Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (Теоретико-методологические аспекты деятельности Федерального казначейства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На лицевом счете распорядителя средств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации отражаются: лимиты бюджетных обязательств текущего года;

распределенные лимиты бюджетных обязательств; нераспределенный остаток лимитов бюджетных обязательств на отчетную дату;

объем финансирования текущего года; распределенные объемы финансирования;

остаток нераспределенного объема финансирования на отчетную дату. В соответствии со ст. 248 БК РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства. В соответствии со ст. 249 утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через Федеральное казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств должны быть доведены до получателей средств федерального бюджета не позднее, чем за 5 дней до начала срока действия указанных лимитов.

Согласно ст. 247 БК РФ утверждение и доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета является санкционированием расходов федерального бюджета. Учитывая, что согласно той же статье порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации, последним разработан Порядок организации работы по доведению через органы федерального казначейства Минфина России объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета.

Согласно Порядку Федеральное казначейство на основе утвержденных в установленном порядке и переданных в Федеральное казначейство Министерством финансов Российской Федерации сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета направляет главным распорядителям средств федерального бюджета уведомления (казначейские уведомления) об объемах бюджетных ассигнований, лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования расходов.


Главный распорядитель, в свою очередь, оформляет расходные расписания (расходные расписания о распределении главным распорядителем лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов) для каждого из находящихся в его ведении распорядителя и получателя бюджетных средств. Лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, распределенные главным распорядителем, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, доведенные казначейскими уведомлениями, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Орган Федерального казначейства учитывает лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, указанные в поступившем от главного распорядителя расходном расписании, на соответствующем лицевом счете распорядителя или получателя.

Не прошедшие контроль Федерального казначейства расходные расписания главного распорядителя не подлежат учету на его лицевом счете распорядителя средств и с соответствующими пояснениями возвращаются главному распорядителю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в ФК данных расходных расписаний

На основании поступившего расходного расписания распорядитель бюджетных средств осуществляет распределение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов и оформляет расходное расписание по каждому находящемуся в его ведении получателю бюджетных средств.

Лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, отраженные распорядителем в расходных расписаниях по находящимся в его ведении получателям, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, доведенные ему расходным расписанием главного распорядителя (вышестоящего распорядителя). Кроме того, лимиты бюджетных обязательств на финансовый год не должны быть меньше кассовых расходов получателя бюджетных средств с учетом принятых органами Федерального казначейства на учет его бюджетных обязательств, а объемы финансирования расходов с начала финансового года - меньше соответственно объемов финансирования расходов, распределенных распорядителем, или произведенных получателем кассовых расходов с начала финансового года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ деятельности Федерального казначейства позволяет сделать ряд выводов. Сама деятельность Федерального казначейства представляет собой интегральное явление, которое, как разновидность бюджетной деятельности государства, для целей правового регулирования включает в себя как непосредственно финансовые правоотношения, так и группы отношений гражданско-правового и административно-правового характера. По содержанию указанная деятельность связана преимущественно с реализацией бюджетного процесса на этапе исполнения федерального бюджета, а также бюджетов других уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство как орган исполнительной власти имеет статус федеральной службы, подведомственный Министерству финансов РФ. Факт его организационного обособления от Министерства финансов РФ следует оценить как позитивное явление, поскольку самостоятельность казначейства позволило усилить свой потенциал в механизме контроля за правомерностью и целесообразностью использования бюджетных средств. В целом выделение Федерального казначейства в федеральную службу является признанием важности этого органа и выполняемых им функций, которые имеют ничуть не меньшее значение, чем функции, выполняемые Федеральной налоговой службой или Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Функции Федерального казначейства обусловлены свойств бюджета - быть моделью государственного управления, обеспечивать задачи распределения бюджетных средств и контроля за их использованием. С учетом того, что бюджет является атрибутом современного государства, можно предположить, что деятельность Федерального казначейства, как органа реализующего бюджетный план, обусловлена свойствами бюджета, с одной стороны, и свойствами государства, с другой стороны. По сути, Федеральное казначейство выступает непосредственным проводником и исполнителем реализации государственных интересов в бюджетной сфере.

Главным в деятельности федеральной службы является осуществление функций по контролю и надзору в определенной сфере деятельности. Однако правовой механизм взаимодействия между министерством и федеральными службами, находящимися в его ведении, необходимо и дальше совершенствовать. Необходимо четко определить, что означает термин «находятся в ведении», по каким параметрам, критериям это определять - по организационным, функциональным, финансовым? На сегодняшний день эти вопросы не имеют четкого нормативного закрепления и регулирования, что является существенным недостатком действующих нормативных правовых актов в данной сфере


Отмечается факт пересечения функций основных и неосновных- специфических, так как одна и та же неосновная-специфическая функция осуществляется Федеральным казначейством при выполнения одновременно двух основных функций.

Контрольные функции Федерального казначейства распространяются не только на федеральный бюджет, но и на другие бюджеты, несмотря на то, что в определении Федерального казначейства (п.1 Положения о Федеральном казначействе) говорится только о предварительном и текущем контроле за ведением операций со средствами именно федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

В настоящее время подлежит дальнейшему совершенствованию механизм взаимодействия между министерством и федеральными службами, находящимися в его ведении. Необходимо четко определить, что означает термин «находятся в ведении», по каким параметрам, критериям это определять - по организационным, функциональным, финансовым? На сегодняшний день эти вопросы не имеют четкого нормативного закрепления и регулирования, что является существенным недостатком действующих нормативных правовых актов в данной сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31.07.98 г. N 146-ФЗ. // СЗ РФ - 03.08.98 г. - N 31; Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ. // СЗ РФ - 7 августа 2000. - N 32.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.94 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ - 5.12.94 г. - N 32; Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.96 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ - 29.0196. - N 5; Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.11.01 г. N 146-ФЗ.// Российская газета. 2001. ноябрь. 28. N 233.
  5. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195- ФЗ. // "СЗ РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  6. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. март. 12. N 11. ст. 527.
  7. Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"// СЗ РФ-25.11.96.-N48.
  8. Федеральный закон от 17.06.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" // СЗ РФ - 19.06.99. - N 29.
  9. Федеральный закон от 08.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"// СЗ РФ - 13.0801. - N 33.
  10. Абашеев А.О. Казначейская деятельность в РФ: учебное пособие. Хабаровск: Издательство Хабаровского гос. техн. Ун-та, 2004.
  11. Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2015.
  12. Бабелюк Е.Г. Реформа государственной службы в РФ: новый этап/ Российский юридический журнал. 2015. N 3. С. 35 - 40.
  13. Бахрах Д.Н., Кулешов И.В. Государственная военная и правоохранительная службы РФ/ Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014. С. 75 - 90.
  14. Блех И. Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии. СПб., 2015. С. 3.
  15. Бушмин Е.В. Состояние и перспективы финансового, методического и информационного обеспечения финансовых органов. // Финансы. 2013. №6. С. 3-6.
  16. Горегляд В.П. Перспективы и тенденции развития бюджетной системы Российской Федерации. Издательство РАГС. 2014.
  17. Государственные финансы России : XIX - первая четверть XX века: Учебное пособие для вузов/ Под ред. И.В. Караваевой. М.: Юнити-Дана, 2015.
  18. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России)/ Государство и право. 2014. N 1. С. 24 - 3 6.
  19. Гуральников С.Б. Федеральное казначейство: становление, функционирование и совершенствование контроля исполнения бюджета в регионе. Автореферат...к. экон. н. М., 2014.
  20. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М.: Дело, 2004. С. 362.
  21. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. СПб: Питер, 2014.
  22. История финансового законодательства России: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Дону: Издательский центр «МарТ», 2013.
  23. Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание. М.: ИПКгосслужбы, 2013.
  24. Комягин Д.Л. Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса в Российской Федерации. Диссертация...к.юрид. н. М., 2013.
  25. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 18. Философский словарь. М., 2015. С. 504.
  26. Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство: пять лет работы // Финансы. 2013, №3. С.З.-8.
  27. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года // Финансы, 2016. №5. С.З.-7.
  28. Петров В.А. Основы бюджетного кодекса Российской Федерации // Финансы, 2016. №10. С.З.-8.
  29. Прокофьев С.Е. Федеральное казначейство России на рубеже веков: региональный аспект (на примере Саратовской области). Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 2015.
  30. Синицин Н.А. Бюджетное право дореволюционной России. М.: Финансовая академия, 2012.
  31. Сперанский М.М. План финансов/ У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»), 2012. Том 1.
  32. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы?/ Журнал российского права, 2014, № 9.
  33. Теребиленко Б.Н. Федеральное казначейство и его роль в улучшении исполнения бюджета // Финансы в системе факторов экономического роста / Под. ред. А.В. Бачурина, А.Т. Спицына. М: Издательство РАГС, 2013. С. 132-138.
  34. Фисенко А.И. Казначейство в России. Исторические и финансово- экономические аспекты развития организации и управления (17- начало 21 века). Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2015.
  35. Щекин Д.М. О балансе публичного, квазипубличного и частного интересов в практике Конституционного Суда Российской Федерации/ Налоговед, 2015, № 7.