Файл: «Разработка оперативного финансового плана».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предприятия могут составлять платежные календари и по видам деятельности: основной, инвестиционной, финансовой (для крупных предприятий, холдингов). Такая дифференциация повышает качество управления денежными потоками и более тесную связь платежного календаря и плана движения денежных средств.

Возможно также составление более узких платежных календарей. Так, по основной деятельности могут составляться: налоговый календарь; календарь выплаты заработной платы; календарь обслуживания банковских кредитов и др. [12, стр. 68]

Конкретный перечень видов платежных календарей устанавливается предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и требований эффективности управления денежным оборотом.[15, стр. 62]

Важным оперативным финансовым планом является кассовый план.

Кассовый план – это план оборота наличных денежных средств, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Составляется кассовый план на квартал.

Кассовый план необходим предприятию для контроля за движением наличных денег и соблюдения кассовой дисциплины, а уполномоченному банку, выполняющему расчетно-кассовое обслуживание предприятий - для прогнозирования спроса на наличные деньги.[65, стр. 125]

Кассовый план включает четыре раздела. В первом разделе отражается поступление денежных средств в кассу предприятия, кроме средств, получаемых в банке. Это торговая выручка, выручка от оказания услуг и другие поступления. С обслуживающим банком согласовываются вопросы инкассации наличных денег, поступающих в кассу, и доля этих средств, которая может расходоваться на месте.

Во втором разделе указываются все расходы наличными деньгами: на заработную плату, премии, пособия по социальному страхованию, на командировочные расходы, на хозяйственно-операционные расходы и др.

В третьем разделе кассового плана приводится расчет суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выше перечисленных целей.

В четвертом разделе указываются сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.[6, стр. 85]

Платежный календарь составляют на квартал с разбивкой по месяцам или на месяц с разбивкой по декадам.

С помощью платежного календаря предприятие:

- согласовывает свои денежные поступления и будущие расходы;

- формирует информацию о движении денежных потоков и расходов;

- осуществляет анализ платежей (по суммам и источникам поступления);

- определяет потребность в краткосрочном кредите в случае временного разногласия денежных поступлений и обязательств;


- рассчитывает (по суммам и срокам) временно свободные денежные средства предприятия и определяет самые эффективные направления их использования.[13, стр. 74]

В платежном календаре отображается весь денежный оборот предприятия, заемные и другие счета предприятия в банке, то есть фиксируется движение денежных средств по источникам их поступления и направлениям использования.

Информационной базой для составления платежного календаря служат:

план реализации продукции;

смета расходов на производство;

план капитальных инвестиций;

выписки со счетов предприятия и дополнения к ним;

договоры;

внутренние приказы;

график выплаты заработной платы;

счета-фактуры. [5, стр. 88]

Счёт-фактура - документ о стоимости товаров, выполненных работах или оказанных услугах, выставляемый (направляемый) продавцом (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику). Выставляется после согласования стоимости. Счёт-фактура может являться основанием для оплаты (расчёта). Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету. Счёт-фактура содержит в себе информацию о наименовании и реквизитах продавца и покупателя, перечне товаров или услуг, их цене, стоимости, ставке и сумме НДС, прочих показателях. На основании полученных счетов- фактур налогоплательщиком НДС формируется «Книга покупок», а на основании выданных счетов-фактур - «Книга продаж».[12, стр. 85]

Превышение запланированных расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может быть признаком ухудшения финансового состояния.

Основными мероприятиями предприятия по обеспечению синхронности денежных поступлений и платежей могут быть такие:

перенесение части первоочередных расходов на следующий календарный

период;

ускорение отгрузки и реализации продукции;

погашение дебиторской задолженности;

привлечение дополнительных источников.

Избыток денежных средств преимущественно свидетельствует о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.[14, стр. 105]

Предприятия наряду с платежным календарем составляют налоговый календарь, где указывают перечень налогов и даты их уплаты. Некоторые предприятия разрабатывают платежные календари по отдельным видам движения денежных средств (платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долгов и т.п.).[16, стр. 25]


Кроме платежного и налогового календарей, предприятие составляет кассовый план – план оборота наличности, который отображает поступление и выплаты наличности через кассу. Кассовый план нужный для контроля за поступлениями и расходами наличности. Особенное значение имеет кассовый план для предприятий торговли и общественного питания, где значительную долю поступлений составляет именно наличность.[14, стр. 34]

Кассовый план все предприятия должны подавать за 45 дней до начала соответствующего квартала в банк, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании. Кроме этого, кассовый план необходим предприятию еще и для того, чтобы как можно точнее представлять объем обязательств перед работниками предприятия относительно выплаты заработной платы и других выплат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план для составления собственного сводного кассового плана по обслуживанию своих клиентов.

Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования обеспечивает целенаправленность финансовой деятельности предприятия и повышает ее эффективность.[15, стр. 65]

Важное место в оперативной финансовой работе предприятия принадлежит своевременному погашению кредиторской и взысканию дебиторской задолженности.

