Файл: Общение как взаимодействие (Методы и методики исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При проведении исследования нами использовались следующие методики:

1.  Тест «Трансактный анализ общения» (Ильин Е.П.).

2.  Модифицированный опросник Р.В. Овчаровой «Какой у вас стиль воспитания».

Выбор методик обусловлен необходимостью выявления факта наличия определенной позиции общения и стиля воспитания.

2.2. Описание выборки исследования

Общее количество испытуемых – 20 человек. Первая группа – 10 человек, которые выбирают демократический стиль воспитания. Вторая группа – 5 человек, который выбирают авторитарный стиль. Третья группа – 5 человек, которые выбирают либеральный стиль. Гендерные различия в данной работе не учитываются.

2.3. Методы и методики исследования

В ходе эмпирического исследования для сбора первичных данных использовался метод тестирования с помощью следующих конкретных методик:

Характеристика методик:

  1. Тест «Трансактный анализ общения» (Ильин Е.П.). Испытуемым предлагается ответить на 21 вопросов, оценив их от 0 до 10. Затем подсчитать сумму баллов по каждой шкале и выявить, какая позиция набрала больше всего баллов. Давалось указание оценивать свои состоянии в общении с ребенком.
  2. Модифицированный опросник Р.В. Овчаровой «Какой у вас стиль воспитания?». Предлагается ответить на 10 вопросов, выбрав наиболее привлекательный вариант ответа. Далее подсчитывается сумма баллов, которая соответствует определенному стилю воспитания.

Выводы по главе 2

В исследовании выбранного стиля воспитания и позиции общения родителей и подростков приняли участие 20 человек, которые были разделены на 3 группы. Родители с демократическим стилем воспитания, родители с авторитарным стилем воспитания и третья группа – родители с авторитарным стилем воспитания. Полученные результаты сравнивались между собой: на предмет выявления влияния стиля воспитания и избираемой позиции общения.


3. Особенности общение как взаимодействие между родителями и подростками

3.1. Анализ исследования

В процессе анкетирования все испытуемые были разделены на три группы: группу с демократическим стилем воспитания, группу с авторитарным стилем и группу с либеральным стилем. По результатам теста на стиль воспитания Овчаровой Р.В. в первую группу вошли респонденты, набравшие от 25 до 30 баллов, что соответствует демократическому стилю. В группе 10 человек. В группу с авторитарным стилем были отнесены 5 человек, получившие в результате теста от 20 до 24 баллов. В группе с либеральным стилем воспитания оказалось 5 человек, набравших от 10 до 19 баллов. Процентное соотношение основной выборки, по выраженности зависимости можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1. Процентное распределение основной выборки по стилю воспитания.

Для изучения выбранной позиции общения был использован тест «Трансактный анализ общения». Трансакция — единица акта общения, в течение которой собеседники, находящиеся в одном из трех состояний Я, обмениваются парой реплик. Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одному из трех возможных состояний нашего Я: состояние Родителя, Взрослого или Дитя. У данных состояний есть характеристики: назидательный, самоуверенноагрессивный; рациональный; корректный; сдержанный; эмоциональный; неуверенный; подчиняемый.

Состояние Родитель учит, направляет оценивает, осуждает опекает; Взрослый, трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой; Дитя: капризничает, упрямится, творит, протестует.

Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выбирает себе и собеседнику подходящее состояние Я. Общение между родителями и подростками для наиболее продуктивного взаимодействия должно происходить на уровне Взрослый. Данная методика позволила продиагностировать сколько родителей выбирают данную трансакцию.

Таблица 1

Значения по тесту «Трансактный анализ общения»

№ п/п

Дитя

Взрослый

Родитель

Результат

1

34

70

55

ВРД

2

37

70

36

ВДР

3

29

56

34

ВРД

4

45

63

39

ВДР

5

23

69

40

ВРД

6

19

48

30

ВРД

7

25

55

21

ВДР

8

20

52

40

ВРД

9

34

53

26

ВДР

10

33

48

28

ВДР

11

15

40

65

РВД

12

14

39

65

РВД

13

12

27

43

РВД

14

16

24

42

РВД

15

35

33

39

РДВ

16

45

43

15

ДВР

17

56

25

19

ДВР

18

43

30

23

ДВР

19

34

24

15

ДВР

20

55

35

23

ДВР


Таким образом, в первой группе, которая предпочитает демократический стиль воспитания для общения родитель выбирают позицию Взрослый. Так как трансакционный анализ также учитывает и другие состояния: Дитя и Родитель, то вариации, включающие все позиции были учтены в диаграмме на рис.2

Рис. 2. Процентное распределение выборки в группе с демократическим стилем воспитания.

Как видно из диаграммы половина родителей в общении выбирает позиции Взрослый – Дитя- Родитель, а другая половина Взрослый – Родитель- Дитя. В группе 100% родителей выбирают для общения с подростками позицию Взрослый. Такой выбор позиции наиболее благоприятно сказывается на общении как взаимодействии родителей и их детей в подростковом возрасте.

В группе с авторитарным стилем воспитания большинство родителей выбирают позицию Родитель для общения. Однако в 80% случаев это сочетание Родитель-Взрослый-Дитя и только в 20 % - Родитель – Дитя-Взрослый. Выбор такой позиции общения будет менее благоприятно сказываться на результатах взаимодейтсвия. Так как именно в этот возрастной период дети стремятся к ощущению свой значимости, в позиции Родитель – значимый только один, тот, кто в таком трансакционном взаимодействии находится. Результаты этой группы представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Процентное распределение выборки в группе с авторитарным стилем воспитания.

