Файл: АВТОРСКОЕ ПРАВО ( ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Тема данной курсовой работы на сегодняшний день является весьма актуальной. Это можно объяснить тем, что на современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретает все большее значение во всем мире. Важной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права.

Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но их личные права и интересы, - нравственные и духовные.

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.

Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую значимость в связи со вступлением России в ВТО.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении сущности авторского права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить историю становления авторского права в России;

- рассмотреть понятие авторского права;

- рассмотреть нормы и принципы авторского права;

- рассмотреть нарушение авторских прав;

- изучить технические средства защиты авторского права;

- рассмотреть ответственность за нарушение авторских прав.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения в сфере авторского права.

Предметом исследования является совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

Теоретическую базу курсовой работы составили труды учёных:

Нормативная база данной работы – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемую тему.

Методологической базой при написании данной курсовой работы послужили методы анализа и синтеза теоретического материала и нормативно-правовых актов по рассматриваемой теме.


Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

1. ГЛАВА ИСТОРИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

1.1. История становления авторского права в России

Для анализа генезиса института авторского права представляется необходимым выделить исторические этапы его развития. История развития авторского права в России можно разделить на три этапа:

1) дореволюционный этап (1564-1917 гг.);

2) советский этап (1917-1991);

3) современный этап (с 1991 года по настоящее время), который закончился кодификацией авторских прав.

В 1564 году в России была напечатана первая книга Деяний апостолов и Послания апостола Павла и апостола Павла. Россия, в отличие от стран Европы, изучила печать всего через сто лет после ее изобретения, что, несомненно, затормозило процесс правового регулирования соответствующих отношений.

Только во время правления Петра I частные типографии и типография стали встречаться в гражданском типе, но в то же время было запрещено печатать книги на русском языке. В этот период появляются первые привилегии, которые были более издательскими, чем авторские. Первой была привилегия 1698 года, предоставленная Тизину и Копиевскому за право печатать книги, карты и рисунки для России. В результате Тессинг получил эксклюзивное право принести книги для продажи в Россию, напечатанную в его типографии. В дополнение к этому, другие издатели больше не могли приносить книги на русском, латинском или голландском языке и торговать ими внутри России под угрозой конфискации товаров и штрафа. [1]

В связи с запоздалым развитием достижений промышленной революции и существованием давней государственной монополии на книгоиздание, к началу девятнадцатого века в России сложилась ситуация, в которой наряду со значительным числом государственных предприятий, практически не было частных печатных машин. В таких условиях не было особого смысла в государственном регулировании отношений в области защиты результатов интеллектуальной деятельности, а возможностей системы привилегий должно быть достаточно, чтобы поощрять создателей произведений и изобретений.

Только в XIX веке Россия вышла на путь нормотворчества в области авторского права. 22 апреля 1828 года был принят Устав Цензуры, в который впервые были помещены 5 статей о писателях и издателях книг. В форме приложения к Уставу было утверждено Высшее Утвержденное Положение о правах писателей, которое для писателя и / или переводчика книги было зафиксировано «исключительное право на всю свою жизнь пользоваться публикацией и продажей» по собственному усмотрению, по мере приобретения имущества ». Срок действия авторских прав установлен в 25 лет с даты смерти автора, после чего произведение «стало достоянием общественности» [2].


8 января 1830 года было принято Высшее одобренное мнение Государственного совета «О правах писателей, переводчиков и издателей». Разработка авторского права в будущем пошла на путь постепенного расширения числа охраняемых произведений и признана законом правами автора. В 1845 году право на музыку было признано, а в 1848 году - произведениями искусства. В 1875 году срок охраны авторских прав был увеличен до 50 лет, что превысило соответствующие законодательные нормы ряда европейских стран [3]. Эти нормативные акты о защите литературной собственности оставались в силе до начала двадцатого века.

В будущем, в течение долгого времени, нормы авторского права только периодически меняли свое место в системе Кодекса законов дореволюционной России. Нормы авторского права были выделены из уголовного законодательства и переданы в гражданское право. Авторы официально признали существование определенных гражданских прав. В то же время законодатель того времени придерживается так называемой частной теории, основанной на принципе рассмотрения авторского права как своего рода права собственности [4].

Заключительным этапом в разработке авторского права дореволюционной России стало принятие на заседании Государственного совета 11 марта 1911 года нового закона об авторском праве, действовавшего до 1917 года. Важнейшей новизной закона была введение понятия «работа» как объекта авторского права. Законодатель подарил примерную пещеру объектов авторского права, выделив определенные виды произведений: литературные, музыкальные, в области искусства, в области фотографии.

