации; реализацию права законодательной инициативы. Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции, федеральному конституционному закону и федеральным законам. Правительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Рассмотрим специальные полномочия Правительства РФ.[9]

1. В сфере экономики главным направлением деятельности Правительства является создание условий для функционирования экономики и ее регулирование.

  1. В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и отчитывается об его исполнении. Правительство обеспечивает также проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и реализует налоговую политику, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль,
  2. В социальной сфере. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения.
  3. В сфере науки, культуры, образования. Основным направлением деятельности Правительства в этой сфере является государственная поддержка. Оно разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной и прикладной науки, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования,
  4. В сфере природопользования и охраны окружающей среды обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов
  5. В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью. На правительственном уровне решаются вопросы, связанные с финансированием и укреплением материально-технической базы правоохранительных органов, проводится анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью, осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
  6. В сфере обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности. Организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил страны; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих; принимает меры по охране Государственной границы.
  7. В сфере внешней политики и международных отношений осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ. Обеспечивает представительство России в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы.

Правительство РФ осуществляет также и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ.

Конституция РФ не устанавливает срок полномочий Правительства РФ. Но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Конституция предусматривает и досрочное прекращение полномочий Правительства. Основания досрочной отставки различны и зависят от того, кто явился инициатором отставки:

1) правительство делает заявление об уходе в отставку, т. е. отставка является добровольной, когда большинство членов правительства добровольно решает сложить с себя полномочия. Для такого рода отставки, как правило, служат серьезные причины, например, кризис в экономике. Добровольная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку только Президент может решить вопрос: принять отставку Правительства либо не принять. В случае ухода Правительства в отставку, оно уходит в полном составе, отставка Председателя Правительства влечет за собой отставку всего Правительства в целом;

2) другое основание отставки Правительства исходит от Президента. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это имеет место в случае разногласий между ними. Отставка Правительства по инициативе Президента может быть осуществлена в любое время, не представляя никаких объяснений и независимо от мнения парламента по данному вопросу;

3) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу

4) постановка Правительством перед парламентом вопроса о доверии. Инициатива в этом вопросе принадлежит исключительно Председателю Правительства. На практике это происходят в том случае, если ГД отклоняет принятие закона, который Правительство считает необходимым для проведения в жизнь его политики, либо Дума не одобряет правительственную программу. Дума вправе выразить доверие или отказать в доверии Правительству. При отказе ГД в доверии Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске ГД.


Ответственность Правительства РФ является политической, а если точнее, конституционно-правовой. Она наступает, как правило, без наличия в действиях Правительства РФ состава правонарушения, а вследствие неэффективности деятельности Правительства РФ, расхождения взглядов на проведение политического курса. Правительство РФ несет конституционно-правовую ответственность как перед Президентом РФ, так и перед Государственной Думой.

2.3 Судебная власть

С точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, представленная совокупностью государственных органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации. Главное назначение судебной власти в системе разделения властей - обеспечивать непосредственное действие Конституции РФ во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности, обеспечивать социальную устойчивость и режим законности в государстве, гарантировать судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. Данное назначение осуществляется посредством правосудия, которое возложено исключительно на суды различных видов юрисдикции. Под правосудием понимается особая форма (вид) осуществления государственной власти, направленная на рассмотрение и разрешение различных правовых конфликтов между членами общества, между человеком и государством, осуществляемая специальными государственными органами - судами, посредством мер правового характера. Судебная власть, как и любая форма государственной власти, обладает рядом признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве и выделяющих ее как отдельную ветвь государственной власти:

- судебная власть осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Данная функция составляет монополию судов, правосудие не может осуществляться никакими другими органами, поэтому не допускается создание других правосудных органов (шариатских, церковных судов и т.п.). Это главное отличие судебной власти от законодательной и исполнительной деятельности;

- судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой), посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного (ч. 2 ст. 118 КРФ). Каждый из них предполагает осуществление процессуальных прав и обязанностей судами в строго установленном законом порядке. Этот порядок определен соответствующим законодательством;


-решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Таким образом, осуществление правосудия отличается от других ветвей власти, прежде всего, специфичностью метода этой деятельности, которая осуществляется в особой процессуальной форме и именно суды имеют наибольшие возможности для защиты человека и реализации его законных прав и интересов, а также наибольшие возможности для воздействия на правонарушителей.[15. C. 421]

Под судебной системой понимается совокупность всех действующих в РФ судов, организованных в иерархичном порядке в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно- территориального деления страны. Правовая регламентация основ судебной системы содержится в Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и других законах. Закон «О судебной системе Российской Федерации» является базовым Законом в системе правового регулирования деятельности судебных органов России. По своей юридической силе он уступает только Конституции РФ и международным актам Российской Федерации. Все иные федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ, определяющие устройство судов, их полномочия, порядок образования и деятельности, не могут ему противоречить.[17. C. 188]

Судебную систему России составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. Таким образом, закон четко разделяет суды на федеральные и суды субъектов Федерации. Однако Конституция РФ относит к ведению РФ как судоустройство и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, так и установление судебной системы РФ в целом, При этом делегирование полномочий РФ ее субъектам на основании договоров не предусматривается. Это подтверждает правовая позиция Конституционного Суда РФ, которую он высказал в определении от 8 июня 2000 г. N 91-О, согласно которой, Конституция РФ непосредственно предусматривает существование единой судебной системы Российской Федерации и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Федерации.

Система федеральных судов включает: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Все ветви судебной власти равноправны в пределах своей компетенции (т.е. не имеют административного подчинения друг перед другом). Рассмотрим подробнее отдельные звенья судебной системы.