Файл: Оборотные активы предприятия (Оборотные активы предприятия: понятие, сущность, источники формирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- точка заказа определяет нижнюю границу запаса, при достижении которой необходимо организовать очередной заказ на пополнение запаса по данной товарной позиции.

Для определения этих величин используются классические методы логистического анализа.

На основании статистических данных выделяются ассортиментные группы, которые характеризуются различной значимостью в общем товарообороте (категории А,В,С) и различной степенью предсказуемостью поведения (X,Y,Z). И для них применяются соответствующие методы планирования, учета и контроля. Категория «А» включает ограниченное количество наиболее существенных в стоимостном отношении позиций, которые требуют тщательного планирования, учета и контроля.

Например, лесоматериалы, строительные материалы и санитарно-техническое оборудование. Они обеспечивают 80процентов объема продаж и занимают до 50процентов от оборота.

Товары категории «В» требуют обычного контроля и налаженного учета: изделия из керамики и стекла, обои, чистящие средства. Они обеспечивают 15процентов объема продаж и занимают от 50процентов до 80процентов от оборота.

Для категории «С» допустимы упрощенные методы планирования, учета и контроля, например, скобяные изделия, ручные инструменты, водопроводное и отопительное оборудование. Они обеспечивают 5процентов объема продаж и занимают от 80процентов до 100процентов от оборота.

Такое разбиение позволяет сосредоточиться на главном, а не мучиться, планируя позиции, которые составляют 0.001процентов оборота. Статистические методы регулирования параметров заказа хорошо работает при наличии массивов накопленных данных и стационарности процесса на достаточно длительном интервале времени.

Для анализируемого предприятия также можно эффективно использовать мате­риальные и энергетические ресурсы, что потребует организации экономии сырья, материалов и энергетических ресурсов, которые должны охватить все сферы деятельности ООО «СТД «Палыч». Основой для организации этой экономии является ориентированное на нее технологическое развитие предприятия, которое охватывает четыре комплексные задачи:

1. Экономия сырья, материалов и энергетических ресурсов, заложенная в процессе разработки изделий.

2. Экономия сырья и материалов посредством улучшения аппликации изделия.

3. Экономия сырья и материалов посредством усовершенст­вования технологического процесса.

4. Экономия сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством осуществления исследований и разработок в областях использования сырья и материалов и энергетических ресурсов


- учет всех отходов производства;

- подготовку и обработку отходов производства (во взаимодействии с производственным выпуском готовой продукции);

- складирование отходов производства;

- использование отходов производства в качестве вто­ричного сырья.

Поскольку вторичное использование отходов производства предписано законом, то затраты, необходимые для осуществления этого мероприятия, тоже следует уменьшать. То же самое следует делать и с точки зрения предпринимательской этики.

С чисто экономической точки зрения нужно, чтобы затраты на учет и перепись отходов производства, на их подготовку и обработку, на складирование, хранение и возвращение отходов в качестве вторичного сырья, включая сюда и затраты на возможные технологические процессы по обработке отходов, должны быть одинаковой величины или ниже, чем затраты на приобретение и обработку первичного сырья и материалов.

Экономическое использование материальных ресурсов может оказать для данного предприятия решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а следовательно повышение прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведение материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует вы­свобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создает условия для выпуска дополнительного количества продукции

Второй аспект проблемы увеличения оборотных средств в ООО «СТД «Палыч» - совершенствование системы расчетов. Для ускорения расчетов, прежде всего, необходимо знать всех плательщиков - нужен реестр, включающий сведения о договорных суммах, сроках и других параметрах, связанных с поступлением платежей. При этом стоит учитывать, кто задержит платежи и на сколько, а кто и вовсе не заплатит.

Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до миниму­ма, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

Для того, чтобы оптимизировать работу с дебиторами, можно порекомендовать выполнить следующие действия:

