Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (Классификация ассортимента товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На контурах двух цветовых участков узора пограничные уточные нити в виде петель обвивают каждую нить или пару нитей основы по горизонтали. Если рисунок имеет диагональные очертания, то оконтуривание петлями производится наклонно. В вертикальном направлении узор у думов строится так же, как и у других безворсовых ковров способом сцепления уточных нитей на одну нить основы.

Ковры ручной работы прямоугольной формы имеют кромки, которые параллельны, поэтому размеры ковра устанавливают по прямым линиям, проходящим через середину противоположных сторон.

По категориям качества ковровые изделия подразделяют на изделия высшей, первой и второй категорий качества.

При оценке качества ковровых изделий учитывают две группы показателей качества: органолептические, определяемые визуально по 40-бальной системе (таблица 1) и объективные, предусмотренные стандартами и техническими условиями.

Таблица 1

Художественно-эстетические показатели ковровых изделий

Наименование

показателей качества

Высшая оценка,

баллов

Пределы оценки, баллов

Художественно-колористическое оформление

20

20

Отделка

10

10-9

Структура

10

10-9

К высшей категории качества относят изделия, соответствующие качеству лучших отечественных и зарубежных образцов, превышающие требования действующей нормативно-технической документации, имеющие отличный товарный вид и художественно оформленную маркировку и упаковку. По художественно-эстетическим показателям качества ковровые изделия должны получить оценку не менее 38 баллов.

К первой категории качества относят ковровые изделия 1-го и 2-го сортов, которые по показателям качества соответствуют лучшим отечественным образцам и требования действующей нормативно-технической документации. По эстетическим показателям качества изделия первой категории должны иметь оценку не ниже 32 баллов.

Ковровые изделия, не соответствующие по физико-химическим, потребительным и художественно-эстетическим показателям качеству продукции первой категории, относят ко второй категории.

В зависимости от наличия дефектов внешнего вида ковровые изделия выпускают двух сортов: 1-го и 2-го. Дефекты оцениваются в условных единицах - баллах. Сорт оценивается суммой баллов, приходящихся на одно изделие: 1-ый сорт до 10 баллов, второй – до 20 баллов. Оценка пороков приведена в таблице 2.


Таблица 2

Балльная оценка пороков ковров ручного производства

Наименование порока

Пределы оценки,

баллов

Кривизна

2

Вогнутость или выпуклость

2

Перекос

2

Слабовыраженная разнооттеночность

5

Редкая, слабая выработка кромки

5

Дряблость концевых паласных частей

5

Неравномерная стрижка

8

Кирс – образование складок

5

Незастилаемость основы утком

2

Близны основы в одну нить на каждые 10 см

11

Петли, концы ворсовой или уточной пряжи

3

Незастилаемость основы ворсом

1

Резкое искажение размеров рисунка

11

3. История, классификация и производство армянских ковров

После установления советской власти в Армении были созданы специальные артели, где под руководством опытных мастеров занимались разными ремеслами.  Государство поддерживало развитие ковроделия.

В 1921 году издается декрет “О мерах содействия кустарничеству и малой индустрии”, а первая ковроткацкая мастерская была создана в 1924 году.  В том же году была открыта первая школа-мастерская.  В 1926-1930 годах уже была создана развитая система производства ковров.  Имелись артели в Лори, Иджеване, Шамшадине, Горисе, Степанаване, Новом Баязете (Камо), Мартуни, Зангезуре, Басаргечаре (Варденис), Апаране, Севане, Ахте (Раздан).

В 1932 году основывается художественная мастерская по созданию и копированию эскизов для ковров, которая была призвана поддержать ковроделие трех республик Закавказской Федерации – Азербайджана, Армении и Грузии.  Мастерской руководил лучший специалист по коврам Микаел Тер-Микаелян.

