Файл: Экономическое содержание прибыли и ее роль в рыночной экономике. Виды прибыли и порядок формирования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

̶ итогом является прибыль [3].

Чистая прибыль компании формируется путем вычитания из рассчитанной общей прибыли: cуммы налога на прибыль; суммы рентных платежей; суммы налога на экспорт и импорт.

При этом в сумме общей прибыли учитывается результат чрезвычайных событий (а он может быть как положительным, так и отрицательным). Его рассчитывают как разность между доходами и затратами, совершенными в связи с этими событиями.

На формирование чистой прибыли также влияют результаты операций, ранее выплаченных в счет прибыли и остающихся в компании после уплаты налогов: уплата штрафных платежей; уплата пени других типов платежей.

Таким образом, прибыль является важнейшей экономической категорией и главной целью хозяйственной деятельности любой компании. Она отображает чистый доход, сформированный в процессе материального производства.

Прибыль характеризует экономический эффект работы предприятия, обладает стимулирующим эффектом, поскольку она непросто демонстрирует результат работы, но и является элементом финансовых ресурсов компании. Именно поэтому любая коммерческая организация всегда стремится к максимизации показателей прибыли, чтобы обеспечить условия для расширения производства, технического и социального развития. Главным резервом увеличения показателей прибыли является уменьшение себестоимости изготовляемых товаров и оказываемых услуг. Это интенсивное направление подразумевает рост прибыли за счет мобилизации потенциальных резервов [11].

1.3 Управление прибылью на предприятии

Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии [6].

Главная цель управления прибылью ‒ максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

‒ получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

‒ обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

‒ обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;

‒ получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;

‒ обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли [15].


Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:

‒ интегрированность с общей системой управления предприятием;

В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.

‒ комплексный характер формирования управленческих решений;

Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер.

‒ высокий динамизм управления;

Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь ‒ с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков.

‒ многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;

Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

‒ ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.


Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке. В связи с этим анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение как для самого предприятия в целом, так и для разных групп лиц, заинтересованных в деятельности предприятия [22].

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

‒ изучение изменений по каждому показателю за анализируемый период (горизонтальный анализ);

‒ анализ структуры показателей прибыли и их структурной динамики (вертикальный анализ);

‒ изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);

‒ выявление источников и факторов роста прибыли (факторный и маржинальный анализ) и др.

По характеру возникновения все факторы, влияющие на распределение прибыли, можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли.

Внутренние оказывают решающее воздействие на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия.

Ряд факторов может быть использован и при формировании внутренних пропорций распределения прибыли в рамках основных ее элементов (прибыли, потребляемой собственниками и персоналом; прибыли, направляемой на инвестирование и в резервный фонд и т.п.).

Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.

Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяя правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли зависит и реализация дивидендной политики акционерных обществ.

Традиционные методы планирования прибыли:

‒ метод прямого счета (укрупненный метод и метод по ассортиментного планирования);

‒ аналитический метод (на основании показателя затрат на рубль товарной продукции и посредством базовой рентабельности);

‒ метод совмещенного расчета;

‒ нормативный метод;

‒ факторный метод;

‒ метод, основанный на использовании элементов маржинального анализа;


‒ экономико-математические методы.

Метод прямого счета. Применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции при составлении перспективных планов развития предприятия. Объектом планирования являются элементы бухгалтерской прибыли. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

Таким образом, планируемый размер прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) можно рассчитать по следующей формуле:

Пр = Вр ‒ Сп, (1)

где Пр ‒ планируемая величина прибыли от реализации (продаж);

Вр ‒ планируемая выручка от реализации продукции по оптовым ценам предприятия;

Сп ‒ планируемая полная себестоимость реализуемой продукции, включая коммерческие и управленческие расходы.

Учитывая, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода должен учитывать остатки нереализованной продукции на начало и конец этого периода, а также объем выпуска товарной продукции в этом периоде, то расчет плановой прибыли от реализации продукции примет вид:

Пр = П1 + Пт ‒ П2, (2)

где П1 и П2 ‒ прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода;

Пт ‒ прибыль по товарному выпуску планируемого периода (года), планируемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

Поскольку эти остатки в бухгалтерском учете учитывают по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие расходы условно относятся на выпуск товарной продукции.

При определении общего размера плановой прибыли необходимо учесть и прибыль от прочих операций (сальдо прочих доходов/расходов).

Метод прямого счета в планировании прибыли нагляден и прост, однако он отражает лишь заданные производственно-экономические параметры и не позволяет выявить факторы роста прибыли в планируемом периоде. Для выявления возможных резервов увеличения прибыли используют аналитический метод планирования прибыли.


Аналитический метод применяется при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу и на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана. Плановая величина прибыли определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Базой расчета здесь служат показатели базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия (факторный метод).

Исчисление прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности включает в себя следующие этапы:

‒ определение базовой рентабельности (Рб) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный период (год) (По) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период (Со):

Рб = По / Со, (3)

‒ исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года (Вп) и определение прибыли на товарную продукцию (Пр), исходя из базовой рентабельности:

Пр = Вп * Рб, (4)

‒ учет влияния на плановую прибыль по сравнимой товарной продукции различных факторов (каждого в отдельности): объема производства, себестоимости сравнимой товарной продукции, ее ассортимента и качества, цен на сырье, материалы, энергию, готовую продукцию (работы, услуги) и т.п.;

‒ расчет прибыли по несравнимой товарной продукции, прибыли в переходящих остатках готовой продукции и, как результат, прибыли от реализации товарной продукции в плановом периоде (году).

План по прибыли на следующий год разрабатывается, как правило, в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за первые три квартала включительно и показатели ожидаемого выполнения плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал). На основе показателя базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый период (год) только по сравнимой товарной продукции.

Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. При прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются как положительно, так и отрицательно влияющие на прибыль факторы.

Метод совмещенного расчета при планировании прибыли рационально сочетает метод прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода планирования прибыли посредством использования процента базовой рентабельности и учета влияния важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Условием его применения является небольшой ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции.