Файл: Теория и практика разделения властей (Законодательная власть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В описанной процедуре назначения Председателя Правительства РФ у Президента РФ более сильные позиции, чем у Государственной Думы. Во-первых, Конституция РФ не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение о назначении Председателя Правительства РФ и роспуске Государственной Думы. Поэтому глава государства может в течение неопределенного времени бездействовать и держать в напряжении депутатов, что не придает стабильности российской системе разделения властей. Во-вторых, в постановлении от 11 декабря 1998 г. № 28-П Конституционный Суд РФ определил, что по вопросу, касающемуся возможности Президента РФ три раза предлагать одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ, Президент РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата;

2) в случае двукратного выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ. Данный случай роспуска нижней палаты российского парламента установлен ст. 117 Конституции РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После однократного выражения недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ имеет альтернативу дальнейших действий. Он объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

В описанной процедуре разрешения конфликта между Правительством РФ и Государственной Думой сильные позиции вновь имеет Президент РФ. Во-первых, Конституция РФ также не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение об отставке Правительства России или роспуске Государственной Думы, что может привести к нестабильности в системе разделения властей. Во-вторых, возможность Президента РФ не согласиться с мнением Государственной Думы о негативной оценке действий (бездействия) российского Правительства показывает, что Правительство РФ ответственно не перед парламентом, а перед Президентом РФ, который в любом случае будет решать вопрос об отставке Правительства РФ. Попытки Государственной Думы призвать к ответственности Правительство РФ, напротив, могут закончиться роспуском Государственной Думы в зависимости от желания Президента РФ в конкретном случае;


3) в случае отказа в доверии, вопрос о котором перед Государственной Думой поставил Председатель Правительства РФ. Этот случай роспуска нижней палаты российского парламента также устанавливается ст. 117 Конституции РФ. Инициатором вопроса о доверии Правительству РФ может быть не только Государственная Дума, но и Председатель Правительства РФ. Он ставит перед нижней палатой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней может принять альтернативное решение: объявить об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы. Несмотря на то что с точки зрения срока принятия решения Президентом России эта процедура в отличие от двух предыдущих является более определенной, позиции Государственной Думы в системе разделения властей не становятся прочнее. Судьбу Правительства РФ и Государственной Думы будет все равно решать Президент РФ. Процедура постановки перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ может выгодно использоваться исполнительной властью в случае политического конфликта между парламентом и Правительством РФ. Не дожидаясь повторного подтверждения Государственной Думой недоверия Правительству РФ, его Председатель может перехватить инициативу и ускорить развитие конфликта между исполнительной и законодательной властью. Государственной Думе придется реагировать на инициативу Председателя Правительства РФ и принимать решение о доверии либо недоверии высшему исполнительному органу государственной власти, а значит, идти на риск быть распущенной. Срок принятия такого решения в Конституции РФ также не установлен.

Государственная Дума не может путем выражения недоверия самостоятельно отправить Правительство РФ в отставку. Президент РФ играет решающую роль в определении судьбы Правительства РФ, несмотря на негативные оценки парламента относительно работы последнего. Такое положение говорит о слабости парламентского контроля. Умалением роли нижней палаты является и отсутствие у Государственной Думы правомочия давать согласие на назначение других членов Правительства РФ, а также выражать недоверие Председателю Правительства РФ и отдельным членам Правительства РФ.

В отношениях с законодательной властью воздействие Президента проявляется также в том, что Президент имеет право назначения выборов в Государственную Думу, право на внесение законопроектов в Государственную думу, право вето на принимаемые законы.


В то же время законодательная власть обладает рычагом обратного воздействия, которым является право Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения решить вопрос об отстранении Президента от должности.

