Файл: Реформа электроэнергетики в России (Российский рынок энергетики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Энергосбытовые компании обслуживают конечных потребителей электроэнергии и во многих регионах обладают статусом гарантирующего поставщика. Некоторые из сбытовых компаний входят в электроэнергетические холдинги (Интер РАО ЕЭС, РусГидро, ТНС Энерго), схема владения другими менее прозрачна. Большинство сбытовых компаний отличает малая капитализация и низкая ликвидность, поэтому сбытовой сегмент на рынке акций может быть интересен прежде всего профильным стратегическим инвесторам либо инвесторам с высокой склонностью к принятию риска и длительным горизонтом инвестиций.[5]

Таким образом, энергосбыт представлен в России как сетевыми холдингами, контролирующими несколько бытовых компаний, так и отдельными игроками, подконтрольными одному собственнику.

Суммарная установленная мощность генерирующего оборудования электрических станций ЕЭС по состоянию на 31.12.2018 составляет 235 306 МВт, изолированных ЭС — 4191 МВт, протяженность линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше составляет 469 626 км (в одноцепном исчислении).

Там, где не было естественных источников выработки энергоресурсов достаточной мощности, однако требовалась электроэнергия в больших объемах строились АЭС. Электростанции данного типа были неприхотливы к местам размещения, так как подвоз основного топлива работы – обогащенного урана мог осуществляться практически с любой точки страны. Поэтому АЭС расположились в таких крупных промышленных районах как Курск (Курская АЭС) и Ленинградская область (Ленинградская АЭС).

Далее более детально рассмотрим механизмы и особенности формирования цен и тарифов в электроэнергетике нашей страны. Чтобы приступить к анализу механизмов и цен в электроэнергетике, следует кратко рассмотреть экономическую сущность цены.

Цена – это экономическая категория, которая представляет собой денежное выражение стоимости товара или услуги.

В экономической практике различают два подхода к ценообразованию:

- рыночное ценообразование, основанное на постоянном взаимодействии спроса и предложения;

- централизованное государственное ценообразование, в основе которого лежит право государственными органами назначать цены в той или иной отрасли экономики. Визуально информацию о ценообразовании в электроэнергетике представим в виде рисунка 1.2:[6]

Подходы к ценообразованию на рынке электроэнергетики РФ

Рыночное ценообразование


Централизованное государственное ценообразование

Рис. 1.2 Подходы к ценообразованию на рынке электроэнергетики РФ

Отметим, что электроэнергетической отрасли используются оба указанных на рисунке 1.2. способа. Чтобы более полно рассмотреть ценообразование в электроэнергетике следует также рассмотреть виды рынков, которые существуют в электроэнергетике. Данные о видах рынков представим в виде таблицы 1.4:

Таблица 1.4

Виды рынков электроэнергетики РФ[7]

Вид рынка

Краткая характеристика

Потребительский рынок электроэнергетики

В качестве поставщиков на потребительском рынке выступают:

электростанции и АЭС;

интегрированные энергокомпании;

энергоснабжающие компании;

независимые энергоснабжающие компании.

Оптовый рынок электроэнергетики

Это сфера обращения электрической энергии и мощностей ее производящих, вступающих как товар, в рамках единой энергетической системы РФ и в рамках единого экономического пространства нашей страны. Участниками рынка являются крупные производители и крупные покупатели, а также иные субъекты, которые получили статус участника оптового рынка. Деятельность указанных выше субъектов на данном рынке регулируется Федеральным законом «Об электроэнергетике».

Организованный конкурентный рынок

Согласно концепции Правительства РФ в нашей стране планируется в ближайшее время переход к конкурентному рынку электроэнергии, а регулирование тарифов на большей части территории будет отменено

Следует отметить, что на сегодняшний день, основными участниками электроэнергетической отрасли страны являются ПАО «Россети», АО «СО ЕЭС», генерирующие компании, включающие в себя 600 тепловых электростанций, гидроэлектростанции ПАО «РусГидро» и 9 атомных электростанций. Общая мощность энергосистемы нашей страны составляла на конец 2018 года 236 ГВт, общая протяженностьлиний электропередач составляла не менее 2,5 миллиона километров. Централизованное оперативно-диспетчерское управление энергетической системы России координируется АО «СО ЕЭС», которое находится в Москве, объединенными диспетчерскими управлениями 7 объединённых систем (ОДУ)и региональными диспетчерскими управлениями (РДУ – 51 филиал).[8]

Таким образом, отметим, что тарифами в электроэнергетике называются цены на энергетическую продукцию. Тарифы устанавливаются с учётом дифференциации потребителей: население; прочие потребители.


Тарифы или тарифные ставки, устанавливаются дифференцированно по видам потребителей и уровням напряжения (ВН, СН-1, СН-2, НН) и в зависимости от режима энергопотребления.

В целом, конечная цена на электроэнергию для потребителя складывается из четырёх составляющих:

- стоимости энергии на оптовом рынке;

- стоимости услуги по передаче электроэнергии;

- сбытовой надбавки поставщика;

- услуг инфраструктурных компаний.[9]

На конкурентном рынке ценообразование осуществляется под воздействием ценовой конкуренции, в результате чего устанавливается равновесная цена. В Российской Федерации регулирование рынка осуществляют Региональные энергетическая комиссии (РЭК) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которые соответственно подчинены губернаторам и Правительству РФ. Федеральной антимонопольной службой России и комиссиями РЭК детально контролируются и регулируются все статьи расходов в электроэнергетике, формируются тарифы на тепловую электрическую и тепловую энергии, а также статьи затрат (на топливо, материалы, оплату труда, амортизацию, целевые средства и прибыль). Все эти статьи жестко регламентированы государственными нормативными документами, предприятия электроэнергетики фактически отстранены от решений по установлению тарифов и только готовят на основе нормативных документов предложения по средне-отпускному тарифу.

