Файл: Объекты и субъекты авторского права (История становления авторских прав в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению отдельных аспектов  авторского права. 

В современном мире, где информация распространяется с фантастической скоростью, каждый знаком с достижениями техники, которые позволяют репродуцировать любую информацию и открывают невероятные возможности для общения людей, являясь, в то же время, одним из способов обучения. Но поскольку достижения связаны с использованием авторских работ (произведений), существенно затрагивается правовая сфера из-за возможностей, открывающихся для «интеллектуального пиратства». Словом, говоря современным языком, «Наиболее обсуждаемой проблемой авторского права в настоящее время является распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, произведений литературы, науки и искусства с нарушением авторских и (или) смежных прав».[1]

Авторское право в один ряд с основными правами и свободами советских граждан, провозглашенных и охраняемыми государством, ставила еще Конституция СССР. Так в ст.47 Конституции СССР гражданам гарантируется свобода научного и художественного творчества, «создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством».

Впервые закон об авторском праве в России приняли в 1828 году. Его действие распространялось исключительно на литературные произведения и для защиты прав авторов и издателей.  В 1911 году  издали новый закон, существенно расширившим сферу действия авторских прав и отвечавшим в то время общепринятым мировым стандартам. Но события Великой октябрьской революции предрешили судьбу закона 1911 года. В 1925 году в СССР был одобрен новый закон об авторском праве. Устройство экономики Советского Союза предопределило его закономерность. Отсутствие конкуренции между предприятиями делало бессмысленным закрепление за кем-то одним исключительные права на интеллектуальную собственность. По этой причине закон 1925 года позволял выступать только самим авторам правообладателями. Однако авторские права выражались только в личном неимущественном праве  и праве на получение вознаграждения за использование произведения. Такое регулирование авторских прав сохранилось вплоть до конца 80-х годов. Принятие в 1993 году Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» вернуло законодательство об авторском праве в плоскость рыночных отношений. До 1 января 2008 года свои имущественные права на произведения, являющиеся объектом авторского права, автор передавал, на основании авторского договора (ст.  7, 30 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1). С 1 января 2008 года передача прав осуществляется по лицензионному договору (ст. 1259, 1286 ГК РФ), а термин «авторский договор» выбыл из раздела Гражданского кодекса РФ, посвященном интеллектуальной собственности и не используется. Отказавшись от понятия «авторский договор» в четвертой части ГК РФ законодатель предусматривает два типа договоров, заключаемых по поводу всех интеллектуальной деятельности, включая произведения науки, литературы и искусства, это договор об отчуждении исключительного права на произведение и лицензионный договор о предоставлении права использования произведения. Однако, по мнению Минфина России, договоры, регулируемые ст.1285-1288 ГК РФ, попадают под понятие «авторский договор»[2].


В 2008 году 1 января Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах сменила IV часть Гражданского кодекса РФ, но сохранила основные положения, закрепленные в Законе 1993 года, и внесла и ряд серьезных изменений. В частности, с принятием части IV Гражданского кодекса поменялась система договоров в авторском праве.[3]

Актуальность рассматриваемой темы определяется в постановке вопроса в условиях рыночной экономики, связанных с гражданским оборотом интеллектуальной собственности, правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, защиты прав авторов и правообладателей.

Цель работы – рассмотрение отдельных аспектов  авторского права. 

Задачи исследования:

1)раскрыть сущность и понятие авторского права;

2) рассмотреть историю становления авторских прав в России;

проанализировать принципы авторского права;

3) описать главные признаки и критерии объектов авторского права;

4) описать главные признаки и критерии субъектов авторского права.

Объект исследования - теоретические и практические проблемы авторского права. 

Предмет исследования -  включает в себя нормы гражданского законодательства.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной. Первая глава исследования посвящена собственно авторскому праву как самостоятельному институту права интеллектуальной собственности. Во второй главе работы нами рассматриваются объекты и субъекты авторского права.

Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые акты, регулирующие указанную сферу, статьи монографии, посвященные изучению авторского права.

1. Авторское право как самостоятельный институт права интеллектуальной собственности

1.1 История становления авторских прав в России

Возникновение авторского права в России в первую очередь связано с цензурой. До 1771 года книгоиздательская деятельность, которая стоит у истоков возникновения авторских прав, находилась в руках государства[4]. В 1771 году была выдана первая привилегия на издание иностранной литературы, причем книги должны были выпускаться на языке оригинала, «дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было»[5]. До 1816 года, когда в России появился первый акт, защищающий права авторов, книгоиздание было крайне нестабильным, поскольку одни правители стремились усилить цензуру, а другие – ее ослабить: в 1783 году Екатерина II разрешила устройство «вольных» типографий, в 1896 году Павел I отменил ее указ, а спустя пять лет, в 1801 году, Александр I вновь разрешил частную деятельность. Все это повлияло на то, что в России права авторов были закреплены с вековым опозданием.


