Файл: Формирование ассортимента товаров на примере торгового предприятия «Магнит».pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия
1.1 Сущность товарного ассортимента и его классификация
1.2 Основные показатели, принципы ассортимента и факторы, которые на него влияют
1.3 Ассортимент товара как инструмент товарной политики
2.2 Анализ формирования ассортимента товаров сети магазинов «Магнит»
Обобщая вышеприведенный материал, можно сделать вывод, что ассортимент предполагает группировку товаров, в то время как товарная номенклатура подразумевает перечисление всех существующих товаров и их подвидов.
Не менее важно разграничивать понятия укрупненного и развернутого ассортимента. С данной классификацией можно столкнуться редко, однако степень ее важности от этого нисколько не меняется. К числу укрупненного ассортимента принято относить деление товаров на категории, классификации широкого смысла. А в классификацию развернутого ассортимента обычно включают деление на мелкие, скрупулезные подвиды товаров. [6, с.78]
Еще на стадии возникновения предприятия формируется ассортимент и в процессе деятельности организации он подвергается изменениям ввиду различных причин. К числу самых распространенных можно отнести появления инновационных товаров у конкурентов и на основе собственных исследований и разработок, по причине выявления наличия убыточных товаров, ассортимента непостоянного или сезонного спроса, в соответствии с изменениями предпочтений потребителей под влиянием постоянно изменяющейся моды.[13]
Все имеющиеся в экономической литературе трактовки данного понятия схожи между собой, синонимично заменяя некоторые фразы из формулировки. Известно, что ассортимент не может лидировать по всем показателям одновременно. Даже если у торговой сети такие параметры, как ширина, глубина и длинна будут лидировать по сравнению с ассортиментом конкурента, то с полнотой и устойчивостью могут возникнуть проблемы.
В истории любой организации всегда найдутся случаи форс-мажоров, из-за которых товар отсутствовал на прилавке. К числу таких примеров можно отнести недобросовестного поставщика, нехватка материалов для производства товара по причине нерационального распределения ресурсов, неправильные условия хранения готовой продукции и многое другое. [12]
Таким образом, реализация комплекса мероприятий, предполагающих процесс создания оптимального, желаемого ассортимента для предприятия в соответствии с поставленными целями, можно назвать формированием ассортимента.
Глава 2. Анализ эффективности коммерческой деятельности при формировании ассортимента товаров в сети магазинов «Магнит»
2.1 Организационно-экономический характер и исследование маркетинговой деятельности торгового предприятия «Магнит»
В качестве объекта исследования в данной курсовой работе выбрана сеть магазинов «Магнит».
Данная компания быстро развивается. Всё это происходит благодаря профессионализму сотрудников, активной маркетинговой стратегии, а также расширению ассортимента, что постоянно увеличивает долю на российском рынке.
Особое внимание компания уделяет программам продвижения товара, используя все необходимые для этого инструменты, к которым относятся: наружная реклама, газеты, журналы, PR-мероприятия. В своей деятельности «Магнит» ориентируется на интересы своих потребителей, сотрудников компании, партнеров, и, конечно же, общества. [16]
В последние годы торговое предприятие «Магнит» достигла следующих результатов:
- Розничная сеть «Магнит» вошла в рейтинг «250 крупнейших мировых ритейлеров» международной консалтинговой компании Deloitte Global. Компания заняла самую высокую позицию среди российских сетей.
- «Магнит» занял 8 место рейтинга 100 самых дорогих публичных компаний России-2017 по результатам исследования агентства «РИА Рейтинг».
- «Магнит» расширил географию магазинов до 2500 населенных пунктов.
- «Магнит» попал в топ-100 самых крупных по выручке публичных российских компаний, подготовленный «РИА Рейтинг» по итогам 2016г. Компания расположилась на 8 месте с выручкой за 2016г. в 1 трлн рублей. Показатель вырос по сравнению с предыдущим годом на 13,1%.
