Файл: Общение как взаимодействие (Методы и методики исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы работы. Общение – это одно из самых важных понятий в современной психологической науке. В сюжете про строительство Вавилонской башни говорится, что люди не смогли построить сооружение, так как однажды стали говорить на разных языках, то есть не смогли общаться. Сообща можно достичь много. От умения общаться зависит получение информации человеком, установление контактов и взаимодействие.  На сегодняшний день особое внимание уделяется общению в контексте обучения и воспитания. В фокусе данного вопроса изучение специального организованного общения взрослых и детей. Современный мир принес нам много новых технологий, в том числе интернет. Именно в сети ребенок получает огромное количество информации, которая транслирует культуру и формирует будущего взрослого. В связи с этим возрастает роль общения как взаимодействия взрослого и ребенка, в частности в детско-родительских отношениях. Особенно значимым является проведение исследования, выявляющих особенности общения в новой общественной ситуации, а также в разработке методов повышения конструктивности общения как взаимодействия родителей и детей.

Изучение вопроса общения как взаимодействия позволяет более внимательно изучить вопросы и психологических ролей, и личностного поведения во время общения, что позволит обогатить социальную психологию. Исследование данной темы позволит глубже понять многогранность личности человека, улучшить качество и результативность общения во всех сферах жизнедеятельности.

Исходя из сказанного, можно говорить о высокой актуальности темы данного исследования: необходимо рассмотреть специфику общения и одну из структурных составляющих – взаимодействие.

Цель исследования: изучить особенности общение как взаимодействие в детско-родительских отношениях.

Объект исследования: родители, у которых есть дети в возрасте 13-17 лет в количестве 20 человек.

Предмет исследования: общение, позиции общения из теории трансактного анализа, взаимодействие в общении родителей и детей.

Гипотеза исследования: существует связь между выбранным стилем воспитания и трансактной позицией общения.

Задачи исследования:

  1.  Рассмотреть научные подходы к понятиям «общение», «взаимодействие»;
  2.  Рассмотреть особенности общения как взаимодействия родителей и подростков;
  3.  Определить позицию родителей для общения с подростками;
  4.  Изучить связь между стилем воспитания и позицией общения родителей и подростков.

Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы анализ научной литературы по теме работы, психологическое исследование.

Методики исследования:

  1.  Тест «Трансактный анализ общения» (Ильин Е.П.).
  2.  Модифицированный опросник Р.В. Овчаровой «Какой у вас стиль воспитания».

База исследования: Общее количество испытуемых 20 человек.

Организация и этапы исследования:

Первый этап – изучение социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, теоретический анализ понятий.

Второй этап – определение базы исследования, формирование выборки, подбор методического инструментария.

Третий этап – проведение психологической диагностики испытуемых.

Четвертый этап – обобщение и анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования. Социальная психология прежде всего исследует закономерности человеческого поведения и деятельности, которая реализуется с помощью общения и взаимодействия людей. Это привело к тому, что многие исследователи обратили свое внимание на изучение различных форм общения, средств и структуры общения и другим. Г.М. Андреева в своей работе «Социальная психология» рассматривает проблемы общения, социальных групп и др. В ее работе детально описаны закономерности общения и взаимодействия. Большой интерес представляет работа Е.П. Ильина «Психология общения и межличностных отношений». В ней представлена попытка обобщить многочисленный материал по теме общения. Богатый материал по психологии личности и общения можно найти у Э.Берна, А.А. Реан и других авторов. В работе поднята социальная проблема общения как взаимодействие между родителями и подростками. От общения зависит воспитание будущего поколения. Данной тематике уделялось внимание, однако изменение самого общества требует новых исследований по данной теме.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы для разработки методических рекомендаций, в работе практического психолога и социального педагога образовательных учреждений, в написании научно-исследовательской статьи.

Глава 1 Общение как взаимодействие


1.1. Характеристика термина «общение» в межличностной коммуникации

Общение как единица изучения занимает важное место и в общей психологии, и в психологии личности, и в дифференциальной психологии. Данное понятие является ядром социальной психологии.

Понимание термина «общение» составляет важную часть психологии. Человек – это биосоциальное существо, а значит общение, создание общего будет неотъемлемой частью жизни человека. На протяжении времени были разработаны различные подходы к определению этого термина. В данной главе будут описаны некоторые теории.

