Файл: Предмет и метод предпринимательского права, а также принципы предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Значение и признаки предпринимательского права

Понятие «предпринимательское право» употребляется в нескольких значениях: предпринимательское право, как отрасль права, предпринимательское право, как научная дисциплина, предпринимательское право, как учебная дисциплина, предпринимательское право как отрасль законодательства.
Любая отрасль права своей совокупностью норм призвана регулировать определенные общественные отношения, составляющие ее предмет. Предпринимательское право связано с той хозяйственной деятельностью общества, которая развивается на рыночной основе.
Само рыночное хозяйство имеет длинную историю своего становления и развития. На определенном этапе возникает потребность в особом правовом его закреплении, не совпадающем с гражданско-правовым регулированием.
По мнению А.А. Чувпило, становление хозяйственного права имеет своим началом торговое право средневековья, где в правовом регулировании хозяйственной деятельности были зафиксированы чуждые гражданскому праву публично-правовые элементы1.
Рыночное хозяйствование России в форме предпринимательской деятельности выступает основой предмета предпринимательского права. Эта основа закреплена в ст. 34-37, 53 Конституции РФ и отчасти в ст. 2 ГК РФ, где предпринимательская деятельность представлена как «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве 8 установленном законом порядке». Наряду с указанными признаками предпринимательская деятельность имеет и другие признаки в связи с активным регулированием ее государством. И это регулирование не сводится к регистрации лиц в качестве предпринимателей. Оно носит более широкий характер (антимонопольное регулирование, ценовое регулирование, стандартизация, сертификация и т.п.).
Исходя из сказанного, можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:
1) инициатива и имущественно-распорядительная самостоятельность предпринимателя;
2) деятельность рисковая;
3) носит систематический характер;
4) направлена на систематическое получение прибыли посредством удовлетворения общественных потребностей;
5) регулирование государством предпринимательской деятельности (регистрация лиц в качестве субъектов предпринимательства и др.).
Инициативная и имущественно-распорядительная самостоятельность предпринимателя означает то, что он, во-первых, должен иметь определенный капитал для осуществления такого рода хозяйственной деятельности; во-вторых, сам распоряжается этим капиталом (нельзя свою предпринимательскую деятельность поручать другим лицам), в-третьих, успешно вести дело на рынке товаров и услуг, проявлять постоянный поиск более эффективных решений. Без них выдержать конкуренцию других субъектов, реализующих аналогичные товары, становится невозможно.
Под рисковой деятельностью предпринимателя подразумевается такая деятельность, которая не всегда приводит к получению прибыли. Она приносит нередко и убытки, а в ряде случаев приводит к полному разорению предпринимателя. Последний становится несостоятельным (банкротом). То есть само предпринимательство носит вероятностный характер с точки зрения достижения поставленной цели — систематического получения прибыли. Это связано с тем, что нельзя до конца учесть все возможные закономерности и факторы, влияющие на конечный результат. И тот предприниматель, который дальше просчитывает последствия принятых им решений, в большей степени застрахован от экономических неудач.
Предпринимательство направлено на систематическое получение прибыли. Это означает, что не разовые действия, сделки в данной сфере должны квалифицироваться как предпринимательские, а только те, которые носят постоянный и устойчивый характер. Важно отметить и то, что предпринимательство имеет место не только тогда, когда получена прибыль, а и тогда, когда зафиксирована направленность действий на получение этой прибыли.
Получение прибыли предпринимателем должно быть сопряжено с удовлетворением общественных потребностей и интересов (других лиц, общества, государства). Нельзя получить выгоду в ущерб указанным лицам.
Предпринимательство характеризуется и тем, что регулируется государством в лице его органов. Государство не стоит в стороне от этого процесса. Оно вынуждено это делать в связи с тем, что предприниматели (физические и юридические лица) реализуют свой частный интерес, который без государственных регуляторов может причинить и причиняет вред общественному интересу. Государство в ходе такой регламентации предпринимательской деятельности утверждает публичное начало, общественный интерес, одновременно согласовывается с частным интересом предпринимателей.
Нередко указанные отношения называются хозяйственными. При первом приближении такое утверждение допустимо, так как любые отношения, связанные с производством материальных благ, являются хозяйственными. В то же время не всякие хозяйственные отношения признаются предпринимательскими (например, отношения, складывающиеся в натуральном хозяйстве).
Но не все хозяйственные отношения и в рыночной экономике можно отнести к предпринимательским, а лишь те, которые характеризуются вышеуказанными признаками.
Имущественно-управленческие отношения как предмет предпринимательского права характеризуются следующими признаками, наряду с теми, которые им свойственны как предпринимательским отношениям:
1) они являются отношениями собственности;
2) это волевые отношения;
3) они складываются между конкретными субъектами в процессе осуществления предпринимательской деятельности и регулирования этой деятельности;
4) субъектами этих отношений выступают предприниматели (физические и юридические лица), органы управления и регулирования, внутрихозяйственные образования (цех, участок, филиал и др.).
Указанные отношения формируются в трех сферах: управленческой (регулятивной), «горизонтальной» (товарно-денежной), внутрихозяйственной.
Приведенная классификация предпринимательских (имущественно — управленческих) отношений произведена исходя из того, какой элемент предмета является ведущим — управленческий или имущественный. Ясно, что для «вертикальных» отношений управленческий элемент занимает доминирующее место. В «горизонтальных» отношениях ведущая роль отводится имущественному элементу. Внутрихозяйственные отношения характеризуются двумя критериями: локальной сферой проявления и жесткостью регулятивного начала как преобладающего признака.


