Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ ( Понятие финансовой политики ).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и проблемы реализации финансовой политики
1.1 Понятие финансовой политики
1.2 Факторы, влияющие на финансовую политику
1.3 Современные проблемы финансовой политики РФ
2. Состояние и пути развития финансовой политики в РФ
2.1 Основные направления реализации финансовой политики РФ на современном этапе
Содержание:
Введение
Актуальность темы. Становление и развитие экономических отношений в обществе неразрывно связано с процессами производства и взаиморасчетов. Участие в производстве позволяет субъектам достигать увеличения прибыли, доходов или получать иную выгоду. Взаимные расчёты между экономическими агентами позволяют достигать этих целей. Финансовая система любой страны охватывает все формы и виды денежных расчётов, а также передачи имущественных прав или капитала. Общее определение финансовой системы говорит о том, что это структура, строящаяся на совокупности отношений, связанных с источниками формирования, применения финансовых средств. Сюда же относят координацию и обеспечение деятельности финансовых институтов.
Типичная структура финансовой системы включает в себя:
1. Финансы, принадлежащие властным структурам, государству или муниципалитету. Как правило, это бюджет, включающий в себя общий государственный и местные бюджеты. Внебюджетные фонды – страховые, пенсионные фонды, фонды социального страхования.
2. Финансы частных лиц и организаций. Сюда можно отнести финансы коммерческих и некоммерческих субъектов хозяйствования, а также финансы населения.
Можно сказать, что финансовая система проникает во все сферы жизни общества, охватывает все секторы экономики. Образование государства начинается с формирования финансов властных структур. Здесь образуется бюджет страны, государственный бюджет, который обеспечивает работу государственного аппарата управления. Долгое время существовали финансы государства и населения. С развитием капитализма появились коммерческие финансы, принадлежащие реальному сектору экономики. Сейчас существует отдельный рынок финансов, который позволяет использовать деньги и капитал, как инструмент получения дополнительного дохода.
Общая сущность финансовой политики сводится к установлению отношений между различными классами, национальными и социальными группами относительно установления и реализации, а также удержания государственной власти. Субъектами политических отношений выступают социальные общности. Саму политику принято разделять на внутреннюю и внешнюю, военную, культурную, региональную, стратегическую, тактическую, общемировую и так далее. То есть, она может относится к любому виду общественных отношений.
Цель работы – рассмотреть финансовую политику и ее реализацию в РФ.
Предмет работы – политика государства.
Объект работы – финансовая политика.
Задачами работы будет являться изучение следующих вопросов:
- понятие финансовой политики;
- факторы, влияющие на финансовую политику;
- современные проблемы финансовой политики РФ;
- основные направления реализации финансовой политики РФ на современном этапе;
- пути совершенствования финансовой политики РФ.
1. Сущность и проблемы реализации финансовой политики
1.1 Понятие финансовой политики
Государственная финансовая политика – это совокупность мероприятий, касающихся использования финансовых инструментов для реализации функций государства.
Финансовая политика – это составная часть экономической политики страны, в которой конкретизированы основные направления развития производства, определены объемы финансовых ресурсов, а также направления их использования, разработан механизм стимулирования и регулирования социально-экономических процессов с помощью финансовых методов.
Между тем, финансовая политика представляет собой относительно самостоятельную сферу деятельности государства, которая обладает конкретным содержанием, своими целями, задачами, объектами, формами и методами регулирования [16; с. 98].
Государственная финансовая политика состоит из широкого комплекса мероприятий по разработке общей концепции, определению ключевых направлений, созданию адекватного финансового механизма, управлению финансовой деятельностью страны и других экономических субъектов.
Основой финансовой политики является определение стратегических направлений, с помощью которых можно проследить среднесрочную и долгосрочную перспективу использования финансовых ресурсов. Вместе с этим государство определяет текущие и тактические цели политики, однако, первые находятся под воздействием стратегических целей.
Важным аспектом финансовой политики выступает формирование финансового механизма, с помощью которого осуществляется государственная деятельность в финансовой сфере.
Под финансовым механизмом понимается система установленных правительством страны видов, форм и методов организации отношений, касающихся финансов [21; с. 36].
Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики, он изменяется в процессе решения тактических задач, именно поэтому можно наблюдать скорейшие изменения в финансовом механизме при переменах в экономической и социальной ситуации [7; с. 29].
Выделим важнейшие задачи финансовой политики:
- Обеспечение условий, которые позволят сформировать максимально возможные финансовые ресурсы;
- Рациональное распределение финансовых ресурсов и их использование;
- Организация регулирования посредством финансовых методов социально-экономических процессов в стране;
- Разработка оптимального финансового механизма, его развитие вместе с изменяющимися целями.
Результаты финансовой политики во многом зависят от качественного механизма обсуждения и реализации интересов всех слоев населения и имеющихся у страны объективных возможностей применения различных факторов воздействия на финансовую политику [5; с. 101].