По существу, в регионах тарифы на электрическую и тепловую энергию формируются не на основе учета мнения сторон, а директивно устанавливаются чиновниками администрации, назначенными губернаторами. В результате из тарифов исключаются экономически и законодательно обоснованные затраты энергосистем, связанные с технологией производства энергии: на амортизацию и НИОКР.[10]

Рассмотрев особенности формирования тарифов на электроэнергию, далее выполним анализ механизмов формирования цен и тарифов в электроэнергетике.

Цена на электроэнергию формируется под действием следующих факторов:[11]

- себестоимость предприятия меняется под влиянием изменения генерирующих мощностей и используемых энергоресурсов. Этот фактор вызывает необходимость установления дифференцированных цен по районам и регионам с целью обеспечения необходимого уровня рентабельности производителей электроэнергии;

- себестоимость единицы энергетической продукции зависит от момента времени ее производства. Это значит, что для потребителей, которые имеют разные режимы работы, должны быть установлены разные тарифы;


- себестоимость производителей электрической энергии состоит из постоянных и переменных расходов: распределение переменных расходов происходит между потребителями пропорционально количеству потребленной энергии;

- распределение между потребителями постоянных расходов происходит по специальным показателям, которые отражают участие потребителя в нагрузке электросети.

Исходя из вышеизложенного, тариф на электроэнергию, который установлен с учетом характера образования себестоимости, и учитывает постоянные и переменные расходы, называется двухставочным тарифом. Рассчитывается по формуле:

Тэ = Томдг (1.1)

где–То – основной тариф (ставка за мощность, руб./кВт) за 1 кВт заявленной мощности; 

Рм – заявленная мощность, кВт; 

Тд – дополнительный тариф (ставка за единицу потребленной энергии), руб/(кВт⋅ч),

Эг – объем потребляемой за год электроэнергии, кВт⋅ч.

Среди главных преимуществ двухставочного тарифа специалисты электроэнергетики отмечают:

- покрытие условно-постоянных расходов производителей;

- сглаживание графика нагрузки потребителей;

- увеличение графика электрической нагрузки приводит к повышению числа часов использования оборудования и снижению себестоимости производства энергии за счет уменьшения условно-составляющей составляющей себестоимости.

Для мелких предприятий с потребляемой мощностью менее 670 кВт при расчетах за электроэнергию установлены одноставочные тарифы, которые рассчитываются по формуле:

Пэ =Тд *Эг (1.2)

Далее выполним анализ тарифов для коммунально-бытовых пользователей, у которых установлены специальные счетчики. Для указанного вида потребителей введены в действие дифференцированные тарифы для ночного и дневного времени суток:

Пэ =Томм *Тмн *Тн+(Эгмн) (1.3)

где Эм, Тм – энергопотребление и повышенный тариф в период максимума графика нагрузки потребителей; Эн, Тн – энергопотребление и тариф в период минимальной нагрузки (ночью).

Введение представленных дифференцированных тарифов приводит к выравниванию графика электропотребления, что значительно улучшает условия и технико-экономические показатели работы производителей электроэнергии.


1.2. Нормативно-правовое регулирование энергетической отрасли

Рассмотрим нормативно-правовые основы, регулирующие функционирование электроэнергетической отрасли.

В соответствии с иерархией нормативных правовых актов в Российской Федерации, в статье, прежде всего, указана Конституция РФ.[12] Прямых норм, касающихся регулирования электроэнергетической отрасли Конституция РФ не содержит. Однако, функционирования электроэнергетики касаются общие нормы Конституции РФ определяющие принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ). В том числе: на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). Более того, Конституция РФ устанавливает, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Следующим после Конституции РФ среди нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере электроэнергетики, назван Гражданский кодекс Российской Федерации.[13]

В ГК РФ сферы электроэнергетики касаются как общие так и специальные нормы, в частности, нормы о гражданской право- и дееспособности, понятии и видах юридических лиц, сделок и недействительности сделок, договора, публичного договора. Кроме того, специальные нормы ч. 2 ГК РФ посвящены договору энергоснабжения (ст. 539-548 ГК РФ).

Далее к нормативным правовым актам, регулирующим электроэнергетическую сферу комментируемая статья относит федеральные законы:

1) прежде всего - это ФЗ от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике»;[14]

2) Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ,[15] принятый параллельно с Федеральным законом «Об электроэнергетике». Этим законом определены основные моменты переходного периода реформирования электроэнергетики: определены временные рамки переходного периода, определен срок с которого не допускается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии; определены объемы приобретения электроэнергии на оптовом рынке по регулируемым и нерегулируемым ценам, определены этапы перехода к свободному ценообразованию. Кроме того, указанным нормативным правовым актом в ст. 2 признан утратившим силу с 1 января 2013 года Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», поскольку соответствующие правовые механизмы тарифного (ценового) регулирования регламентированы положениями комментируемого Закона и Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении».[16]