2.2.Методы предпринимательского права

Посредством анализа метода отдельной отрасли права выясняется вопрос о том, каким способом воздействуют нормы права на регулируемые отношения (предмет). В самом деле, с помощью одних методов можно принуждать субъекта совершать определенные правовые действия. Именно предмет «диктует» вполне определенный метод воздействия правовых норм на регулируемые отношения. Поэтому выявить особенности метода отдельной отрасли права можно лишь в том случае, когда правильно очерчен сам ее предмет.
Определению метода предпринимательского права способствует еще одно общее положение, относящееся к нему. Речь идет о том, что при регулировании общественных отношений посредством реализации норм формируется целая система правоотношений с ее элементами (правосубъектность, юридический факт, права и обязанности, ответственность и др.). Во всех этих элементах обнаруживаются признаки отраслевого метода.
Метод как способ воздействия норм права на регулируемые отношения можно представить в виде сущности и явления. В явлении обнаруживаются многие проявления сущностной стороны метода.
Собственно методом следует признавать сущностный способ воздействия норм на регулируемые отношения. Учитывая вышесказанное, перейдем к выяснению метода предпринимательского права.
В науке предпринимательского права сложилось определяющее мнение, что в этой отрасли права используются несколько методов правового регулирования. Что означают эти методы? В предпринимательском праве, — пишет В.В. Лаптев, — применяются следующие методы правового регулирования: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций1.

