Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ ( Понятие финансовой политики ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Становление и развитие экономических отношений в обществе неразрывно связано с процессами производства и взаиморасчетов. Участие в производстве позволяет субъектам достигать увеличения прибыли, доходов или получать иную выгоду. Взаимные расчёты между экономическими агентами позволяют достигать этих целей. Финансовая система любой страны охватывает все формы и виды денежных расчётов, а также передачи имущественных прав или капитала. Общее определение финансовой системы говорит о том, что это структура, строящаяся на совокупности отношений, связанных с источниками формирования, применения финансовых средств. Сюда же относят координацию и обеспечение деятельности финансовых институтов.

Типичная структура финансовой системы включает в себя:

1. Финансы, принадлежащие властным структурам, государству или муниципалитету. Как правило, это бюджет, включающий в себя общий государственный и местные бюджеты. Внебюджетные фонды – страховые, пенсионные фонды, фонды социального страхования.

2. Финансы частных лиц и организаций. Сюда можно отнести финансы коммерческих и некоммерческих субъектов хозяйствования, а также финансы населения.

Можно сказать, что финансовая система проникает во все сферы жизни общества, охватывает все секторы экономики. Образование государства начинается с формирования финансов властных структур. Здесь образуется бюджет страны, государственный бюджет, который обеспечивает работу государственного аппарата управления. Долгое время существовали финансы государства и населения. С развитием капитализма появились коммерческие финансы, принадлежащие реальному сектору экономики. Сейчас существует отдельный рынок финансов, который позволяет использовать деньги и капитал, как инструмент получения дополнительного дохода.

Общая сущность финансовой политики сводится к установлению отношений между различными классами, национальными и социальными группами относительно установления и реализации, а также удержания государственной власти. Субъектами политических отношений выступают социальные общности. Саму политику принято разделять на внутреннюю и внешнюю, военную, культурную, региональную, стратегическую, тактическую, общемировую и так далее. То есть, она может относится к любому виду общественных отношений.


Цель работы – рассмотреть финансовую политику и ее реализацию в РФ.

Предмет работы – политика государства.

Объект работы – финансовая политика.

Задачами работы будет являться изучение следующих вопросов:

- понятие финансовой политики;

- факторы, влияющие на финансовую политику;

- современные проблемы финансовой политики РФ;

- основные направления реализации финансовой политики РФ на современном этапе;

- пути совершенствования финансовой политики РФ.

1. Сущность и проблемы реализации финансовой политики

1.1 Понятие финансовой политики

Государственная финансовая политика – это совокупность мероприятий, касающихся использования финансовых инструментов для реализации функций государства.

Финансовая политика – это составная часть экономической политики страны, в которой конкретизированы основные направления развития производства, определены объемы финансовых ресурсов, а также направления их использования, разработан механизм стимулирования и регулирования социально-экономических процессов с помощью финансовых методов.

Между тем, финансовая политика представляет собой относительно самостоятельную сферу деятельности государства, которая обладает конкретным содержанием, своими целями, задачами, объектами, формами и методами регулирования [16; с. 98].

Государственная финансовая политика состоит из широкого комплекса мероприятий по разработке общей концепции, определению ключевых направлений, созданию адекватного финансового механизма, управлению финансовой деятельностью страны и других экономических субъектов.
Основой финансовой политики является определение стратегических направлений, с помощью которых можно проследить среднесрочную и долгосрочную перспективу использования финансовых ресурсов. Вместе с этим государство определяет текущие и тактические цели политики, однако, первые находятся под воздействием стратегических целей.

Важным аспектом финансовой политики выступает формирование финансового механизма, с помощью которого осуществляется государственная деятельность в финансовой сфере.


Под финансовым механизмом понимается система установленных правительством страны видов, форм и методов организации отношений, касающихся финансов [21; с. 36].

Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики, он изменяется в процессе решения тактических задач, именно поэтому можно наблюдать скорейшие изменения в финансовом механизме при переменах в экономической и социальной ситуации [7; с. 29]. 

Выделим важнейшие задачи финансовой политики:

- Обеспечение условий, которые позволят сформировать максимально возможные финансовые ресурсы;

- Рациональное распределение финансовых ресурсов и их использование;

- Организация регулирования посредством финансовых методов социально-экономических процессов в стране;

- Разработка оптимального финансового механизма, его развитие вместе с изменяющимися целями.

Результаты финансовой политики во многом зависят от качественного механизма обсуждения и реализации интересов всех слоев населения и имеющихся у страны объективных возможностей применения различных факторов воздействия на финансовую политику [5; с. 101].

Государственная политика в области финансов во многом зависит от степени развития финансовой системы страны и самостоятельности отдельных звеньев. Элементы финансовой политики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные составляющие политики в области финансов [20; с. 44]

Бюджетная политика предполагает определение источников формирования доходной части бюджета, приоритетных направлений расходования бюджета, допустимых границ бюджетной разбалансированности, источников финансирования дефицита, принципов отношений звеньев бюджетной системы [2; с. 65].

В рамках налоговой политики определяется состав налогов, размеры ставок, санкций и льгот по каждому разновидности. Налоговая политика выстраивается на основании согласованности интересов страны и налогоплательщиков.

Денежно-кредитная политика позволяет:

- Обеспечить устойчивость денежного обращения с помощью управления эмиссией, регулирования инфляции, а также курса национальной валюты;

- Обеспечить своевременность и бесперебойность расчетов в хозяйственной деятельности с помощью регламентации и регулирования банковского механизма;

- Управлять финансовым рынком при помощи регламентации эмиссии и размещения ценных бумаг, как государственных, так и корпоративных [21; с. 98].


В рамках ценовой политики осуществляется регулирование тарифов и цен на монопольную продукцию.

Цель инвестиционной политики – это повышение значимости бюджета в развитии государства, создание благоприятных условий для инвестирования, развитие кредитования, привлечение зарубежных инвестиций.

При осуществлении социальной политики разрабатываются механизмы компенсации доходов малообеспеченных слоев населения, упорядочивается система социальных льгот, регулируется вынужденная миграция и т.д.

Все большую значимость приобретает международная политика в области финансов, основу которой составляет управление кредитными и валютно-финансовыми отношениями на международной арене. Такая политика направлена в большинстве случаев на развитие и наращивание производственных сил в стране [2; с. 73].

Финансовая политика в РФ в 21 веке противоположна кейнсианской теории, которой придерживаются многие высокоразвитые страны, гибко сочетающие ее рекомендации и принципиальные положения рыночной либерализации и монетаризма.

На сегодняшний день в России реализуется политика по сокращению финансового потенциала страны, а все перспективы роста экономики возлагаются на частный бизнес. Значение финансовой политики в социальном и экономическом развитии нашей страны трудно недооценить. Степень ее рациональности оказывает прямое воздействие на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и другие отрасли [8; с. 24].

К ресурсам финансовой политики РФ относятся:

- Развитые производительные силы, т.е. люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, обладают определенными знаниями и могут участвовать в производственном процессе, а также основные фонды предприятий;

- Собственный финансовый капитал;

- Развитая финансовая инфраструктура.

Все эти три составляющие при взаимодействии образуют ключевые финансовые потоки.

Функции финансовой политики вытекают из цели ее существования. Цель – мобилизация и максимально эффективное использование всех имеющихся финансовых средств страны. Разработка финансовой политики предполагает формирование стратегии и тактики, которые относятся как с долгосрочным, так и к краткосрочным целям и задачам. В общем виде она призвана решать следующие общественные проблемы:

1. Формирование и реализация финансового законодательства.

2. Повышение эффективности налоговой и финансовой системы.

3. Обеспечение сбалансированности бюджета.

4. Развитие финансовой инфраструктуры.


5. Обеспечение долгосрочной стабильности и финансовой независимости страны.

6. Воздействие на социальные и экономические процессы [7; с. 108].

7. Выработка уникального финансового механизма.

Внутри финансовой политики происходит деление на несколько направлений, каждое из которых выполняет свои функции. Бюджетная политика выполняет функции, связанные с обеспечением деятельности государственного аппарата управления. Кроме того, она направлена на поддержание финансовой стабильности, целостности страны и обеспечение социально-экономического развития. Налоговая политика является механизмом воздействия на экономические процессы в стране. Таможенная помогает регулировать внешнеэкономической отношения, через реализацию политики протекционизма или свободной торговли. Кредитно-денежная политика позволяет воздействовать на денежную массу, отслеживать внутренние финансовые процессы в стране [20; с. 157].

Таким образом, финансовая политика страны – это инструмент поддержания внутреннего баланса денег, обеспечения защищённости финансовых и экономических интересов страны на международной арене. Она способна решать множество хозяйственных задач, но в масштабах страны финансовая политика направлена на обеспечение экономической стабильности, независимости, будущего роста, и развития.

1.2 Факторы, влияющие на финансовую политику

Финансовая политика характеризуется факторами, которые на неё влияют, а также этапами ее реализации. Государственная финансовая политика находится в зависимости от факторов внутреннего и внешнего характера [5; с. 108].

Внешними факторами является зависимость страны от экономических взаимоотношений с другими странами по отношению к поставкам сырья, готовых изделий и материалов. Также к внешним факторам можно отнести экспорт страны и уровень интегрирования с мировыми экономическими системами.

Внутренними факторами, имеющими отношение к влиянию на финансовую политику, являются:

- формы собственности на основные производственные фонды,

- структура экономики,

- стабильная денежная система,

- развитые формы кредитования,

- степень благосостояния граждан и их интеллектуальный уровень [20; с. 210].

На практике свое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, реализуемых через финансовый механизм. Эти мероприятия концентрируются на мобилизации финансовых ресурсов, распределении использования, осуществление контроля этих процессов.