«Общение – комплексный многовекторный процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности». [24, с .208]

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Достичь взаимопонимания и прийти к совместной деятельности можно только в процессе конструктивного общения. [21, с.55]

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д. Таким образом, с одной стороны, общение – это процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В отечественной науке можно выделить несколько этапов в развитии понятия общения. Рогов Е.И. предлагает выделять три основных этапа:

1. Конец XIX — 20-30-е XX века. Отмечают, что исследования, которые проводил Бехтерев В.М. переводят фокус на роль общения [26, с.37]. В исследованиях было показано, что общение влияет на личностное развитие человека и что группа также влияет на включенного в нее индивида. Способы общения группы также имеют связь с конкретными характеристиками коллектива: численность, содержание деятельности, ситуации, в которых осуществляется взаимодействие. В лаборатории В. М. Бехтерева был проведен ряд экспериментов по изучению различных сторон проблемы общения. Но сам процесс общения еще не стал предметом исследования. Больше внимания уделялось результатам влияния общения на психические процессы и функции. Общение, писал он, служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. [17, с.14] Таким образом, в отечественной социальной психологии именно В. М. Бехтерев явился зачинателем разработки проблемы общения.


2. Начало 60-х — 70-е гг. XX века стали новым этапом рассмотрения понятия общения. Понятие общения использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, считалось, что оно лежит в основе социализации личности. В этот период тема общения занимает одно из ведущих мест в концепциях Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,
С. Л. Рубинштейна. Проблеме общения значительное внимание уделял
Б. Г. Ананьев. Он рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он писал, что общение определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и участвует в формировании всей психической организации человека. При этом он указывал на то, что общение как деятельность общественного индивида не всегда принимается во внимание. Б. Г. Ананьев одним из первых указал на многоуровневую, иерархическую и многомерную организацию общения как явления, настаивая на выделении в общении макро, мезо и микро уровней. Это общество, в котором общающиеся люди живут; различные типы коллективов, членами которых они выступают; то ближайшее окружение, с которым чаще всего вступают в контакт. [28, с.25] Открыта выражалась идея о том, что понятие «общение» непосредственно связано с категорией «деятельность». В отличие от западных исследований, в которых эти два понятия противопоставляются друг другу. Например, Э. Дюркгейм полагал, что процесс общения — это процесс духовного речевого общения. Роль преобразовательной деятельности фактически сведена к нулю, а потому формы общения в обществе статичны. Позже в отечественной науке принцип единства общения и деятельности хоть и сохранился, но связь между этими категориями стала пониматься по-разному.

3. 1970-е гг. — до нынешнего времени. Именно в 1970-х гг. начинается общепсихологический анализ проблемы общения. Общение стали рассматривать как особую самостоятельную область. До сих пор понятие общения использовалось как объяснительный принцип при анализе других проблем. Это период зарождения проблемы общения в психологической науке. Разработка ее связана с переходом от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик; проблема общения становится объектом психологического теоретического, эмпирического и прикладного исследования. Предметом исследования общения в психологии становится изучение его функций, механизмов, сторон. По мнению Б. Ф. Ломова, по своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных аспектов проблема общения не уступает проблемам деятельности, личности, сознания. Более того, он полагал, что психология XXI в. станет психологией общения в самом широком смысле этого слова. [17, с.145]


Таким образом, одним из первых проблемных вопросов был вопрос о статусе категории общения, о включенности данного понятия в предметную область психологической науки.

На данный момент общение понимают, как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. [6, с .208]

Относительно другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности. Процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения радикально отличается от предыдущих отечественных теорий. Общение возникает не только потому, что необходимо организовать совместную деятельность, но также потому, что есть цель общение само по себе. Следовательно, в процессе человек получает еще что-то кроме совместного труда. [27, с. 178] Это может быть желание обмена информацией, мыслями, чувствами и общение уже будет само мотивированным процессом.

Идея автономности и самоценности общения обосновывается, во-первых, теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека, которые выделил Абрахам Маслоу. Так как человек нуждается в удовлетворении не только базовых потребностей, но и потребность в уважении, любви и признании, самоактуализации, которые можно удовлетворить только в отношениях с другими людьми и в первую очередь через общение. Таким образом, общение является основой для удовлетворения потребностей. Через общение с другими человек понимает себя, получает эмоции и информацию.

Общение также принято рассматривать как субъект-субъектную деятельность, так как каждый участник является активным деятелем. Реан А. отмечает, что не следует рассматривать общение как вторичное по отношению к деятельность. «Возможен иной взгляд на смысл и содержание категории «общение», который состоит в утверждении самостоятельности данной категории, несводимости общения к деятельности, самоценности общения, рассмотрения общения не только как средства, но и как цели. Общение не обязательно должно быть инициировано потребностями в совместной деятельности. Важно понимать, что общение может выступать в качестве самомотивированного процесса». [29, с. 179]