При использовании метода автономных решений (метод согласования) субъект по своей воле принимает решение о совершении какого-либо хозяйственного действия; например, решение о производстве станков, оборудования или только запчастей к автомобилям. Но, если ему понадобятся какие-то комплектующие части к указанным товарам, он может их приобрести на рынке, заключив договор с продавцом. Здесь проявляется метод согласования.
Метод обязательных предписаний означает, что субъекты предпринимательского правоотношения не равноправны. Один из них в силу своей компетенции дает обязательные указания другому субъекту, а он исполняет их независимо от того, выгодно ему это или нет. Например, лицензионный орган требует от предпринимателя соблюдения условий, которые содержатся в лицензии при осуществлении им лицензируемой предпринимательской деятельности.
Метод рекомендаций занимает промежуточное положение; он обладает признаками и метода предписаний и метода автономных решений (согласования). С одной стороны, рекомендательные нормы не являются обязательными для их адресата. А с другой — сам факт их существования побуждает соответствующего субъекта использовать их при регулировании отношений. Например, правительство Российской Федерации, распоряжаясь и управляя предприятиями федеральной собственности, часть своих правомочий делегирует подведомственным органам, рекомендуя одновременно субъектам Федерации использовать этот опыт при управлении предприятиями, принадлежащими им на праве собственности.
При ближайшем рассмотрении все вышеуказанные методы в области предпринимательства не проявляются обособленно. Они всегда взаимодействуют между собою. Причем сила того или иного метода зависит от того, в какой сфере складываются предпринимательские отношения. В частности; в «вертикальных» отношениях преобладает метод обязательных предписаний; в «горизонтальных» — ведущую роль играет метод автономных решений (согласования); во внутрихозяйственных отношениях их своеобразие зависит от того, с кем подразделение устанавливает взаимосвязи — с самой коммерческой организацией в лице ее органа («вертикальные отношения») или же с другим аналогичным подразделением («горизонтальные отношения»). Здесь действуют те же правовые начала, что и в сферах обращения товаров и регулирования этого оборота.
Например, антимонопольный орган прежде чем выдать предписание предпринимателю об устранении нарушений им законодательства, собирает на этот счет соответствующие доказательства, учитывая при этом и аргументированные возражения ответчика. Да и производство по делу протекает с участием последнего, кроме случаев, когда он не желает участвовать в нем. Как видно, в приведенных отношениях ведущим является метод предписания, который частично ограничивается методом согласования.
В «горизонтальных» отношениях при заключении, например, договора поставки реализуется главным образом метод согласования. Но и здесь стороны не совсем свободны в своих действиях. Заключая договор, они должны предусмотреть в нем такие условия (отгрузка, расчет, качество, количество), которые были бы им наиболее выгодны с точки зрения налогового, антимонопольного и другого законодательства. А это уже следы проявления метода предписания
Таким образом, оказывается, что в предпринимательских отношениях не реализуются отдельно вышеперечисленные правовые методы. Они действуют как одно целое, состоящее из своих элементов. А раз это так, тогда их нельзя называть методами. Они лишь формируют один метод, являясь исходной его основой.
Таким методом является метод координации. Действительно, если субъекты согласовывают свои действия, то это означает не что иное, как их координацию. Но такая координация дополняется и регулятивными органами посредством соответствующих предписаний. И если субъекты сами взаимно координируют свои действия в ходе осуществления предпринимательской деятельности, то координация их действий со стороны регулятивных органов производится косвенно, опосредованно.
Оказывается, что в предпринимательском праве имеет место один метод непосредственно — опосредованной координации, сформировавшийся на базе методов предписания, автономных решений (согласования) и рекомендаций, которые являются его образующими элементами.
Своеобразное единство предмета предпринимательского права предопределяет и своеобразие метода. О том, что указанный метод продиктован свойствами предмета, свидетельствует следующее обстоятельство: имущественная сторона предмета предпринимательского права требует применения возможностей метода автономных решений, в то время как управленческая (регулятивная) его сторона предопределяет использование возможностей метода предписаний.


  Под методом отрасли права принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Метод предпринимательского права обусловлен спецификой предмета данной отрасли права. С одной стороны, отношения между субъектами предпринимательской деятельности основываются на автономии их воли, следовательно, речь идет о диспозитивном методе правового регулирования (метод автономных решений), с другой - интересы общества в целом требуют императивного регулирования отдельных отношений в сфере предпринимательского права (метод обязательных предписаний). Кроме того, государство может регулировать предпринимательские отношения путем издания норм, носящих рекомендательный характер (метод рекомендаций). Таким образом, метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе методы рекомендаций, автономных решений и обязательных предписаний.