- Розничная сеть «Магнит» вошла в рейтинг 100 инновационных компаний мира по версии журнала Forbes.
- «Магнит» открыл первый магазин, спроектированный в 3D-модели.
- Ритейлер «Магнит» вошел в ТОП-50 крупнейших налогоплательщиков России по версии РБК.
- «Магнит» попал в список крупнейших предприятий России. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) подготовило ежегодный топ-лист крупнейших организаций на основе финансово-экономических показателей. «Магнит» по итогам 2016 года стал первым среди ритейлеров и обошел X5 Retail Group.[16]
- Генеральный директор компании «Магнит» Сергей Галицкий стал единственным представителем розничной торговли в престижном рейтинге «Топ-1000 российских менеджеров». Также в списке лучших оказались сразу несколько представителей розничной сети «Магнит».
- «Магнит» стал самой крупной частной компанией в России среди ритейлеров. Журнал Forbes составил список компаний с наибольшей выручкой за 2016 год. Согласно данным международных стандартов финансовой отчетности «Магнит» получил 1 074 млрд рублей и занял второе место среди 200 крупнейших частных предприятий.
- Розничная сеть «Магнит» стала лидером по количеству штатных сотрудников. Журнал Forbes составил престижный рейтинг самых крупных компаний России. На протяжении трех лет «Магнит» занимает первую строчку в списке. Общий штат сотрудников составляет более 280 000 сотрудников.
- По результатам ежегодного исследования российского интернет-портала Superjob.ru розничная сеть «Магнит» в восьмой раз получила звание «Привлекательный работодатель».[16]
На сегодняшний день целью PR деятельности является установление двустороннего, взаимного общения, которое направлено на выявление общих представлений и общих интересов. В обязанности фирмы не входит поддержание отношений с прессой.
Если у общественности вызывает интерес деятельность ТС «Магнит», то в данном случае, поддержание отношений с прессой является необходимой частью успешной политики предприятия и выступает в роли составляющего элемента всего списка обязанностей организации.
СМИ будут постоянно размещать материал и сообщения о данной сети магазинов.
Возможность значительного снижения вероятности искажений, а также неточностей в сообщениях будет лишь тогда, когда также будет оказано содействие и самой прессе.
Кроме этого, эти отношения также используются и в целях рекламы. Основным средством общения ТС «Магнит», как и любой другой организации, со своими клиентами является печатное слово. В связи с этим "собственное лицо" в системе печатного слова играет роль одного из самых сильных средств маркетинговой коммуникации.
Их собственный стиль заключатся в особой эмблеме, в виде, а также типе шрифта, который был использован при написании названия данной организации, а также здесь имеют особое значение цвета данной эмблемы, так как их сочетание притягивает взоры прохожий.
Схема 7
«Одна из эмблем сети магазинов «Магнит»
Таким образом, эффективное управление ассортиментом товаров позволит сети магазинов «Магнит» повысить результативность деятельности и достигнуть всех намеченных стратегических целей.
2.2 Анализ формирования ассортимента товаров сети магазинов «Магнит»
В сфере закупок сеть магазинов «Магнит» осуществляет маркетинговые решения, предусматривающие ориентацию:
- на отечественных местных производителей;
- импортеров;
- товары с низкими ценами;
- закупку малых партий
- ассортиментную закупку
- закупку известных торговых марок
Основными принципами при формировании ассортиментных групп товаров в торговом предприятии «Магнит» являются:
- функциональный принцип;
- потребительский принцип;
- сбытовой;
- по ценовому принципу формируются дешевые, дорогие товары, товары по умеренным ценам и другие.
Широта ассортимента является количеством видов, разновидностей, а также наименований однородных и разнородных групп. [10, с.421]
Действительная широта является фактическим количеством видов, разновидностей, а также наименований товаров, которые имеются в наличии.