  • структурирование дебиторов по срокам платежа. К примеру, могут быть выделены следующие группы дебиторов со сроком погашения: до 15 дней, от 15 до 20 дней. По каждой из групп нужно назначить ответственного (как правило, менеджера по продажам), контролирующего своевременность и полноту выполнения обязательств контрагентами. Целесообразно ввести бонусную схему мотивации менеджеров, привязанную к срокам погашения дебиторской задолженности, например 1процентов от объема денежных средств, поступивших в срок; 0,5процентов при поступлении денежных средств с задержкой один-два дня;
  • работа с существующей дебиторской задолженностью должна строиться следующим образом. Начать нужно с инвентаризации дебиторов компании, то есть с уточнения размера дебиторской задолженности и сроков ее погашения по каждому контрагенту. Также на этапе инвентаризации проводится оценка вероятности возникновения безнадежной задолженности. Затем определяются методы воздействия на дебиторов в зависимости от состояния долга (время просрочки, размер);
  • рассмотрение вариантов реализации дебиторской задолженности компании-фактору;
  • разработка формализованных принципов оценки кредитоспособности клиентов. Можно порекомендовать считать покупателя кредитоспособным до тех пор, пока средства, поступающие от него за ранее отгруженную продукцию, покрывают себестоимость реализованного товара. Для вновь привлеченных клиентов оправдано использование в качестве основного условия поставки полной или частичной предоплаты;
  • формирование шкалы скидок за досрочное погашение и прогнозирование роста потоков денежных средств. Прежде чем принимать новые условия расчетов с контрагентами, необходимо смоделировать ситуацию, построив бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Если получен оптимальный результат, новая схема расчетов утверждается приказом по предприятию.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех способов:

- предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

- оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т. е. происхо­дит как бы обмен товара на деньги);

- оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

В рыночной эконо­мике именно последний способ является основным и осуществляется обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупа­теля, однако именно она является основной в системе расчетов за поставлен­ную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебитор­ская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подоб­ной общепринятой системы расчетов.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, ООО «СТД «Палыч» должно определиться по следующим ключевым вопросам:

- срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколь­ко типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты про­дукции);

- стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик опреде­ляет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда воз­можные варианты оплаты);

- система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существу­ет риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельст­вам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее соз­давать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

- система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с поку­пателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности наруше­ний в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

- система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обыч­ной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).

Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями ООО «СТД «Палыч» должна включать в себя:

- качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;


- четкую проце­дуру предъявления претензий;

- определение оптимальных условий кредитования;

- контроль за тем, как клиенты исполняют ус­ловия договоров.

ООО «СТД «Палыч» вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупате­лями платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администриро­вания взаимоотношений с покупателями должна подразумевать:

- регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам пога­шения и др.;

- на­правление платежных документов по надлежащим адресам;

- аккуратное рас­смотрение запросов клиентов об условиях оплаты;

- минимизацию временных интервалов между моментами завер­шения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;

- четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Управление дебиторской задолженностью на предприятии предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности предприятия должны стать направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до миниму­ма, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех способов:

- предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

- оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т. е. происхо­дит как бы обмен товара на деньги);

- оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями под­разумевает:

- качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;

- определение оптимальных условий кредитования;

- четкую проце­дуру предъявления претензий;

- контроль за тем, как клиенты исполняют ус­ловия договоров.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодей­ствия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому предприятие вынуждено организовывать некоторую систему контроля за исполнением покупате­лями платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администриро­вания взаимоотношений с покупателями, подразумевает:


- регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам пога­шения и др.;

- минимизацию временных интервалов между моментами завер­шения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;

- на­правление платежных документов по надлежащим адресам;

- аккуратное рас­смотрение запросов клиентов об условиях оплаты;

- четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью.

1. Постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям.

2. Установить определенные условия кредитования дебиторов, например:

- покупатель получает скидку в 2процентов в случае оплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара;

- покупатель оплачивает полную стоимость, если оплата совершается в период с 11-го по 30-й день кредитного периода;

-   в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого зависит от момента оплаты.

3. По возможности ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупателями.

4.  Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

Существование фирмы на рынке нереально без управления денежными потоками. Поэтому важно в совершенстве овладеть приемами управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами фирмы.

Чтобы денежные потоки работали на предприятие, необходимо их пускать в оборот с целью получения прибыли:

- расширять перечень предоставляемых услуг, что приведет к увеличению денежной наличности;

- обновлять основные фонды, приобретать новые технологии – как основной стимул для производительности труда (например, замена оборудования);

- досрочно погашать кредиты банка и другие обязательства с целью уменьшения расходов по обслуживанию долга.

Основными резервами денежных средств ООО «СТД «Палыч» могут стать:

  • Фонд амортизационных отчислений основных средств;
  • снижение норматива оборотных средств;
  • ремонтный фонд;
  • резерв на оплату отпусков;
  • резерв на страхование имущества и коммерческих рисков предприятия;
  • резерв по сомнительным долгам;
  • резервный фонд предприятия.