Файл: Формирование ассортимента товаров на примере торгового предприятия «Магнит».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Ассортимент товаров розничных предприятий торговли зависит от специализации магазина. Магазины подразделяются на специализированные, неспециализированные, со смешанным ассортиментом товаров и универсальные.

Маркетинговая деятельность влияет на все этапы формирования показателей прибыли предприятия, а так же на общую эффективность предприятия. Организация проведения маркетинговой деятельности формирует комплекс маркетинга, который содержит в себе категории: товар, продвижение, цена, распространение.

Процесс маркетинговых действий направлен изначально на сбор информации о внешней и внутренней среде предприятия, затем осуществляется оценка и формирование маркетинговой стратегии и далее реализация мероприятий на рынок, с целью повышения конкурентоспособности предприятия.

Основными факторами при формировании ассортиментных групп товаров являются широта и постоянство. Основная доля потребителей предпочитают устойчивый ассортимент товаров, в частности это относится к магазинам продуктов питания.

При формировании ассортимента товаров необходимо так же учитывать категории сопутствующих товаров. Это способствует добиться большого оборота одних товаров, благодаря другим. Можно так же разбить весь ассортимент на категории в зависимости от прибыльности и регулировать формирование ассортимента.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что в современное время высочайшей конкуренции ассортимент товаров, услуг, а также такие его показатели, как полнота, широта, структура, стабильность, обновляемость, имеют значительное влияние на спрос покупателей и эффективность деятельности торгового предприятия.

Объектом курсовой работы является товарный ассортимент в торговой предприятии «Магнит».

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения в сфере формирования ассортимента товаров как важного фактора эффективности деятельности торгового предприятия.

Целью курсовой работы является комплексный анализ эффективности коммерческой деятельности при формировании ассортимента товаров в сети магазинов «Магнит».

Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

  • рассмотрение сущности товарного ассортимента и его классификация;
  • выявление основных показателей ассортимента и факторов, которые на него влияют;
  • изучение этапов и главных принципов формирования ассортимента, мониторинг его состояния в розничном предприятии;
  • определение организационно-экономического характера и исследование маркетинговой деятельности торгового предприятия «Магнит»;
  • анализ формирования ассортимента товаров сети магазинов «Магнит»;
  • исследование рекомендаций и мероприятий по перспективному совершенствованию ассортимента товаров в исследуемой организации.

Методы исследования, применяемые в работе – сравнительный, экономико-статистический анализ, систематизация, обобщение.

Структура работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объем работы составляет 29 страниц.

Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия

1.1 Сущность товарного ассортимента и его классификация

Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом. [2, с.29]

Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей и т. д. [4, с.51]

Ассортимент более полно может характеризовать результаты деятельности организации, а также отраслей, которые производят товары народного потребления, и торговли по организации производства данных товаров и необходимо рассматривать его как один из самых важных факторов, которые определяют такие понятия, как степень сбалансированности предложения и спроса на определённом товарном рынке.[8, с.122]

Схема 1

«Определение понятия «товарный ассортимент»»

Товарный ассортимент является набором товаров, которые объединены или сочетаются по определённому признаку или совокупности признаков, это могут быть: цвет, вид, размер и так далее.[5, с.89]

В зависимости от товаров народного потребления можно выделить два вида ассортимента товаров:

Схема 2

«Виды товарного ассортимента»[9,с. 44]

Следует отметить, что ассортимент товаров делятся на промышленный и торговый ассортимент. К тому же, первый преобразуется во второй путем подсортировки. В повседневной жизни  мы чаще сталкиваемся с торговым ассортиментом. [4, с.53] Более широкая классификация ассортимента товаров выглядит следующим образом:


Схема 3

Приходя в магазин, супермаркет или в любую другую торговую сеть, на витрине мы может наблюдать множество аналогичных товаров, которые в совокупности представляют собой торговый ассортимент. [9, с.229]

Ассортимент также можно сортировать по следующим направлениям:

  • групповой ассортимент.

Данное понятие объединяет в себе объединение крупных совокупностей товаров, названных группой. Такая классификация имеет обобщенный характер. Например, предприятие производит одежду для детей и взрослых или сеть магазинов реализует продовольственные и непродовольственные товары.

  • видовой ассортимент.

Под значением видового ассортимента понимается классификация товаров, находящихся в определенной группе. К примеру, предприятие производит молочную продукцию следующих видов:  сырки, творог, кефир, биойогурт, молоко и сметана.

  • внутривидовой ассортимент.

Понятие внутривидового ассортимента определяет подразделение каждого участника в конкретной группе товаров. [2, с.115]

Признаками классификации ассортимента являются такие факторы, как местонахождение товаров в торговле либо промышленности, широта охвата товаров, а также степень удовлетворения потребностей и так далее.

Необходимо различать торговый ассортимент, ассортимент товаров и товарную номенклатуру. В широком смысле под номенклатурой понимается перечень терминов, названий или категорий, которые употребляются в какой-либо отрасли техники либо науки и прочее. [8, с.124]

Таким образом, реализация комплекса мероприятий, предполагающих процесс создания оптимального, желаемого ассортимента для предприятия в соответствии с поставленными целями, можно назвать формированием ассортимента.

