Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (Теоретико-методологические аспекты деятельности Федерального казначейства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Порядку, учет поступлений в российской валюте и их распределение между бюджетами осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства для учета доходов, распределяемых между бюджетами . Учет поступлений в иностранной валюте осуществляется на иных счетах, открытых Федеральному казначейству для учета средств федерального бюджета в иностранной валюте.

Указанный нормативно - правой акт устанавливает, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства на основании следующих документов: расчетных документов, а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке по счету банка; платежных поручений налоговых органов на возврат (возмещение) поступлений налогоплательщикам; заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), а также о зачете налогов, подлежащих возмещению (далее - заключение налогового органа о зачете); распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений с приложением платежных поручений; уведомлений о поступлениях в иностранной валюте; иных документов администраторов поступлений в бюджет, в том числе о поступлениях в бюджет, минуя счета органов Федерального казначейства и др. При этом, закрепляется, что органы Федерального казначейства осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации Российской Федерации. [28, стр. 56]

Названным Порядком установлено, что платежные поручения на перечисление поступлений в бюджеты представляются в банк не позднее следующего рабочего дня после получения из банка выписки из счета. Следует отметить, что данная норма указанного порядка соответствует нормам бюджетного законодательства.

Взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений де-факто осуществляется с учетом иерархичности организации структуры органов, администрирующих поступления. Соответствующие администраторы, имеют в своем подчинении территориальные органы, в их ведении находятся бюджетные учреждения. Реализация данного положения де-юро потребует внести изменения в БК РФ, в части описания полномочий главного (головного) администратора поступлений в бюджет, территориального органа главного администратора. [29, стр. 55]


2.2. Порядок осуществления расходов федерального бюджета органами Федерального казначейства

Бюджетное законодательство, в частности БК РФ в ст. 219, определяет основные этапы исполнения бюджетов по расходам, а также устанавливает, что бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. [19, стр. 67]

В свою очередь, ст. 254 БК РФ установила, что исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Лицевой счет распорядителя либо получателя средств федерального бюджета, в соответствии с той же статьей, открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. [15, стр. 17]

При этом, ст. 166.1 БК РФ (введена Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 182-ФЗ) закрепила за Федеральным казначейством в качестве бюджетного полномочия установление порядка открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Однако, в настоящее время продолжает действовать Инструкция о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденная приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н. (Далее - Инструкция о порядке открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета), что не соответствует современным нормам БК РФ.

Следует отметить также, что БК РФ практически не определяет правовой режим лицевых счетов, открываемых в органах Федерального казначейства. Это частично сделано в Инструкции о порядке открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета. Согласно данному документу лицевой счет «клиента» Федерального казначейства - регистр аналитического учета органа федерального казначейства, предназначенный для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых по поручению клиента органами федерального казначейства в процессе исполнения расходов федерального бюджета.


При этом для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в органах федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

-лицевой счет, предназначенный для учета доведенных главному распорядителю (распорядителю) средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и распределению их по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении (далее - лицевой счет распорядителя средств);

-лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, принятых денежных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета (далее - лицевой счет получателя средств);

- лицевой счет, предназначенный для учета доведенных иному получателю средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, а также кассовых расходов, произведенных иным получателем средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета (далее - лицевой счет иного получателя средств ).

Расходы федерального бюджета осуществляются (в соответствии со ст. 215 БК РФ) от имени и поручению бюджетных учреждений. Указанным учреждениям открывается лицевой счет получателя бюджетных средств.

На лицевом счете получателя средств в соответствии с Инструкцией в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации отражаются:

лимиты бюджетных обязательств текущего года;

поставленные на учет денежные обязательства, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в текущем году;

счета иных получателей средств данные показатели не отражаются;

остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств на отчетную дату;

кассовые расходы;

восстановление кассовых расходов;

объемы финансирования текущего года;

остаток неиспользованных объемов финансирования на отчетную дату.

Данный формат лицевого счета обусловлен необходимостью реализации требований бюджетного законодательства по санкционированию расходов федерального бюджета. Согласно ст. 247 БК РФ процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета. При этом, санкционирование расходов федерального бюджета включает: утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств; принятие бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета; подтверждение денежных обязательств федерального бюджета. Названная статья также устанавливает, что порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с БК РФ.


В отношении использования в бюджетном процессе лимитов бюджетных обязательств следует отметить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 223 БК РФ лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Поскольку согласно БК РФ принятие денежных обязательств должно осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств, то заключение получателями бюджетных средств договоров на период более трех месяцев следовало бы признать заключенными в нарушение норм БК РФ.

2.3 Реализация органами Федерального казначейства финансового контроля

Федеральное казначейство является согласно бюджетному законодательству органом финансового контроля. Ст. 266 БК РФ установлено, что финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

В соответствии со ст. 267 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль:

за не превышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

за не превышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

за наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Реализация контроля за перечисленными в указанной статье объектами контроля осуществляется Федеральным казначейством на этапе санкционирования расходов бюджета в процессе ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.


Контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств осуществляется Федеральным казначейством в процессе доведения через свои территориальные органы лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета главным распорядителям средств лицевые счета распорядителей средств открываются на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета на соответствующий финансовый год в Федеральном казначействе или в территориальном органе Федерального казначейства по месту нахождения главного распорядителя средств в соответствии с разрешительной надписью начальника и главного бухгалтера Федерального казначейства на заявлении на открытие лицевого счета.

Основанием для открытия распорядителю средств лицевого счета распорядителя средств является представленный им в орган федерального казначейства правоустанавливающий учредительный документ или письменное разрешение вышестоящего распорядителя средств, в соответствии с которыми данному распорядителю средств предоставлены полномочия по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении.

В целях осуществления вышеозначенного контроля формат лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств включает достаточно большое количество учетных объектов.

Так, на лицевом счете распорядителя средств, открытом главному распорядителю средств, в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации отражаются:

лимиты бюджетных обязательств текущего года; распределенные лимиты бюджетных обязательств; нераспределенный остаток лимитов бюджетных обязательств на отчетную дату;

объем финансирования текущего года в валюте Российской Федерации; объем финансирования текущего года в иностранной валюте; распределенные объемы финансирования в валюте Российской Федерации;

распределенные объемы финансирования в иностранной валюте; нераспределенный остаток финансирования на отчетную дату в валюте Российской Федерации;

остаток нераспределенного объема финансирования на отчетную дату в иностранной валюте;