3.Принципы предпринимательского права

 Принципы предпринимательского права представляют собою основные начала правового регулирования отношений, складывающиеся в ходе предпринимательской деятельности. Иными словами, принципы закрепляют собою существо правового регулирования указанной отраслью права. В них не раскрывается все богатство правовых форм предпринимательства. Они интегрируют эти формы в некое абстрактное целое. Посредством принципов конструируется их суть.
К сущностным признакам, характеризующим сами принципы, относятся:
1) правовой характер их; они выводятся из всего отраслевого нормативного массива (статика и динамика);
2) тот или иной принцип функционально «пронизывает» всю отрасль права;
3) они могут быть закреплены законодателем отдельно в общих положениях базового закона (так вопрос решен, к примеру, в гражданском праве (ст. 1)) или же «растворены» во всем отраслевом нормативном массиве (в этом случае выявление конкретных принципов производится наукой предпринимательского права);
4) принципы сами по себе являются регуляторами общественных отношений наряду с тем, что они проявляются во всех отраслевых нормах (например, суд, вынося решение, ссылается при необходимости на тот или иной принцип).
В предпринимательском праве нет единого базового закона типа Предпринимательского кодекса, поэтому выявление принципов производится учеными. Ясно, что разные школы, научные направления развивают свое видение принципов, и они, как правило, не совпадают. В тоже время прослеживаются и некие общие позиции.
Так, среди принципов обычно называют свободу экономической деятельности предпринимателей; юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательстве1 конкуренцию рыночных субъектов;
получение прибыли как цель предпринимательской деятельности; сочетание публичных и частных начал в предпринимательском праве государственное регулирование предпринимательства; законность предпринимательской деятельности.
Названные принципы в основном отражают существо механизма правового регулирования отношений, складывающихся в процессе предпринимательской (хозяйственной) деятельности. Однако в них прослеживаются как бы обособленно процесс осуществления хозяйствования и процесс регулирования этого хозяйствования со стороны государственных органов, чего не должно быть. Обе стороны предпринимательства составляют единое целое, о чем было уже сказано при рассмотрении предмета и метода предпринимательского права. Поэтому каждый из принципов охватывает одновременно хозяйствование на предпринимательских началах и регулирование его. Только в таком случае можно признать то или иное положение принципиальным для данной правовой отрасли.    
Учитывая сказанное, можно выделить следующие принципы предпринимательского права:
1) собственность (имущественно-управленческие отношения) как основа предпринимательства при равенстве всех ее форм;
2) единство профессионального хозяйствования и регулирования этого хозяйствования в интересах предпринимателей и общества в целом;
3) координация (непосредственно-опосредованная) деятельности субъектов предпринимательства (согласование, предписание, рекомендация);
4) безубыточное хозяйствование и ответственность за его результаты;
5) хозяйствование в рамках закона (цивилизованное предпринимательство).
Собственность (имущественно-управленческие отношения) составляет основу хозяйствования в форме предпринимательства. Важно подчеркнуть, что в предпринимательстве задействованы не в равной мере предусмотренные российским законодательством формы собственности. Так, целый ряд природорсурсовых объектов (водные, лесные и другие ресурсы) не признается товаром, и отношения по поводу них регулируются не предпринимательским, а другим законодательством. Однако субъекты всех форм собственности имеют равное право при использовании собственности в ходе хозяйственной деятельности, в том числе и защите ее от всяких нарушений. В Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (п. 2 ст. 8).
В предпринимательском праве собственность представлена в, качестве принципиального начала через имущественно-управленческие отношения. Именно этой своей стороной все формы собственности составляют исходную имущественную основу предпринимательства. Она же выступает и предметом правового регулирования.
Принцип единства, профессионального хозяйствования и регулирования этого хозяйствования в интересах предпринимателя и общества в целом означает, что предприниматель, преследуя цель извлечения прибыли, должен достигать ее не любыми путями, а лишь посредством удовлетворения потребностей других субъектов и общества в целом.
В предпринимательстве неприемлемым является основное положение, закрепленное в ст. 1 ГК РФ, о том, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своих интересах. Частный интерес должен в разумных пределах ограничиваться публичным интересом. Такое равновесие и обеспечивается указанным принципом.