В группе с либеральным стилем воспитания большинство родителей выбирают позицию Дитя для общения. Это позиции Дитя- Взрослый-Родитель. Так как именно в этот возрастной период дети стремятся к ощущению свой значимости, но также к ощущению безопасности и внимании, то такая позиция не всегда будет давать положительные результаты взаимодействия. Результаты этой группы представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Процентное распределение выборки в группе с либеральным стилем воспитания.

Таким образом, по диагностическим тестам были получены результаты, которые показали, что большинство родителей в общении с подростками выбирают позицию Взрослый.

3.2. Выявление особенностей стиля воспитания и позиции общения как взаимодействия родителей и подростков на основе исследования


В данном разделе проводится анализ результатов, выявление возможных корреляций между показателями стиля воспитания и выбранный позиций трансактного анализа общения. Будут рассмотрены показатели групп. Необходимо выяснить, правомерно ли предположение о сознательно выбираемом стиле воспитания и позицией общения как взаимодействия родителей и подростков.

Результаты проведенного практического исследования дают возможность сделать выводы о некоторых особенностях, присущих межличностному общению как взаимодействию родителей и детей в период подросткового возраста.

Если говорить, в общем, обо всех компонентах воспитания, то общение становится наиболее важным в подростковом возрасте. То как родитель будет общаться со своим ребенком в этот период будет зависеть результаты их взаимодействия. Известно, что чем сильнее давление, запреты, тем больше именно в этом возрасте ребенок стремиться сделать обратное. Однако причина не в том, что ребенок плохо воспитан, а в том, что при общении с ребенком в этом возрасте необходимо учитывать принцип: делание ребенка быть значимым. Это один из мотивов подростка. [10, с.101] Выбранная трансактная позиция будет влиять на взаимодействие. [14, с.185] Ф. Райс выделял четыре стиля руководства и общения родителей с ребенком: автократический; авторитетный, но демократический; либеральный и хаотический. В работе мы исследовали только три стиля воспитания. Критерии этих стилей – это способ принятия решений. В каждом стиле есть и трансакционная позиция, которую можно определить по общению вербальному и невербальному. Авторитарный стиль предполагает, что только родитель решает, что, как и когда будет делаться. Не учитывается мнение ребенка, его воля и желания. Приказание, распоряжение, угрозы – это основные элементы данного стиля, что также соответствует позиции Родитель. [14, с.190] Формулируется общение в двух формах: повелительном и указательном. Структура этих высказываний включает два компонента. Во-первых, описании негативных последствий, что случится, если ребенок сделает неверный шаг. Во-вторых, включает описание санкций, наказаний. Оба эти вида высказываний показывают отсутствие уважение к ребенку, его чувствам, ощущениям, мыслям и желаниям. Скрытые угрозы вызывают страх, переживание тревоги и негативно сказываются на общении как результатах взаимодействия. Негативное аффективное переживание может привести к возникновению сопротивления и агрессии, раздражения и злости по отношению к родителям либо к формированию покорности и зависимости перед силой и властью. Ни тот ни другой вариант в большинстве случаев не прогнозируется родителями и уж тем более не является целью воспитания. [24, с.255]


Демократический стиль основывается на совместном принятии решений родителями и детьми, что предполагает общение с позиции Взрослый, а также продолжение коммуникации в трансакциях Взрослый-Взрослый, что дает наиболее благоприятный результат взаимодействия. Такое общение учитывает взаимное уважение мнений и чувств. В общении есть обсуждение, возможность выразить свои чувства, выслушать мнение другой стороны. Позиция Взрослый, которую занимает родитель дает возможность ребенку стать ответственным, самому осознать возможные последствия своих действий или бездействия.

Либеральный стиль руководства оставляет инициативу и решение за ребенком. Речевые высказывания, содержащие предложение уйти от рассмотрения волнующей ребенка («Не стоит об этом говорить», «Это ерунда», «Дело выеденного яйца не стоит»). Прямой эффект таких высказываний состоит в изменении отношения ребенка к взрослому: установка на родителя как потенциального союзника и помощника в разрешении проблемы, ожидание сочувствия и поддержки сменяются чувством отверженности и потерей взаимопонимания. В дальнейшем опыт такого переживания приводит к отказу от контактов с родителем для разрешения трудных и конфликтных ситуаций. [3, с.132]

В современном мире неминуемо в глобальном масштабе происходит информатизация общества. Такие изменения охватывают все сферы общества. Поэтому целесообразно отметить, что позиция общения будет влиять на семейные отношения родителей и детей. Большое количество информационных ресурсов, неминуемо приведет к тому, что влияние межличностного общения родителей и подростков будет иметь все большее значение.

Выводы по главе 3

1. Подростковый (в западной терминологии), или юношеский (в отечественной), возраст в психологической науке характеризуется растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и необходимость подростка быстро выработать новые формы поведения. Это период бурного роста и развития, что заставляет проявлять новые качества личности. Это период начала эмансипации, попыток расширения социальных контактов, что в какой-то мере удовлетворяется через использование интернета (социальных сетей, компьютерных игр и пр.). Вступление ребенка в подростковый возраст характеризуется качественными сдвигами в развитии самосознания и изменениями в самовосприятии.

2. В исследовании приняло участие 20 человек. Из них 10 (50%) выбирают демократический стиль воспитания. В данной группе 100% родителей выбирают для общения с подростками позицию Взрослый. Из них 5 родителей (50%) выбирает позиции Взрослый – Дитя- Родитель, а другая половина Взрослый – Родитель- Дитя. В группу с авторитарным стилем воспитания попали 5 человек, из которых большинство родителей выбирают позицию Родитель для общения. Однако в 80% случаев это сочетание Родитель-Взрослый-Дитя и только в 20 % - Родитель – Дитя-Взрослый. В третью группу были определены родители с либеральным стилем воспитания. В этой группе 100% родителей выбирают трансакцию общения из позиции Дитя.