Первый более-менее полноценный законодательный акт в сфере регулирования авторских прав появился 22 апреля 1828 года. Цензурный устав был нацелен на подавление вольнодумчиских веяний в обществе. В нем впервые давалось определение цензуры, подробно рассказывалось о том, за что те или иные произведения могли быть запрещены (в основном за критику догматов христианской веры, за нарушение неприкосновенности верховной власти, а также за оскорбление чести и клевету)[6] . Одна из глав Цензурного устава называлась «Положение о правах сочинителей». Согласно ей, автор или переводчик мог пользоваться плодами своего труда на протяжении всей жизни. После его смерти права переходили наследникам на срок до 25 лет, и уже после этого произведение попадало в общественное достояние. Цензурный устав защищал только те произведения, которые удовлетворяли комиссию: если произведение попадало под цензуру, то автор лишался всех прав на него.[7]

В качестве отрасли гражданского права авторские права были закреплены только в 1877 году, а в 1911 появился первый законодательный акт, составленный по европейскому образцу. Согласно ему, объектами авторского права являлись:

- литературные произведения, как письменные, так и изустные (речи, лекции, рефераты, доклады, сообщения, проповеди и т. п.);

- музыкальные произведения, в том числе и на музыкальные импровизации; художественные произведения (живопись, гравирование и другие виды графического искусства, ваяние и зодчество), и

- на фотографические и подобные им произведения, охраняемые на основаниях, в главе шестой указанных[8].

После Великой октябрьской революции все ранее принятые законодательные акты были отменены. Первым указом советской власти стал декрет ВЦИК от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве»25. В нем принималось во внимание безработица книгопечатников, а также «острый книжный голод». Для решение этих проблем было принято решение о выпуске классической литературы, которая переходила из частной собственности в государственную на срок до пяти лет.

Следующий декрет – «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», принятый в 1918 году, – нивелировал как таковые имущественные права авторов, объявляя любые произведения (даже неопубликованные) национальным достоянием.[9]

Новый этап в области интеллектуальных прав начался после 1928 года – с принятием постановления ЦИК и СНК СССР «Основы авторского права». и постановления ВЦИК, СНК РСФСР «Об авторском праве».


С момента присоединения РФ к Бернской конвенции 1886 должна была подлежать применению ее ст.18, регулирующая распространение правовой охраны на все произведения, опубликованные ранее и охраняемые на территории страны происхождения (ретроактивное действие). Однако согласно постановлению Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224[10], присоединение к ней нашей страны было обусловлено спорным уведомлением (оговоркой) о неприменении обратной силы (по примеру США, поступивших аналогичным образом в 1989 году).

После введения в 2004 году изменений и дополнений в ст.ст. 5, 28 Закона об авторском праве и смежных правах в судебной практике сложилось представление о том, что Постановление 1994 года «утратило актуальность». Официально оно было отменено лишь в связи с вступлением России в ВТО на основании Постановления от 11.12.2012 № 1281[11].

 В настоящее время норма ст. 1256 ГК гласит, что правовая охрана в России предоставляется всем произведениям, не перешедшим в общественное достояние в стране происхождения или в РФ вследствие истечения срока охраны.

После присоединения СССР, а затем РФ к важнейшим международным конвенциям, шло движение в сторону сближения с международным правом по продолжительности срока действия исключительного права на произведение. Завершением этого процесса стало произошедшее в 2004 году увеличение общего срока с 50 до 70 лет.

После распада СССР в силу вступил закон «Об авторском праве и смежных правах». Имущественные авторские права были продлены на 25 лет и составили половину века. В законодательном акте впервые появилось понятие «смежные права», которые затрагивали сроки охраны фонограмм и телепередач. С небольшими изменениями закон дошел до 2006 года, когда авторские права были закреплены в 4 части Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, завершая характеристику эволюции института авторского права в России, необходимо отметить, что фактически только с момента введения в действие IV части Гражданского кодекса Российской Федерации можно констатировать окончательное оформление данного правового института.

Сущность и понятие авторского права

Авторское право – есть совокупность законодательных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и дальнейшим использованием произведений науки, литературы и искусства. В содержание авторских прав включены несколько правомочий:

-право авторства; право на имя (дает возможность публиковать произведения под своим именем или псевдонимом, а также, анонимно);


- право на опубликование в любых издательствах;

-право на защиту произведения от любых искажений.

Автору произведения принадлежат личное и имущественное право, последний носит исключительный характер и является, своего рода, правом собственности. На основании этого имущественного права автор может распоряжаться собственным произведением по своему усмотрению, а также, разрешать выполнять другим лицам такие действия, как:

-воспроизведение и распространение экземпляров произведения;

- публично показывать и исполнять произведение в театрах и концертных залах;

-осуществлять перевод произведения на другие языки;

-осуществлять переработку произведения.

Выполнение любых этих действий без согласия на то автора произведения является нарушением авторских прав и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Исключением являются случаи, когда в силу закона произведение может быть использовано без согласия владельца авторских прав.

Авторское право – термин, употребляемый в не менее чем двух значениях:

-институт отрасли гражданского права (как часть подотрасли права интеллектуальной собственности);

-совокупность правомочий автора в отношении созданного им произведения искусства или культуры.

В предмет этого института входят отношения, связанные с введением в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности (в форме произведений науки, литературы и искусства).

Виды авторских прав подразделяются на:

А) Личные неимущественные права включают:

Право авторства — право признаваться автором произведения.

Право на имя — право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения.

Право на неприкосновенность произведения — право запрещать любые изменения произведения без согласия автора.

Право на обнародование произведения — право представить произведение публике.

Право на отзыв произведения — право отказать от обнародования после его совершения.

Б) Исключительное право на произведение — право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

В) Иные авторские права, к которым относятся:

Право следования — право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.

Право доступа — право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения.

Функции авторского права состоят в обеспечении реализации следующих задач: