Файл: Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной системы в детском возрасте.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Лекция №4 для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 370501 - Клиническая психология Преподаватель кафедры Сенченко Г.В.

Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

Красноярск, 2018
Цель лекции
Дать представление об особенностях поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте.
План

Актуальность.
Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной системы в детском возрасте
Перинатальное поражение.
Наследственные заболевания.
Инфекционные заболевания.
3. Органические поражения головного мозга.
Черепно-мозговые травмы.
Опухоли головного мозга.
4. Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте.
5. Выводы.

Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной системы в детском возрасте

Перинатальное поражение НС.
обусловленные вредными воздействиями в период беременности, во время родов и в ранний послеродовой период (перинатальный период - с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки после рождения). К патогенным факторам можно отнести: заболевания матери (интоксикацию, инфекции, токсикозы и др.); повреждения нервной системы во время родов вследствие акушерских манипуляций; средовые воздействия в виде различных экологических факторов.

Более раннее время воздействия на нервную систему приводит к более выраженным клиническим проявлениям в будущем, при этом разные вредные влияния могут приводить к сходным последствиям
Наиболее часто в перинатальной патологии встречаются асфиксия (кислородная недостаточность) при рождении и внутричерепные родовые травмы (кровоизлияния в мозг, нарушения мозгового кровообращения).

Наследственные заболевания нервной системы


связанные с изменениями генетической информации.
Для наследственных заболеваний характерен прогрессирующий тип развития нарушений, прямое или опосредствованное поражение определенных отделов мозга, периферических отделов нервной системы, мышц.

Инфекционные заболевания нервной системы

наиболее часто встречаются в детской неврологии.
Инфекционные процессы могут захватывать различные отделы нервной системы, оболочки, сосуды мозга.
К поражениям головного мозга относятся:
энцефалиты – воспаление вещества мозга, менингиты - воспаление мозговых оболочек.

Черепно-мозговые травмы

составляют около половины всех случаев травматических повреждений в детском возрасте.

Опухоли головного мозга

у детей составляют до 5 % случаев органических повреждений центральной нервной системы.
У мальчиков новообразования встречаются несколько чаще, чем у девочек.

Эпилепсия

хроническое прогрессирующее наследственно-обусловленное или приобретенное заболевание, сопровождающееся расстройствами сознания, судорогами, психическими изменениями.

Причины возникновения различных повреждений ЦНС

биологические (врожденные)
средовые, обусловленные различными внешними вредностями (органического и неорганического характера).

Биологические (врожденные)

Отрицательное влияние наследственности связано с наследственными заболеваниями, болезнями родителей (наркомания, алкого­лизм, токсикомания), неудачным сочетанием генетических кодов родителей и др.
Неблагоприятное влияние на протекание внутриутробного развития оказывают травмы, токсикозы, стрессы, тяжелые соматические заболевания, экологические факторы и т. д.

Средовые (органического и неорганического характера)

фактором, приводящим к органически обусловленным на­рушениям психического развития, является питание, особенно в первые два года жизни ребенка, которые связаны с быстрым ростом тела и мозга.
В результате этого наблюдается снижение когнитивных способностей, плохо

формируются координация тонкой моторики, регуляция внимания, сни­жается стрессоустойчивость.
Фактор социальной ситуации развития ребенка.

Особенности исследования речевых функций

На проявление речевых расстройств у детей в значительно большей степени, по сравнению со взрослыми, влияют такие факторы, как характер и длительность мозгового поражения, острота его возникновения
В ходе онтогенеза одно из полушарий мозга становится ведущим, доминантным для тех или иных функций.
Наличие сформированной доминантности у взрослого человека приводит к появлению характерных симптомов при нарушении работы левого или правого полушария.


При повреждениях одного из полушарий в детском возрасте возникает иная симптоматика, и это ставит вопрос о причине таких различий.
Первый — наблюдаемая у детей симптоматика нарушения речи отражает работу специфической функциональной системы, которая в перспективе заменится на стационарную, свойственную взрослым.
Второй — симптоматика отражает работу еще недостаточ­но сформированных звеньев и связей между звеньями будущей стационарной системы. И тогда специфичность симптоматики связана со специфичностью работы еще не сформированного звена и еще не сформированных связей этого звена с другими звеньями системы.

Особенности исследования перцептивных процессов

В зарубежных исследованиях межполушарная организация перцептивных процессов рассматривается с точки зрения двух основных концепций: концепции материальной специфичности (Milner B., 1968) и концепции специфичности механизмов переработки информации в каждом из полушарий


Согласно первой из них, левое полушарие связано с переработкой вербального материала, независимо от модальности его поступления, правое полушарие ориентировано на стимульный материал невербальной (перцептивной) природы.



Вторая концепция связывает левое и правое полушария с разными стратегиями переработки перцептивной информации, независимо от вербальной или невербальной его природы. Правое полушарие обеспечивает симультанные пространственные синтезы, левое — последовательные, временные синтезы.
Соответственно, в зависимости от того, какой способ переработки требуется для поступающей информации, доминантным для разных психических функций выступает либо левое, либо правое полушарие.


Отечественная концепция исходит из предположения о специфическом вкладе каждого из полушарий в перцептивные процессы: каждое полушарие вносит свой специфический вклад в осуществление любой психической функции при ведущей, доминантной роли для каждой функции либо левого, либо правого полушария. И данные нейропсихологии согласуются с этим положением, поскольку нарушения перцеп­тивных процессов фиксируются не только при поражении правого, но и при поражении левого полушария.

Литература
Основная:

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие / ред. Л. С. Цветкова. - 3-е изд., испр. и доп. - Воронеж : МОДЭК ; М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 320 с.
Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учеб. пособие / А. В. Семенович. - 5-е изд. - М. : Генезис, 2012. - 474 с.
Дополнительная:
Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учебник / Е. Д. Хомская. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2012. - 496 с. + CD.
Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие / Ю. В. Микадзе. - СПб. : Питер, 2013. - 288 с.
Нейропсихология индивидуальных различий [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка [и др.]. - М. : Академия, 2011. - (CD-ROM). - 160 с.

Спасибо за внимание!