Достоинство Закона 1911 года заключалось в консолидации абсолютного характера авторского права: автор владеет исключительным правом использовать и распоряжаться своей работой, а также делами о свободном использовании произведения; третьим сторонам предоставляется возможность в определенных пределах свободно брать в долг и использовать чужие произведения. Закон не содержит разделения авторских прав на личные и имущественные права, только имущественные права были объединены, предполагается, что они объединены единой концепцией: исключительное право воспроизводить, публиковать и распространять свою работу всеми возможными способами (статья 2 Закона ). В других статьях это право было разделено на полномочия: исключительное право публично излагать содержание неопубликованной работы, право переписывать повествовательное произведение в драматическую форму или драматическую работу в повествовательной форме, исключительное право автора на перевод работать на других языках, при условии, что он объявлен на титульном листе или в предисловии о сохранении этого права для себя и других [5].


Современные специалисты в области права интеллектуальной собственности оценивают закон, принятый в 1911 году как важный шаг в развитии российского авторского права, отмечая его прогрессивность и высокий уровень правовой техники. [6]

Следующим этапом в развитии авторского права является советский период, который длился с 1917 по 1991 год. После Октябрьской революции многие юридические институты были отменены, а предыдущее гражданское законодательство было отменено. Вся юридическая система, включая авторское право, начала создаваться с нуля. Важнейшим нормативным актом того времени был Указ Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений как общественное достояние», в соответствии с которым Народный комиссариат для образования было предоставлено право признать все опубликованные и неопубликованные работы РСФСР, в чьих руках они. В этом случае, если работа автора, который жив, будет объявлен имуществом государства, то государственные издательские организации обязаны уплатить автору комиссию по установленным ставкам.

28 апреля 1918 года было издано постановление СНК от 28 апреля 1918 года «Об отмене наследства», аннулировало права наследников умерших авторов. Постановление СНК от 10 октября 1919 г. «О прекращении договоров на закупку полной собственности на литературные и художественные произведения», чтобы аннулировать контракты между авторами и издателями, в которых литературная, музыкальная или художественная работа авторов перешла к полной собственности на прошлое , [7]

Таким образом, советское государство фактически закрепило государственную монополию на публикацию, распространение и публичное исполнение произведений. Создана идеологическая и правовая основа для национализации состояния авторского права.

Закон об авторском праве РСФСР от 11 октября 1926 года предоставил авторам возможность окончательно уступить исключительные права на публикацию произведений социалистических организаций: государственных, профессиональных, кооперативных и партийных издателей. Что касается издательского соглашения, то в Законе 1926 года было предусмотрено регулирование его условий, предусматривающее письменную форму контракта, за исключением произведений, напечатанных в периодических изданиях, сборниках, энциклопедических словарях и т. Д. В статье 15 определен срок издательский договор на литературные произведения не более пяти лет, в то время как в отношении музыкальных и музыкально-драматических произведений такие ограничения не существовали [8].


Обновление российского законодательства об авторском праве произошло в 1928 году, когда после принятия новых Принципов Союза авторского права 1928 года был принят Закон РСФСР от 8 октября 1928 года «Об авторском праве». Исключительное право авторов на созданную им работу теперь защищено на всю жизнь, предусматривается передача авторского права на наследников в течение 15 лет после смерти автора. В то же время новые фонды 1928 года по-прежнему сохраняли очень широкий круг случаев бесплатного использования произведений.

Действуя более четверти века, российское законодательство об авторском праве значительно изменилось в связи с кодификацией гражданского права в 60-е годы XX века. Было принято решение включить нормы авторского права в виде самостоятельного раздела в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 года и Гражданского кодекса РСФСР в 1964 году. Основы гражданского права содержали положения о определение произведения как объекта, защищенного законом, права субъектов авторского права, правовые вопросы использования результатов научного и художественного творчества, продолжительность авторского права, выкуп авторского права со стороны государства.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной конвенции о защите авторских прав (Женева), которая привела к изменениям в ее национальном законодательстве. В частности, впервые было закреплено право авторства на перевод произведения, срок действия авторских прав после смерти автора увеличен до 25 лет, расширился круг предметов авторского права. Важным итогом присоединения к Женевской конвенции является предоставление национального режима защиты авторских прав граждан государств - участников конвенции. Впервые Советский Союз приблизился к внутреннему законодательству с международными нормами авторского права.

Значительные изменения в законе об авторском праве произошли только в начале 1990-х годов и были связаны с политической реструктуризацией государства. Сближение советских авторских прав с международными принципами защиты авторских и смежных прав было реализовано в Основах гражданского законодательства СССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года. Указанный нормативный акт содержал специальный раздел IV «Авторское право». В Российской Федерации Фонды вступили в силу 3 августа 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданско-правовых отношений в период экономической реформы». Несмотря на то, что Фонды были приняты всего два десятилетия после присоединения СССР к Женевской конвенции и их относительно короткий срок, они сыграли значительную роль в развитии гражданского законодательства и стали новым этапом в развитии авторского права в России ,