Файл: Предмет и метод предпринимательского права, а также принципы предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Предпринимательское право, как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Что такое предпринимательство, предпринимательская деятельность, определено законодателем в п. I ст. 2 ГК. Согласно указанной норме, предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предметом предпринимательского права, как и любой отрасли права, служат общественные отношения, которые регулируют правовые нормы данной отрасли. В предмете изучаемой отрасли права можно выделить следующие группы отношении:

а) предпринимательские отношения, возникающие между и с участием субъектов предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли;

б) отношения между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и государством - с другой, с целью регулирования предпринимательских отношений.

Все возможные субъекты гражданского права подразделяются на три группы:
-Физические лица, которые в свою очередь, представлены тремя их разновидностями: граждане, иностранцы, лица без гражданства. 
- Юридические лица. Они могут быть российскими, иностранными и смешанными (совместными). 
- Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. 

Объектом предпринимательского права выступает то, по поводу чего возникают правоотношения. Поэтому под объектом следует понимать разнообразные материальные блага или процесс их создания. Такой процесс в предпринимательском праве называется оказанием услуг или проведением работ, но цель таких работ и услуг – создания материального блага.

Можно выделить такие объекты предпринимательских отношений:

ценные бумаги, имущество или деньги, обязанность отдельных субъектов совершить действия, направленные на извлечение прибыли, деятельность субъектов по производству товаров и услуг или проведению работ, неимущественные блага, например, результаты интеллектуальной деятельности, которыми можно торговать и получать прибыль.


Предпринимательское право является комплексной отраслью права и включает в себя систему норм, содержащихся в других отраслях права, например, гражданском праве, налоговом праве, банковском праве и других.

Выбрав эту тему для написания курсовой работы, я поставила себе цель изучить предпринимательское право, как научную дисциплину.

Предпринимательское право, как наука являет собой процесс совокупности концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства.

Это помогает обществу изучать толкование системы законодательства, разделять соотношение терминов: «предпринимательская деятельность» – «хозяйственная деятельность» и «предпринимательский субъект» – «хозяйственный субъект», знать историю развития законодательства, прогнозировать развитие законодательства на будущее время, на практике применять законодательство о предпринимательской деятельности, включая правовые позиции судов по различным вопросам регулирования предпринимательской деятельности, проводить сравнительный анализ источников, действующих в РФ, а также способствует созданию научных школ, идей, концепции, которые определяют развитие предпринимательского права.

Итак, предпринимательской деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

1.Предпринимательское право в системе российского права

Вопрос о месте и роли предпринимательского права в системе российского права решается в юридической науке представителями различных научных направлений неоднозначно. Можно выделить несколько позиций по данной проблеме.
  Первая заключается в том, что предпринимательское право - самостоятельная отрасль права со своим предметным единством (предпринимательские правоотношения) и методами (юридические режимы) правового регулирования (А. Г. Быков, В.В. Лаптев, В.С.Мартемьянов).
  Вторая исходит из того, что предпринимательское право - отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей, - прежде всего гражданского и административного (О.М.Олейник, И.В.Ершова).
  Третья позиция состоит в том, что частноправовые отношения между юридически равноправными товаропроизводителями регулируются единым гражданским правом; отношения по организации и руководству предпринимательской деятельностью - прежде всего административным и тесно связанными с ним отраслями права (финансовым, налоговым и т.д.) при этом они допускают обособление соответствующего законодательного массива и выделение учебной дисциплины, посвященной изучению правового регулирования предпринимательской деятельности (В.Ф.Попондопуло, В.В.Суханов).
  Отсутствие единой точки зрения на сущность предпринимательского права обусловило разнообразие и в понятиях, его обозначающих (хозяйственное, предпринимательское, коммерческое право). Исходя из предложенного Е.П.Губиным и П.Г.Лахно соотношения объемов понятий экономической, хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности, следует отдать предпочтение термину «предпринимательское право», как наиболее точно отражающему сущность данного юридического феномена.
  Предпринимательское право можно с разных позиций рассматривать как: а) отрасль права; б) отрасль законодательства; в) науку; г) учебную дисциплину.
  Как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих на основе диалектического сочетания частноправовых и публично-правовых начал отношения, возникающие в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности, а также руководства ею.
  Как отрасль законодательства предпринимательское право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также государственное воздействие на данную деятельность.
  Предпринимательское право, как наука представляет собой систему знаний о предпринимательском праве, истории и тенденциях его развития.
  Как учебная дисциплина предпринимательское право представляет собой систему обобщенных знаний о предпринимательском праве как отрасли права, нормативной базе предпринимательского права и практике ее применения, а также о развитии науки предпринимательского права.
  Содержание предпринимательского права определяется прежде всего объектом правового регулирования, на который оно направлено. Таким объектом является предпринимательская деятельность, а складывающиеся в ее процессе правоотношения составляют предмет правового регулирования.
  По мнению О. М. Олейник, идеальная структура предпринимательского (хозяйственного) права должна и может содержать в себе нормы:
  а) предусматривающие состав и элементы предпринимательской деятельности, определяющие ее уровни, структуру, принципы внутреннего взаимодействия и распределения функций;
  б) регламентирующие контроль за ней со стороны исполнительной и судебной властей, реализующих публичный интерес;
  в) устанавливающие правовой статус участников хозяйственного оборота, порядок и процедуры их образования;
  г) посвященные органам управления (правление, собрание акционеров или пайщиков, иные органы) и учету интересов акционеров;
  д) определяющие правовой режим имущества хозяйственного оборота;
  е) регулирующие ответственность субъектов хозяйственного оборота.
  С позиций идеальной структуры все эти нормы можно подразделить на материально-правовые, процессуальные и процедурные, то есть организационные. Если проанализировать предпринимательское (хозяйственное) законодательство в широком смысле, то можно увидеть, что все они встречаются в нем, хотя часто они не развернуты, излишне казуистичны, противоречивы и неполны.