На предприятии должен быть организован повседневный оперативный контроль за платежами и поступлением материальных ценностей, выполнением финансовых обязательств перед бюджетом, государственными целевыми фондами, банками. Следует периодически проверять дебиторскую задолженность по данным бухгалтерского учета и отчетности, инвентаризации, выявлять сомнительную задолженность.

Дебиторская задолженность, которая отвечает согласованному сторонами сроку оплаты, является нормальным явлением в финансово -хозяйственной деятельности. Однако дебиторская задолженность, которая превышает согласованные сроки платежей, снижает платежеспособность предприятий. [9, стр. 27]

Предприятие учитывая реальные условия должно постоянно определять и анализировать: [17, стр. 45]

-общую сумму дебиторской задолженности, сроки ее возникновения, удельный вес просроченной задолженности, вероятность ее погашения;

-процент невозвращения дебиторской задолженности, который приходится на одного или нескольких главных должников;

-удельный вес векселей в общем объеме дебиторской задолжности (временно расчеты векселями приостановлены).[12, стр. 41]


В составе привлеченных средств существенное место занимает кредиторская задолженность. Если кредиторская задолженность предприятия возникает в процессе хозяйственных связей с другими хозяйственными субъектами в пределах нормального документооборота и соответствующих форм расчетов, то она не противоречит действующему законодательству и не может оказать негативного влияния на финансовое состояние других субъектов ведения хозяйства. Если же кредиторская задолженность появилась в результате нарушения правил расчетов и кредитования, она приводит к финансовым осложнениям у других предприятий.

Просрочка платежей поставщикам чаще всего бывает тогда, когда на предприятии не налажена четкая финансовая работа: оборотные средства заморожены в дебиторской задолженности или в сверхнормативных, непрокредитованых банком товарно-материальных ценностях; размер собственных оборотных средств недостаточен и не покрывает необходимой минимальной потребности предприятия в них для обеспечения текущей деятельности.[14, стр. 5]

Следовательно, постоянный оперативный контроль, который осуществляется с помощью платежного календаря, является чрезвычайно важным средством выполнения текущего финансового плана — плана доходов и расходов предприятия.

Однако он не обеспечивает реализации заданий оперативного финансового планирования в полной мере. Поэтому предприятия все больше используют в финансовом планировании принципы так называемого бюджетирования.

2. Анализ этапов разработки оперативного финансового плана

2.1. Составление платежного календаря

Составление платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет, внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декада, пятидневка). Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками. 

В условиях современной нестабильности одной из ключевых задач, стоящих перед компанией является недопущение дефицита денежных средств [1]. Ре­шение данной задачи достигается посредством грамотного управления денежными потоками [2]. Высокий динамизм денежных потоков компании, их зависимость от множества факторов определяют необходимость разработки планового финансового документа, обеспечивающе­го ежедневное управление поступлением и расходованием денежных средств компании [3].


Таким плановым документом выступает платежный календарь. Такой документ, раз­рабатываемый в компании в разнообразных вариантах, является самым эффективным и надежным инструментом оперативного управления ее денежными потоками [4].

Изложение основного материала. Построение системы оперативного управления де­нежными потоками, как части системы управления финансами компании, требует четкой ре­гламентации и разностороннего подхода к проблеме согласования и реализации всех процес­сов движения денежных платежей компании. Системой управления финансами можно счи­тать такой механизм, который обеспечивает функционирование и взаимодействие всех уров­ней управления: стратегического, тактического и оперативного.

На стратегическом уровне принимаются решения, касающиеся долгосрочных вложе­ний средств и методы их финансирования, а также существенных изменений в структуре компании и методах ведения бизнеса. Инструментом управления на данном этапе является годовой бюджет [1].

На тактическом уровне принимаются решения, связанные с обеспечением текущей ликвидности. Тактические решения реализуются в течение одного месяца и не имеют долго­срочных последствий.

В рамках системы тактического управления финансами задаются плановые показате­ли по возникновению и погашению обязательств и формируются детальные планы расходо­вания средств на календарный месяц [2].

Оперативное управление финансами направлено на практическое выполнение тех ре­шений, которые были приняты на тактическом уровне. Первоочередной целью оперативного управления финансами является поддержание необходимого для осуществления расчетов уровня абсолютной ликвидности. Стабильная и ритмичная работа основного и вспомога­тельного производств и других служб компании во многом зависит от возможностей свое­временно оплачивать все виды потребляемых ими ресурсов. Должен быть сведен к миниму­му риск возникновения ситуации, в которой финансовые менеджеры окажутся неготовыми к внезапно возникающим «провалам», когда обязательства компании не могут быть своевре­менно погашены из-за недостатка платежных средств [5].

Задача по составлению оперативного плана денежного оборота (платежного календа­ря) решается финансовыми службами по принятой в компании методологии составления этого планового документа.

Методология включает в себя: определение состава и степени детализации статей до­кумента, его формы, периодичности, порядка разработки статей, последовательность их свода, сроки исполнения, принятый способ устранения дисбаланса притока и оттока денежных средств.