Файл: Общение как взаимодействие (Методы и методики исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Специфика общения родителей и подростков

По классификации, принятой в США, 15-17 лет - это подростковый возраст, согласно отечественным классификациям, это уже юношеский возраст. Подростковый возраст можно разделить на периоды:

младший (от 11 до 14 лет);

средний (от 15 до 17 лет);

старший (от 17 лет). [12, с.394]

Такое разделение определено физическими, интеллектуальными и эмоциональными и иными различиями в обозначенные периоды.

Развитие человека связано с возрастными особенностями, которые влияют на формирование личности. Подростковый возраст считается трудным для обучения и воспитания. В этот период совершается переход от детства к взрослости, происходит перестройка психики, меняются формы отношений. Также социальная среда диктует свои требования, ожидается более ответственное поведение. Но в тоже время для подростка – это период повышенной эмоциональности и восприимчивости.

В психологической науке было установлено, что именно в юношеском возрасте движущими силами развития будут являться противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и выработанными формами поведения подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, проявления новых качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.

Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка смещается из дома во внешний мир, переходит внимание на общение со сверстниками и взрослыми. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. [20, с.400]


Вступление ребенка в подростковый возраст характеризуется качественными сдвигами в развитии самосознания и изменениями в самовосприятии. Самосознание ребенка берет свое начало от той социальной среды, в которой он растет. Первые представления о себе ребенок берет из взаимоотношений с родителями. Самоотношение не происходит из знания о себе, а приносится вовнутрь. Л. Выготский говорил, что личность – это есть самосознание человека, когда человек сам осознает себя как единое целое. То, что ранее наблюдалось как поведение и отношения между людьми, в подростковом возрасте переносится в психологические отношения и становится частью личности. [7, с.115]

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание взаимодействия включает в себя предмет, вокруг которого будет происходит взаимодействие. Это может быть создание проекта, воспитание детей, организация мероприятий и все, что составляет многообразие жизни человека. Стиль - рассказывает о том, как человек строит взаимодействие с окружающими. [25, с.145]

Авторы пособий по общению Крысько В., Столяренко Л. утверждают, что можно говорить о стиле взаимодействия как продуктивном или не продуктивном. Продуктивный стиль характеризуется тем, что партнеры по общению достигают общих взаимовыгодных результатов, они готовы продлевать взаимное общение, так как оно создает взаимное доверие, позволяет раскрыть личностный потенциал. Непродуктивный стиль взаимодействия характеризуется тем, что партнеры не позволяют друг другу достичь реализации личностных потенциалов, результатов совместной деятельности.

Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:

  1. Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле - "рядом с партнером", в непродуктивном - "над партнером").
  2. Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).
  3. Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном стиле вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру). "
  4. Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие; в непродуктивном стиле - агрессия, обида, раздражение).
  5. Характер функционирования механизма идентификации-обособления между партнерами. [16, с .195]

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Общение взрослых с пятилетним ребенком и с 12-летним подростком будет значительно отличаться. Маленькому ребенку можно сказать, что ваше решение закон и его надо выполнять. Аналогичное высказывание в отношении подростка вызовет сопротивление и вероятнее всего приведет к конфликту. Такие перемены в построении коммуникации связаны с физиологическим, умственным и психическим развитием.

Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом желание помочь другу— довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в 8-х классах этот фактор выбора постоянного партнера общения проявился только у 20% школьников. У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные планы в жизни». [11, с .381]

Как показано Д. И. Фельдштейном, о стремлении к стихийно-групповому общению заявляли только 15% подростков, хотя реальное наличие такой формы общения зафиксировано у 56% детей 11–15 лет. Происходит это потому, что часто не удовлетворяется потребность в социально ориентированной форме общения, которой отдают предпочтение большинство подростков. Поэтому они вынуждены удовлетворять потребность в общении в стихийно формирующихся группах.

Н. И. Вишневская (1981) изучила факторы, привлекающие подростков в неформальные уличные группы общения. Это прежде всего недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношениям с родителями. В то же время в уличных группах привлекают (в порядке убывания): отсутствие взрослых, свобода действий, эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола, пребывание в уединенных местах, шумные прогулки по улицам, совместные проделки, возможность покурить и выпить вина. [16, с .173]

Взаимодействие, кроме того, можно представить, как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы "я-он", "мы-они", координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе. [19, с. 24]


В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежительную позицию, тот должен проявить большой такт, терпение, внимание к интересам и склонностям ребенка. У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает, причем в 7–8м классе этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении со взрослыми. [17, с .145]

Выделяют дополнительное, пересекающееся и скрытое взаимодействие. Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга. Пересекающееся - это такое взаимодействие, в процессе которого партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой - ярко проявляют свои собственные намерения и действия. Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6-м и 8- классах (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» — в 7-м и 9-м классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, свой образ Я. В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. Например, один мальчик в ответ на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» вдруг начал кипятиться: «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое!» [8, с.255]

В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если у семиклассника удовлетворить эту потребность могут и сверстники и взрослые, то девятиклассники остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют). [7, с .175]


Таким образом, общение родителей с подростками имеет свои особенности, которые включают в себя изменения в психологическом развитии ребенка, требовании уважения к себе, желании считаться взрослым. В этот период именно родители должны быть наиболее гибкими в общении для достижения наилучшего результата взаимодействия.

Выводы по главе 1

1. Общение является вопросом, который рассматривается в рамках социальной психологии. Понимание этого термина у отечественных авторов прошло несколько периодов. На сегодняшний день общение уже понимают не только как необходимость для осуществления совместной деятельности, но также и процесс, который необходим человеку сам по себе. Общение – это комплексный процесс создания и развития контактов между людьми, который стоит в основе необходимости организации совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, взаимодействие людей и восприятие себя и других.

2. Взаимодействие — сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей. Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере.

3. Общение родителей с подростками имеет свои особенности, которые включают в себя изменения в психологическом развитии ребенка, требовании уважения к себе, желании считаться взрослым. В этот период именно родители должны быть наиболее гибкими в общении для достижения наилучшего результата взаимодействия.

2. Организация и методы исследования

2.1. Организация исследования

Исследование особенностей общения как взаимодействие в детско-родительских отношениях проводилось на основе психологической диагностики и наблюдения испытуемых родителей, у которых есть дети в возрасте 13-17 лет и включала следующие этапы:

1.  Диагностический этап: выявление стиля воспитания и позиции общения. Полученные показатели позволят понять общее положение испытуемых в исследуемых сферах.

2.  Рефлексивный этап: качественный анализ полученных результатов диагностики.