Государственная политика в области финансов во многом зависит от степени развития финансовой системы страны и самостоятельности отдельных звеньев. Элементы финансовой политики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные составляющие политики в области финансов [20; с. 44]
Бюджетная политика предполагает определение источников формирования доходной части бюджета, приоритетных направлений расходования бюджета, допустимых границ бюджетной разбалансированности, источников финансирования дефицита, принципов отношений звеньев бюджетной системы [2; с. 65].
В рамках налоговой политики определяется состав налогов, размеры ставок, санкций и льгот по каждому разновидности. Налоговая политика выстраивается на основании согласованности интересов страны и налогоплательщиков.
Денежно-кредитная политика позволяет:
- Обеспечить устойчивость денежного обращения с помощью управления эмиссией, регулирования инфляции, а также курса национальной валюты;
- Обеспечить своевременность и бесперебойность расчетов в хозяйственной деятельности с помощью регламентации и регулирования банковского механизма;
- Управлять финансовым рынком при помощи регламентации эмиссии и размещения ценных бумаг, как государственных, так и корпоративных [21; с. 98].
В рамках ценовой политики осуществляется регулирование тарифов и цен на монопольную продукцию.
Цель инвестиционной политики – это повышение значимости бюджета в развитии государства, создание благоприятных условий для инвестирования, развитие кредитования, привлечение зарубежных инвестиций.
При осуществлении социальной политики разрабатываются механизмы компенсации доходов малообеспеченных слоев населения, упорядочивается система социальных льгот, регулируется вынужденная миграция и т.д.
Все большую значимость приобретает международная политика в области финансов, основу которой составляет управление кредитными и валютно-финансовыми отношениями на международной арене. Такая политика направлена в большинстве случаев на развитие и наращивание производственных сил в стране [2; с. 73].
Финансовая политика в РФ в 21 веке противоположна кейнсианской теории, которой придерживаются многие высокоразвитые страны, гибко сочетающие ее рекомендации и принципиальные положения рыночной либерализации и монетаризма.
На сегодняшний день в России реализуется политика по сокращению финансового потенциала страны, а все перспективы роста экономики возлагаются на частный бизнес. Значение финансовой политики в социальном и экономическом развитии нашей страны трудно недооценить. Степень ее рациональности оказывает прямое воздействие на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и другие отрасли [8; с. 24].
К ресурсам финансовой политики РФ относятся:
- Развитые производительные силы, т.е. люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, обладают определенными знаниями и могут участвовать в производственном процессе, а также основные фонды предприятий;
- Собственный финансовый капитал;
- Развитая финансовая инфраструктура.
Все эти три составляющие при взаимодействии образуют ключевые финансовые потоки.
Функции финансовой политики вытекают из цели ее существования. Цель – мобилизация и максимально эффективное использование всех имеющихся финансовых средств страны. Разработка финансовой политики предполагает формирование стратегии и тактики, которые относятся как с долгосрочным, так и к краткосрочным целям и задачам. В общем виде она призвана решать следующие общественные проблемы:
1. Формирование и реализация финансового законодательства.
2. Повышение эффективности налоговой и финансовой системы.
3. Обеспечение сбалансированности бюджета.
4. Развитие финансовой инфраструктуры.
5. Обеспечение долгосрочной стабильности и финансовой независимости страны.
6. Воздействие на социальные и экономические процессы [7; с. 108].
7. Выработка уникального финансового механизма.
Внутри финансовой политики происходит деление на несколько направлений, каждое из которых выполняет свои функции. Бюджетная политика выполняет функции, связанные с обеспечением деятельности государственного аппарата управления. Кроме того, она направлена на поддержание финансовой стабильности, целостности страны и обеспечение социально-экономического развития. Налоговая политика является механизмом воздействия на экономические процессы в стране. Таможенная помогает регулировать внешнеэкономической отношения, через реализацию политики протекционизма или свободной торговли. Кредитно-денежная политика позволяет воздействовать на денежную массу, отслеживать внутренние финансовые процессы в стране [20; с. 157].
Таким образом, финансовая политика страны – это инструмент поддержания внутреннего баланса денег, обеспечения защищённости финансовых и экономических интересов страны на международной арене. Она способна решать множество хозяйственных задач, но в масштабах страны финансовая политика направлена на обеспечение экономической стабильности, независимости, будущего роста, и развития.
1.2 Факторы, влияющие на финансовую политику
Финансовая политика характеризуется факторами, которые на неё влияют, а также этапами ее реализации. Государственная финансовая политика находится в зависимости от факторов внутреннего и внешнего характера [5; с. 108].
Внешними факторами является зависимость страны от экономических взаимоотношений с другими странами по отношению к поставкам сырья, готовых изделий и материалов. Также к внешним факторам можно отнести экспорт страны и уровень интегрирования с мировыми экономическими системами.
Внутренними факторами, имеющими отношение к влиянию на финансовую политику, являются:
- формы собственности на основные производственные фонды,
- структура экономики,
- стабильная денежная система,
- развитые формы кредитования,
- степень благосостояния граждан и их интеллектуальный уровень [20; с. 210].
На практике свое воплощение финансовая политика находит в финансовых мероприятиях государства, реализуемых через финансовый механизм. Эти мероприятия концентрируются на мобилизации финансовых ресурсов, распределении использования, осуществление контроля этих процессов.