Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ ( Понятие финансовой политики ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подведя итог, можно сказать, что дальнейшее совершенствование финансовых и бюджетных механизмов позволит выйти российской экономике из кризиса и перейти к инновационному развитию.

2.2 Пути совершенствования финансовой политики РФ

Рассмотрим мероприятия по развитию финансового рынка на период 2019-2021 годов (рисунок 5).

Рисунок 5 - Мероприятия по развитию финансового рынка на период 2019-2021 годов [13]

Создание благоприятных условий для оцифровки финансового рынка.

Создание условий для оцифровки финансового рынка, создания благоприятных условий для внедрения и использования финансовых технологий является одним из приоритетов Банка России. Распространение современных финансовых технологий способствует развитию конкуренции на финансовом рынке, повышает доступность, качество и ассортимент финансовых услуг, снижает затраты финансовых компаний.

В 2018 году Банк России утвердил Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 - 2020 годы, определяющие основные цели и задачи развития инновационных технологий на финансовом рынке, а также соответствующий план действий (дорожную карту). Их реализация будет способствовать устойчивому развитию и конкурентоспособности российского финансового сектора [12].

В целях создания благоприятных условий для оцифровки финансового рынка в рамках Основных направлений развития финансовых технологий планируется:

- разработка платформы для удаленной идентификации, предоставляющей удаленные финансовые услуги физическим лицам с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ОВОСС) и единой биометрической системы;

- развитие электронного документооборота между Банком России, участниками финансового рынка, физическими и юридическими лицами, в том числе при допуске на финансовый рынок, с осуществлением перехода на регистровую модель, когда право организации действовать в финансовый рынок подтверждается записью в реестре финансовой организации и выпиской из;

- создание правовых условий в сфере оборота цифровых финансовых активов [19; с. 146].

Кроме того, в период 2019 - 2021 гг. Банк России намерен реализовать ряд нормативно-технических мероприятий, способствующих дальнейшему развитию использования финансовых технологий:


- создание нормативной среды для функционирования роботов-консультантов, обеспечивающей защиту прав пользователей роботов-консультантов и расширение их применения на финансовом рынке;

- распространение практики отчетности перед Банком России через таксономию XBRL и расширение функциональных возможностей лицевого счета участника обмена информацией с целью снижения регулятивной нагрузки и упрощения процедуры подготовки и отправки информации в Банк России;

- создание предпосылок для внедрения международного стандарта ISO 20022, который поможет создать условия для снижения издержек участников финансового рынка и ускорения финансовых операций как внутри страны, так и в рамках трансграничных операций [12].

Необходимым условием оцифровки финансового рынка является защита финансовых учреждений и их клиентов от киберугроз. Банк России разрабатывает национальные стандарты информационной безопасности, внедрение которых будет способствовать росту доверия участников к финансовым технологиям.

Развитие конкуренции на финансовом рынке. Развитие конкуренции во всех сегментах экономики является одним из приоритетов стратегии экономического развития Российской Федерации.

Конкурентная среда на финансовом рынке обеспечивает эффективную работу рыночных механизмов, побуждает его участников повышать качество услуг и снижать затраты [1; с. 92].

Понимая важность конкуренции как одного из ключевых факторов повышения эффективности финансового рынка, Банк России инициировал создание межведомственной рабочей группы по развитию конкуренции на финансовом рынке, в состав которой вошли представители Федеральной антимонопольной службы России. Россия, Банк России, Министерство финансов и Министерство экономического развития России. Рабочая группа сформировала перечень мероприятий («дорожная карта»), включенных в план Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции на 2018–2020 годы [4; с. 10].

Эта дорожная карта является межсекторальной и содержит меры по стимулированию конкуренции в банковском, страховом и других секторах финансового рынка, а также на финансовом рынке в целом.

Кроме того, Банк России стремится обеспечить конкурентный доступ к инфраструктуре и данным на финансовом рынке, что, в свою очередь, способствует оптимизации рыночных механизмов, выравниванию конкурентных возможностей поставщиков финансовых услуг, обеспечению безопасности и прозрачности финансовых операций, снижение их стоимости.


Улучшение финансовой доступности. Банк России в 2018 году утвердил Стратегию повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018 - 2020 годы. Основными целями данной стратегии на период ее реализации являются:

- повышение доступности и качества финансовых услуг для потребителей финансовых услуг из отдаленных районов и сельских районов, МСП и групп с ограниченным доступом к финансовым услугам (люди с низким уровнем дохода, инвалиды, пожилые люди и другие люди с ограниченной мобильностью);

- повышение скорости и качества доступа к финансовым услугам для людей с доступом в Интернет.

В то же время Банк России продолжает реализацию плана действий (дорожной карты) по повышению доступности финансовых учреждений для людей с ограниченными возможностями, людей с ограниченными возможностями и пожилых людей на 2017–2019 годы [12].

Развитие долгосрочных денег. Развитый рынок капитала, обеспечивающий превращение сбережений в инвестиции, является важным фактором экономического роста. В целях развития рынка Банк России, действуя в рамках своего мандата по согласованию с Правительством Российской Федерации, намерен реализовать меры по разработке финансовых инструментов.