Принцип координации деятельности субъектов предпринимательства нами уже был освещен в аспекте метода правового регулирования. Здесь лишь укажем, что метод, взятый в сущностном плане, рассматривается одновременно и как принцип предпринимательского права. Более того, если попытаться системно представить все принципы предпринимательского права, то метод в самом механизме правового регулирования, взятый как принцип, занимает исходное положение. Если же ранжировать принципы, исходя из критериев, определяющих экономические предпосылки предпринимательской деятельности, теперь уже собственность (имущественно-управленческие отношения) займет исходное положение.
Принцип безубыточности хозяйствования и ответственности за его результаты указывает на то, что в ходе конкурентной борьбы имущественно обособленные субъекты предпринимательства могут выжить только при условии получения прибыли. В противном случае они становятся банкротами и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке. Самостоятельное хозяйствование предполагает и ответственность перед контрагентами, другими лицами, обществом в лице государства.
Наконец, принцип хозяйствования в рамках закона (цивилизованное предпринимательство) означает строгое соблюдение норм о предпринимательстве самими предпринимателями, а также органами, регулирующими эту деятельность (налоговыми, лицензионными, антимонопольными и др.).
Россия пыталась за небольшой срок создать цивилизованные рыночные отношения. Однако тот, кто торопит историю, нередко становится жертвой своих непродуманных до конца шагов. Современные рыночные страны шли к этому столетия. За этот продолжительный период была системно «отлажена» экономика, сформирован класс предпринимателей, обладающих пониманием того, что преумножение «своего» не должно вестись в ущерб другим и обществу. В отношениях между предпринимателями действуют неписаные правила предпринимательской чести. Действуя в суровой рыночной среде, эти лица не перестают быть законопослушными.
В России многое не так, далеко не так. Вот почему законность как принцип особенно актуальна для нашей страны.
Законность предполагает также системность и непротиворечивость нормативных актов о предпринимательстве, что создает стабильную правовую среду, в которой приходится предпринимателям работать и защищать свои права.
     Принципы предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему предпринимательских правоотношений, определяющие основу их строения и развития. Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ:
  1. Принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст.34).
  2. Принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской Федерации (ч.1 ст. 8; ст.27;ст.74).
  3. Принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты (ч.2 ст. 8; ст.35).
  4. Принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34).
  Кроме того, к числу базовых принципов предпринимательского права следует отнести:
  5. Принцип законности. Этот принцип подразумевает как соблюдение действующего законодательства субъектами предпринимательства, так и обязанность государства обеспечить законность правовых актов и действий государственных органов, их должностных лиц при регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности.
  6. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Данный принцип означает, что государство, исходя из его предназначения, обязано в процессе регулирования соблюдать баланс частных интересов предпринимателей и публичных интересов общества.


Заключение

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основания нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационный момент.
Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом
(лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.
Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерским связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.
В условиях рынка от предпринимателя требуется умение – и даже предрасположенность – действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которых предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимательскую прибыль.
Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательству, но и любой другой форме деловой активности. Важно обратить в этой связи внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход, под которым понимается, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимательства, если речь идет о действительном феномене предпринимательства.


Список литературы

1.Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3.Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Быков А.Г. Предпринимательское право: проблемы формирования и развития // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право, 2013. № 6.
5.Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. М., 2014.
6.Зинченко С. А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. С. 73-82.
7.Знаменский Г.Л. Общественный хозяйственный порядок и законодательство //Государство и право. 2014.
8.Калмыков Ю.Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Саратов, 2012.
9.Красавчиков О А. Система права и система законодательства (гражданско-правовой аспект) //Правоведение. 2015. № 2.
10.Лаптев В.В. Предпринимательское право: Понятие, субъекты. М., Юристъ. 2017
11.Макаров Н.Д., Рябов Е.А. Предпринимательское право. М., 2004.