1.1.Исторические аспекты предпринимательского права

 В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.
    Понятие «предпринимательского риска» получает свое развитие в 17 веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта была ранее оговорена, размеры прибылей или убытков определяла удачливость самих предпринимателей.    В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».
    В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.
    Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
    А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.
    Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.


2.Предмет предпринимательского права

Самостоятельность той или иной отрасли в системе права связывается с наличием предмета и метода правового регулирования, а также принципов правового регулирования.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Эти отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т. е. отношения предприниматель – предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т. е. отношения предприниматель – орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно – правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это, во-первых – самостоятельная деятельность, во-вторых – деятельность осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Регистрация не признак – это установленная законом обязанность.

Ко второй группе отношений, входящих в предмет предпринимательского права, относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и так далее. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т. д.

Предпринимательское право может быть определено, как совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения. Анализ данного определения показывает три формы проявления отрасли прав: правовая концепция, нормы права и правоотношения. К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль законодательства – хозяйственное законодательство. Основные виды хозяйственных норм: регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер. В литературе постоянно муссируется мнение, будто предпринимательское право относится к числу комплексных отраслей права. Такие взгляды являются ошибочными, так как и другие права «пользуются» услугами «охранительных норм» других отраслей для пересечения посягательств и пересечения нарушений правил хозяйственной деятельности. В этом суть охранительной функции права.


Нормы предпринимательского права, не реализованные в жизни, превращаются в декларацию, поэтому формой существования предпринимательского права являются правоотношения, которые не являются фотокопией содержания нормы права, так как при реализации испытывают воздействие различных факторов. Таким образом, правоотношение не является третьим элементом отрасли права, без которых предпринимательское право остается бумажным правом. Правоотношение позволяет ликвидировать монополизм норм права, свойственной нормативной теории права и уделить основное внимание практике применения нормы права. Соединяя положительные моменты нормативной теории с социологической теорией права, можно избавиться от иллюзии законотворческой деятельности, отдавая предпочтение правоприменению и по его результатам реально оценить эффективность права.

На основе анализа форм правления отрасли права можно дать следующее определение предпринимательского права. Предпринимательское право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию народного хозяйства в обеспечении интересов государства и общества.

  Предметом отрасли предпринимательского права являются общественные отношения, которые регулируются нормами предпринимательского права. Можно выделить три группы таких отношений:
  1) отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности (отношения купли-продажи, аренды, кредитования, ценообразования и т. п.);
  2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими. Например, подобные отношения складываются на стадии создании хозяйствующего субъекта, при осуществлении деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, саморегулируемых организаций);
  3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности.
На основе предпринимательской деятельности и в ходе ее осуществления складываются отношения, которые являются непосредственным предметом предпринимательского права как отдельной отрасли права. Эти отношения определяются учеными по-разному.
В.В. Лаптев определяет предмет предпринимательского права как отношения, связанные с предпринимательской деятельностью. Он считает, что предпринимательские отношения едины в своей сущности. Но в пределах этого единства они дифференцируются на три вида: отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности; отношения, складывающиеся» при регулировании предпринимательской деятельности внутрихозяйственные отношения1.
А.Г. Быков единство предпринимательских отношений обосновывает посредством включения публично-правовых элементов в частное предпринимательство. Современные условия, — пишет он, — диктуют необходимость формирования не торгового, а российского предпринимательского права, которое регулирует не частноправовые гражданские, а предпринимательские отношения, специфика которых в том, что они либо не частноправовые (в традиционном понимании) при государственном предпринимательстве, либо частноправовые, но с включением элементов публично-правовых при частном предпринимательстве1.
По мнению Г.Л. Знаменского, единство частного и публичного интересов опосредуется понятием «общественный хозяйственный порядок»2. Единство публичных и частных отношений в процессе предпринимательства должно быть, на наш взгляд, выявлено на уровне непосредственных отношений предмета правового регулирования. И здесь необходимо обратиться к волевым формам проявления отношений собственности и прежде всего товарной (имущественной) и нетоварной (управленческой) формам.
Предпринимательские отношения, как и предпринимательская деятельность, сформировались на товарно-денежной основе и на регулятивном начале государства. Поэтому они должны вобрать в себя и те, и другие свойства. По линии товарно-денежных связей появляются имущественные отношения, а регулятивная деятельность государства — это есть не что иное как управленческие отношения. В то же время и имущественные, и управленческие отношения являются формами проявления, реализации волевых отношений собственности (статика и динамика).
Таким образом, предпринимательское отношение является волевым отношением собственности, которое непосредственно предстает как имущественно — управленческое (регулятивное) отношение.
В той мере, в какой действуют на рынке товарные закономерности, предмет предпринимательского права реализуется через имущественные отношения. В ходе же государственного регулирования рыночных процессов формируются управленческие отношения, которые предстают вторым элементом предмета предпринимательского права. Указанные элементы являются органическими частями одного и того же явления — формами собственности. Таким образом, непосредственным предметом предпринимательского права являются имущественно — управленческие отношения, которые складываются в процессе осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности и регулирования этой деятельности.
Предметом предпринимательского права как учебной дисциплины является изучение основных, базовых понятий предпринимательского права, истории его развития, а также основ правового регулирования предпринимательских и тесно связанных с ними отношений.