В ближайшие три года одним из ключевых проектов, направленных на увеличение общих инвестиций в экономику, прежде всего долгосрочных, станет развитие рынка облигаций и других финансовых инструментов. Банк России также намерен разработать инструменты мониторинга реализации долгосрочных инвестиционных проектов российскими и иностранными инвесторами, которые помогут обеспечить экономику долгосрочными финансовыми ресурсами [1; с. 92].

Развитие корпоративных отношений. Банк России продолжит работу с акционерными обществами по мониторингу и стимулированию внедрения российскими компаниями лучших практик корпоративного управления. Предполагается, что основными форматами работы в этом направлении будут в основном пояснения и информационные пособия. Разработка дополнительных методических материалов и методических указаний предоставит акционерным обществам практические инструменты для применения лучших принципов корпоративного управления. Поправки в законодательство будут носить точечный характер и направлены на устранение барьеров на пути внедрения лучших практик корпоративного управления в работу компаний. Планируется также доработать Кодекс с учетом возникающих информационных и технологических проблем и возможностей.


Развитие надзорного подхода Банка России. Важной задачей на период 2019 - 2021 гг. Является формирование условий и механизмов взаимодействия Банка России с аудиторскими организациями, оказывающим и услуги участникам финансового рынка. Банк России готов разделить ответственность с федеральными органами исполнительной власти за повышение качества аудита финансовых учреждений и публичных компаний [12].

Банк России продолжит вводить пропорциональное регулирование деятельности финансовых институтов, способствуя конкуренции на финансовом рынке и обеспечивая доступность финансовых услуг для населения и малого и среднего бизнеса, в том числе в регионах.

Совершенствование консолидированного надзора за финансовыми группами, банковскими группами и банковскими холдингами также поможет повысить эффективность надзора за кредитными организациями и снизить системные риски. Рассмотрение деятельности финансовых учреждений на консолидированной основе позволит лучше оценить профиль риска в рамках группы, а также предотвратить своевременное принятие финансовыми учреждениями чрезмерных рисков и лучше защитить интересы кредиторов и вкладчиков.

Противодействие недобросовестной практике, предотвращение и пресечение правонарушений. Важнейшим направлением деятельности Банка России на период реализации основных направлений развития финансового рынка является формирование доверительной среды на финансовом рынке путем противодействия недобросовестной практике, предупреждения и пресечения правонарушений. Для предотвращения недобросовестного поведения планируется разработать соответствующие нормативные акты, направленные на предоставление Банку России необходимых полномочий для сбора доказательств, а также рассмотреть возможность введения в Институт информаторов и модернизации системы мер соразмерного наказания [11].

Неотъемлемой частью развития системы сдерживания недобросовестных практик является усиление взаимодействия Банка России с правоохранительными и исполнительными органами, СРО и общественными организациями. В связи с этим планируется проведение совместных тематических учебных мероприятий и круглых столов по обмену опытом [10; с. 57].

Совершенствование регулирования кредитных бюро. Построенный на прозрачной основе, быстрый и свободный (недискриминационный) доступ кредитных и микрофинансовых организаций к информации о существующих и потенциальных клиентах является важным фактором справедливой цены услуг этих учреждений и повышения их эффективности.


В связи с этим Банк России намерен развивать институт кредитной истории путем расширения информации, доступной Бюро кредитных историй (BCI), а также предоставления BCI особых прав на получение, обработку и передачу персональных данных с обязательством поддерживать адекватный уровень безопасности этой информации [12].

Защита потребителей и инвесторов. Защита прав потребителей и инвесторов остается одним из приоритетов Банка России. В последние годы практика предоставления финансовых услуг физическим лицам нерегулируемыми компаниями за пределами страны регистрации получила широкое распространение. Банк России планирует проводить активную политику регулирования трансграничных финансовых услуг, направленную на повышение осведомленности общественности о рисках, связанных с трансграничными финансовыми услугами, и предотвращение использования недобросовестными поставщиками потребителей.

Банк России также рассматривает возможность совершенствования требований к распространению преддоговорной информации и рекламы финансовых продуктов, а также ограничения распространения информации о нелегальных услугах на финансовом рынке. Кроме того, планируется создать систему регулирования и надзора за финансовыми агентами, непосредственное взаимодействие представителей финансовых организаций.

Развитие инфраструктуры и совершенствование инструментов для обеспечения стабильности финансового рынка. Важным шагом в направлении повышения глобальной конкурентоспособности национальных инфраструктур финансового рынка станет успешное завершение второго этапа оценки соответствия российской юрисдикции положениям международного стандарта Принципов инфраструктуры финансового рынка, который запланирован на 2020 - 2021 годы под эгидой комитета по платежам и рыночной инфраструктуре банка для международных расчетов [1; с. 94].

С ростом роли Банка России как мегарегулятора возрастает важность оценки системных последствий макроэкономических потрясений.

С этой целью Банк России использует макропруденциальное стресс-тестирование, которое позволяет учитывать риски финансовых организаций на групповой основе, а также их взаимосвязь. В период с 2019 по 2021 годы планируется продолжить разработку инструментов макропруденциального стресс-тестирования: расширить периметр стресс-тестирования, включить в него профессиональных участников рынка ценных бумаг, лизинговые компании, институты развития; оценить системные последствия коллективных действий участников; учитывать взаимодействие шоков финансового и реального секторов экономики [12].