Порядок отрешения Президента от занимаемой должности (ст. 93 Конституции РФ) включает несколько этапов. Сначала Государственная Дума должна выдвинуть обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления (ст. 93 Конституции РФ). При этом не выделяются в отдельную категорию нарушения норм Основного закона. После выдвижения обвинения Верховый Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Наконец, вопрос об отрешении Президента от должности поступает на рассмотрение в Совет Федерации, который должен принять решение в трехмесячный срок после выдвижения обвинения Государственной Думой. Если в установленный срок решение не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным даже при наличии заключений двух высших судов Российской Федерации. Таким образом, реализация сдержек и противовесов по отношению к Президенту чрезвычайно затруднена.[1]

По мнению автора одним из главных недостатков системы разделения властей в России является ограниченный набор контрольных полномочий парламента. Это приводит к тому, что над законодательной властью доминирует исполнительная власть, к которой можно приплюсовать влияние Президента. Таким образом, разделение властей существенно нарушается.

Стоить отметить, что и исполнительная власть на современном этапе осуществляется под значительным влиянием Президента. Во многом от него зависит состав правительства, именно Президент может принять решение об отставке правительства.

Еще одной дестабилизирующей систему сдержек и противовесов мерой можно назвать следующее. В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру.


Серьезные сомнения с точки зрения разделения властей вызывает и порядок формирования Совета Федерации, в который согласно ст. 95 Конституции входят представители исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Получается, что члены Совета Федерации выполняют законодательные функции на федеральном уровне, одновременно выступая в качестве руководителей представительных или исполнительных органов субъектов РФ. Таким образом, Конституция РФ позволяет одним и тем же лицам одобрять законопроекты, а затем воплощать собственные решения в жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что система разделения властей в Российской Федерации выглядит асимметричной и несбалансированной, с отягощением в сторону полномочий Президента, с неравным положением других ветвей власти по отношению к нему.

В свете всего сказанного главным является то, чтобы все ветви власти существовали в прочном соотношении друг с другом и механизм государства действовал слаженно, не склоняясь от одной стороны к другой. При реализации своих функций ветвям власти необходимо пытаться находиться в рамках действующей Конституции, не претендуя на принятие новой. Одним из вариантов изменения ситуации может стать доработка существующей на сегодняшний день Конституции РФ, дополнить ее понятием президентской государственной власти, чтобы полномочия Президента не «прибивались» к исполнительной власти, а действовали самостоятельно, регулируя систему сдержек противовесов, распределяясь по дисбалансу ветвей. Так же необходимо усилить законодательную ветвь власти путем наделения парламента большими полномочиями, и усилить судебную власть путем комплектации судов грамотными судьями, а также обеспечивать их беспристрастность и независимость. Посредством названного необходимо попытаться добиться баланса трех самостоятельных ветвей власти, которые бы могли действовать слаженно и бесперебойно, не подавляя одна другую и используя принцип разделения властей как средство гармонии в реализации полномочий между ними.

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены принцип разделения властей и его отображение в Конституции РФ. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Суть данного принципа состоит в разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, - законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними; Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Поэтому принцип разделения властей предполагает существование системы сдержек и противовесов государственной власти. Рассмотрев систему государственных органов, составляющих в совокупности государственную власть, автор делает вывод, что обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. В особенности это касается законодательной и исполнительной властей. В отношениях между ними неизменно доминирует исполнительная власть, к которой можно приплюсовать влияние Президента. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России. Ведь четкое разделение властей и взаимное сдерживание дает не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту.


Список использованных источников

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

3. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"

6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации"

7. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

8. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)

9. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 07.10.2017) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"

12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Юриспруденция" / М. В. Баглай. - 10-е изд., изм. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2013. - 783 с.

13. Васильева С.В. Конституционное право России : учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. - М. : Эксмо, 2011. 560 с.

14. Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 томах. Том 7. Российский конституционализм: Монография / Кутафин О.Е. - М.: Проспект, 2011. - 544 c.

15. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права/ Под ред. Марченко М.Н., М. : Норма : Инфра-М, 2012. 656 с.

16. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений / Нерсесянц В.С. М. : Норма : Инфра-М, 2012. 704 с

17. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция» / В.В. Никулин. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - 332 с.