1.2 Основные показатели, принципы ассортимента и факторы, которые на него влияют

Общие факторы не зависят от определённых условий деятельности фирмы. [7, с.155]

Схема 4

«Факторы, влияющие на ассортимент товаров» [9, с.232]

Основные показатели, с помощью которых можно охарактеризовать исследуемый ассортимент, а также применить в качестве действия как инструмент формирования ассортимента:

  • широта ассортимента. Данное понятие подразумевает под собой комплексность числа товарных блоков. [13] Например, средства транспортировки: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и т.д.;

глубиной ассортимента принято называть группировку множества подвидов определенной совокупности товаров в зависимости от существующего спроса. В качестве примера можно рассмотреть кроссовки как товар для разных потребителей: кроссовки для футболистов с шипами, кроссовки для бега, кроссовки для повседневной носки, кроссовки для плохих климатических условий с утепленной стелькой; [7, с.158]

  • под длиной или насыщенностью товарного ассортимента обычно понимают число товарных групп в совокупности;
  • полнота ассортимента. Идея данного параметра включает в себя материальное  присутствие определенного товара, относящегося к исследуемой торговой группе;
  • гармоничность ассортимента- степень непротиворечивости или схожести товаров в группах и группах между собой внутри ассортимента по показателю удовлетворенности существующего спроса;
  • устойчивость ассортимента непосредственно связана с предыдущим показателем - полнотой. Однако ее особенность заключается в непрерывном или бесперебойном наличии товара в выделенном сегменте. [3, с. 342]

При формировании ассортимента в розничной торговле необходимо учесть различные факторы: [15]

  • объём, структуру и содержание спроса целевых потребителей;
  • ассортиментный профиль магазина;
  • рентабельность предприятия и отдельных товарных групп;
  • материально-техническую базу предприятия, его обеспеченность складскими помещениями и оборудованием;
  • содержание и структуру товарного предложения у производителей и поставщиков;
  • содержание и структуру товарного предложения у основных конкурентов. [6, с. 73]

Схема 5

«Принципы формирования торгового ассортимента» [9,с. 47]

Схема 6

«Этапы формирования ассортимента» [11]

1.3 Ассортимент товара как инструмент товарной политики

Эффективность деятельности любого предприятия принято оценивать по  прибыли, которую организация получает в процессе реализации производимой продукции или предоставляемой услуги. [6, с. 75]

Прибыль  предприятия зависти от множества факторов, например:

  • характер предпочтений покупателей и уровень спроса на товар;
  • объем  продаж имеющегося ассортимента;
  • уровень конкуренции на рынке, напрямую зависит от спроса на рынке на данный товар или услугу. 

Для того, чтобы товар или услуга  были конкурентоспособными и имели спрос на рынке, необходимо осуществлять множество маркетинговых решений, в основе которых лежит товарная политика.

Товарная политика - это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением системы мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию характеристик товара, которые удовлетворяют ту или иную потребность и делают его постоянно ценным для потребителя.[2, с.97]

Существует две точки зрения для рассмотрения товарной политики:

  1. производственная (фокусирование на конкретном предмете торговли, определение сроков его производства);
  2. коммерческая (как продавать произведенный товар, чтобы наилучшим способом поддержать маркетинговую стратегию предприятия).

Следует отметить, что для получения более точной характеристики товарной политики необходимо исследовать и производственную, и коммерческую товарную политику. Рассмотрение только одного критерия не даст желаемых результатов.[11]

Разработка и эффективное проведение товарной политики должны основываться на хорошем знании рынков  и реальных возможностей предприятия (денежных, материальных ресурсов, производственных мощностей, технологического обеспечения). [11]

Таким образом, для эффективного проведения товарной политики необходимо комплексное решение поставленных задач. Более того, для обеспечения эффективной работы предприятия, его товарная политика должна включать в себя такие инструменты, как: сегментирование, позиционирование, формирование ассортимента и «товарного портфеля».

 Принимая решение о производстве, необходимо определить состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам, т.е. ее ассортимент. Существует множество формулировок данного определения, однако все они перекликаются между собой, имея одинаковый смысл. Ниже приведены некоторые из них.

Ассортимент товаров представляет собой группу товаров, скоординированных по данному  признаку или их совокупности.

Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом. [3, с 93]

Таким образом, можно сделать вывод, что ассортимент - это совокупность товаров, объединенных по какому-либо критерию.

Следует отметить, что ассортимент товаров делятся на промышленный и торговый ассортимент. К тому же, первый преобразуется во второй путем подсортировки.[14]

В повседневной жизни  мы чаще сталкиваемся с торговым ассортиментом. Приходя в магазин, супермаркет или в любую другую торговую сеть, на витрине мы может наблюдать множество аналогичных товаров, которые в совокупности представляют собой торговый ассортимент.