В 1932 году в Ереване построили ковроткацкий комбинат. Крупные мастерские создаются в Кировакане и Иджеване.  Именно в Армении впервые производится машинный способ химического мытья ковров, который заменил прежний способ усадки ковров.  Химическое мытье значительно повышает качество ковров, придавая им особый блеск и мягкость, одновременно очищая от лишних волокон.  Благодаря этому шерстяной ковер приобретает блеск и мягкость шелка.  Кроме этого увеличивается плотность ковра, повышая его прочность и качество.  Поверхность ковра становилась наиболее гладкой после подстригания ворса специальными ножницами.  Экспериментальная мастерская химического мытья ковров преобразуется в фабрику.  Сюда приезжают учиться ковроделы из Азербайджана, Грузии, Туркмении, Узбекистана, России и Украины. Постепенно совершенствуются инструменты производства и техника ковроделия.  Еще в 1924 году улучшается ковроткацкий станок.  Благодаря преобразованиям армянских специалистов в 1935 году становится возможным ткать ковры длиною в 25-30 метров.   В 1930-1941 годах после первого общеармянского съезда ковроделов входит в употребление машина для мытья шерсти, открываются фабрики для окрашивания пряжи и в Ереване строится ковровый комбинат.  Армянские ковроделы на основе старых традиций создают новые и участвуют во всемирных выставках-ярмарках.  В 1937 году на всемирной выставке-ярмарке в Париже армянские ковры удостаиваются Большой золотой медали, в 1949 году в Нью Йорке завоевывают Гран-При, в 1958 году получают вторую золотую медаль в Брюсселе, в 1965 году – Большую золотую медаль в Лейпциге, а в 1984 году – четыре золотые медали в городе Пловдив в Болгарии.


В 1963 году предприятия Министерства легкой промышленности Армянской ССР объединились и сформировали ковродельческое производственное объединение “Айгорг”, включающее головное предприятие в Ереване и филиалы в Ереване, Мартуни, Мецаване (р-н Калинино), Гюмри (Ленинакане), Камо, Варденисе, Ехегнадзоре, Степанаване, Арташате, Апаране, Горисе, Артике, Арцвашене (Красносельский район).  “Айгорг” производил шерстяную и полушерстяную пряжу, ковры, дорожки и карпеты.  Головное предприятие, основанное в 1925 году, включало прядильную фабрику и базу ковров.   Им осуществлялись процессы обработки и окрашивания шерсти и пряжи, разрабатывались ковровые эскизы и производилось химическое мытье ковров.  Головное предприятие имело экспериментальную мастерскую, мастерскую художников и типографию.  Годовая мощность – 760 тонн пряжи. В 1978 году на предприятиях объединения было произведено 734,0 тонн шерстяной и полушерстяной пряжи, 990,0 тысяч квадратных метров ковров и ковродельческих изделий, из которых 48,2 тысяч квадратных метров – ковры ручной работы.  Продукция объединения реализовывалась в СССР, а 90% ковров ручной работы экспортировалось в Англию, Бельгию, Голландию и другие страны.  Ковры объединения были представлены на международных выставках в Москве, Ленинграде, Париже, Нью- Йорке, Монреале, Брюсселе, Сан-Паоло, Лейпциге и Дамаске, постоянно удостаиваясь высоких наград и золотых медалей[3]

 Ковры “Эребуни”, “Карабах”, “Дехнакюндж”, “Ереван”, “Армения”, “Лори”, “Анаит” комбината были широко известны и пользовались большим спросом. По своей цветовой гармонии, композиции и орнаменту эти ковры перекликаются с лучшими армянскими коврами ручной работы. 

Существуют различные классификации ковров: по технике исполнения, по основной декоративной структуре и орнаментам, использованию и размеру, по географическому и климатическому фактору, по красителям и другим особенностям.

Классификация армянских ковров по технике исполнения:
Армянские ковры можно разделить на две основные группы: безворсовые и ворсовые. Также изготавливали войлочные ковры, но они ценились менее тканных.

Армянские ковры (карпеты) классифицируются по семи группам по техническим, цветовым, орнаментальным и другим параметрам: джеджин, мезар, шулал-карпет, двусторонний карпет, карпет в прямую обкрутку, карпет в косую обкрутку и карпет с частичным ворсом.

К простым по технике исполнения можно отнести:
Джеджимы – ткались самым примитивным и древним способом, в Васпуракане их называли «тчимтчим». Джеджимы изготавливаются из тонкой шерстяной пряжи и из шёлковых нитей. Бывают гладко-полосатые и узорно-полосатые.


Мезар – самая простая из всех карпетных тканей. Используются нити натуральной расцветки шерсти серая, белая, золотисто-коричневая. На нарядных мезарах, предназначенных в приданое девушке, оживляют узоры красными, синими и зелёными нитями.

Двусторонний карпет – третий и основной вид. Фон у таких ковров в основном тёмно-красный или тёмно-синий, на котором располагаются большие медальоны. На таких карпетах узоры крупные. Двусторонний карпет по техники тканья является самым распространенным, очень легок и доступен[4].

К сложным по технике тканья относятся:

Шулал. В Закавказье этот тип карпета называется сумах изили от названия современного города Шемаха. Для тканья узора берутся нити мягкие, как для ворса ковра. Иногда узор занимает много места, поэтому фон ткут более тёмного цвета, объединяющий цветные рельефные медальоны в единую крепко спаянную композицию. Ввиду плотности ткани карпетов типа шулал изготовляют постельники, узорные мешки для соли и зерна.

Карпеты в обкрутку. Ткань карпетов в обкрутку очень плотная, работа над ней трудоёмкая. С первой четверти XX века этот способ стал забываться. Сохранившиеся образцы карпетов в обкрутку, насыщенно красного или малинового цвета в сочетании c тёмно-синим, тёмно-зелёным, золотистым, встречались и бежево-орехово-коричневые. Особая группа карпетов в косую обкрутку это «оцакарпеты». В армянском ковроделии известны средневековые «вишапагорги».

Карпеты с частичным ворсом. На ровной поверхности двустороннего ковра в некоторых частях выткан ворсовый узор, при этом нити ворса или разрезаются, как при тканье ворсового ковра, или весят петлями. Узоры на гладком фоне выступают как рельефный разноцветный ковровый узор.

В быту армянские ковры использовались по-разному. Вешали на стены, стелили на пол, использовались как завесы в храмах, в дверных проемах, как элементы национального костюма и в других целях. Считалось, что, висевший на стене в доме ковёр с сакральными знаками, защищал семью, даровал успех и благоденствие. Ковры широко использовались в качестве убранства армянских церквей, а также их применяли во время богослужений для оформления алтарей.

Классификация на основе наличия или отсутствия надписей:
Существует довольно многочисленная группа армянских ковров, с надписями на армянском языке. Предположительно данный тип ковра появился в XVII веке, а самый ранний из сохранившихся ковров называется «Гоар». Среди надписей на коврах встречаются: указание даты, имена соткавшего ковер, дарителя или того, кому был подарен ковер (приложение Б).


Также с помощью надписей увековечивалась память, о каком-либо человеке или важное семейное событие, нередкими были ковры, на которых были вытканы молитвы. На некоторых армянских коврах с надписями, которые ткались в подарок, помещались своеобразные «дарственные надписи», также ковры ткались по случаю свадьбы, рождения ребенка или в память.

Наличие армянских надписей на коврах значительно облегчает их распознание. Считалось, что не существует армянских ковров без надписей. Существует довольно много армянских ковров без надписей, так как часто ковры ткались на продажу.

Заключение

За всю историю существования ковров их ассортимент практически не изменился, в отличие от способа и технологии производства ковров, которые претерпели значительные изменения. На смену ручной пряже из натуральных волокон пришли синтетические волокна (вискозные, полиамидные, полиакрилонитрильные, полипропиленовые, полиэфирные).

На сегодняшний день в производстве ковров используется как натуральное, так и искусственное сырье, которое представлено в широком разнообразии материалов.

Технологии производства ковров на современном этапе постоянно совершенствуются, расширяется набор текстильных волокон для ворсового покрытия, следовательно, необходимо постоянно перерабатывать и дополнять существующие методические разработки и указания новыми данными.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены задачи: описать классификацию ассортимента ковровых изделий, дать характеристику потребительским свойствам, описать способы изготовления ковров ручной работы и машинного производства и осветить вопросы, касающиеся оценки качества и маркировки ковров.

В работе была освещена классификация и разновидность армянских ковров, которые являются одним из лучших не только в регионе, но и в мире, представлена продукция (приложение Б) ПО “АЙГОРГ”.

В процессе написания данной курсовой работы была достигнута поставленная цель и решены следующие задачи: описана классификация ассортимента ковровых изделий, дана характеристика потребительским свойствам, описаны способы изготовления ковров ручной работы и машинного производства и затронуты вопросы, касающиеся оценки качества и маркировки ковровых изделий.