Базовая широта является широтой, которая принята за основу сравнения. [4, с.74]
Коэффициент широты является отношением действительного количества видов, разновидностей, а также наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. [9, c.46]
Ассортимент ТС «Магнит» в данной курсовой работе будет проанализирован согласно каталогу продукции, расположенном на официальном сайте организации: http://magnit.jeanzzz.ru на июнь 2018 года.
Таблица 1
«Широта ассортимента ТС «Магнит»
Наименование товаров |
Действительная широта, шт. |
Базовая широта всего на рынке, шт. |
Коэффициент широты, % |
Собственное производство |
9 |
15 |
- |
Продукты |
21 |
30 |
- |
Косметика/Бытовая химия |
9 |
14 |
- |
Итого: |
39 |
59 |
66, 1 |
С помощью широты ассортимента можно сделать вывод, что ассортимент ТС «Магнит» представлен выше 50% барьера по сравнению с конкурентами. Это даёт возможность успешной конкуренции на рынке. Но расширение ассортиментных позиций составляет 20 наименований.
Это даёт возможность торговой сети увеличивать возможное предложение.
Полнота ассортимента является способностью набора товаров однородной группы удовлетворить одинаковые потребности. [10, с.425]
Действительный показатель полноты можно охарактеризовать с помощью фактического количества видов, разновидностей, а также наименований товаров однородной группы. Базовый показатель полноты можно охарактеризовать с помощью регламентируемого или планируемого количества товаров однородной группы. [3, с 96]
Коэффициент полноты является отношением действительного показателя полноты к базовому. [5, с 167]
Таблица 2
«Полнота ассортимента ТС "Магнит"»
Наименование товаров |
Действительный показатель полноты |
Базовый показатель полноты |
Коэффициент полноты, % |
Собственное производство |
7 |
13 |
53, 8 |
Продукты |
19 |
28 |
67, 8 |
Косметика/Бытовая химия |
7 |
11 |
63, 6 |
Очень сложно установить возможность, что один сорт сможет заменить другой. [13]
Но показатель полноты ассортимента показывает, что практически 54% товара собственного производства удовлетворяет потребности в данном виде, на практически 68% удовлетворяют запросы продукты, и на почти 64% удовлетворяют запросы товары косметики и бытовой химии.
Ассортимент в этом случае является рациональным, потому что количество наименований продукции достаточно велико для того, чтобы удовлетворять любые потребности клиентов сверхбольшим количеством названий.
Устойчивость ассортимента является способностью набора продукции удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью такой продукции является наличие устойчивого спроса на них. [5, с 169]
Устойчивость ассортимента можно охарактеризовать с помощью коэффициента устойчивости. [10] Коэффициент устойчивости является отношением количества видов, разновидностей и наименований продукции, которая пользуется устойчивым спросом у клиентов к общему количеству видов, разновидностей и наименований продукции тех же однородных групп. [10]
Таблица 3
«Устойчивость ассортимента ТС «Магнит»
Наименование товаров |
Устойчивая |
Действительная |
Коэффициент устойчивости |
Собственное производство |
5 |
15 |
- |
Продукты |
10 |
20 |
- |
Косметика/Бытовая химия |
4 |
10 |
- |
Итого: |
19 |
45 |
42 |
Почти половина представленной продукции пользуется устойчивым спросом, несмотря на разность предпочтений клиентов. Товар обладает устойчивым спросом, в некотором роде не только из-за вкусовых качеств, а ещё и из-за «удобной» невысокой цены.
Новизна ассортимента является способностью набора продукции удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров. Новизна ассортимента может характеризоваться с помощью двух показателей. Это: действительное обновление и степень обновления. [10, с.427]
Коэффициент обновления или степень обновления является отношением количества новой продукции к общему количеству наименований товаров. [5, с.54]
Обновление не выступает в роли одного из основных направлений ассортиментной политики торговой сети. Как раз наоборот - ставка делается на постоянные предпочтения потребителей. Однако ТС «Магнит» старается вводить новые товары, что у них получается довольно успешно.