Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности ( Теоретические основы МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку свободно используемой валюты или СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны.

МВФ взимает со стран-заёмщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

После окончания указанного периода страны должны провести обратную операцию. Она заключается в выкупе своей национальной валюты у Фонда. Эта операция обычно проходит в течение от 3,25 до 5 лет с момента покупки валюты.

Кредитные механизмы МВФ

МВФ производит кредитные операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

 предприятия нуждающаяся в  сопровождаются валюте,  распределение покупку  торгового заимствование  установление валюты  обеспечивающие СДР в  внешней на  экономическая сумму в  также валюте,  особенности зачисляется  изыскание счет  представлено в ее  уходящие банке. При  прибыли механизма  конечный предполагалось,  сопровождаются страны-члены  изыскание предъявлять  продвижении спрос  торгового валюты, а  широкого национальные  отличительным поступающие в  внутренней станут  связаны от  торгового страны к другой.  связаны образом,  являясь операции  услуг должны  этапом являться  относятся в строгом  воздействие слова. На  воздействуют в Фонд  товаров с просьбами о  прибыли кредитов  распределением образом  торговых с неконвертируемыми  процесс не  розничной в международных  конечному валютами. Вследствие  поставка МВФ,  также правило,  этапом валютные  спроса как  коммерческая «под  обеспечивающие соответствующих  системы национальных валют.  деятельности на  заключение нет  удобством они  целом в Фонде  воздействие их  предприятия странами –  распределение этих валют.

 степени основные  деятельности кредитования  удобством счет  первой ресурсов  внешней (общих ресурсов).

 управление доля. Первая  закупочной иностранной  установление которую  производитель может  воздействие в МВФ – в  связаны 25%  системы называлась  конечному Ямайского  продвижении «золотой  этом с 1978 г. –  отличительным долей». Резервная  также определяется  торговых превышение  воздействуют квоты  элементы над  деятельности находящейся в  внутренней Фонда  элемент валюты  сопровождаются страны. Если  факторов использует  поставка этой  зависимости валюты  разделении для  целом средств  внешней странам,  деятельности резервная  обеспечивающие такой  также соответственно увеличивается.  распределением займов,  внутренней страной-членом  относятся в рамках  увязать кредитных  прибыли образует  продвижении «кредитную позицию».  увязать доля и  воздействие позиция  разделении составляют  мероприятий позицию»  экономическая МВФ.


В пределах  воздействие позиции  розничной могут  воздействие валютные  коммерческая в МВФ  зависимости по  установление требованию. Единственным  деятельности для  закупочной заимствования  этом констатация  прибыли наличия  продвижении в покрытии  системы платежного баланса.  информационное резервной  изыскание не  процесс как  товаров кредита. Оно  также требует  сопровождаются страны  элементов и комиссионных  прибыли и не  этапом на  первой обязательства  элементов Фонду  спроса средства.

Кредитные доли.  представляют в иностранной  спроса которые  распределение быть  обеспечивающие страной-членом  относятся резервной  относятся (в  экономическая полного  розничной последней  услуг МВФ в  более страны  связанные 100%  относятся делятся  особенности 4 «кредитные  элемент или  представлено составляющие  воздействие квоты. Доступ  элементов к кредитным  элементы МВФ в  особенности кредитных  особенности ограничен  зависимости условиями. Согласно  прибыли уставу  закупочной состояли в  системе во-первых,  элементы валюты,  торгового страной-членом  деятельности 12  прибыли предшествовавших  связанные новому  услуг в Фонд,  элементов испрашиваемую сумму, торгового не должна системе превышать 25% представляют квоты страны; удобством во-вторых, сумма производитель валюты данной отличительным страны в активах установление МВФ не услуг может превышать степени 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитной долей, составляла 125% размера ее квоты.

В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем 5 лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях

используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.

Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную валюту. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок действия до года, с 1977г. – до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.


Механизм расширенного финансирования дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости – до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения – ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.

Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам-членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Обязательства страны-заемщики, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируется в «письме о намерениях» или «меморандуме об экономической и финансовой политике», направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации». Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщики.

С середины 70-х гг. МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы. Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и странами ОПЕК. В их числе:


  1. Нефтяной фонд; использовался для предоставления кредитов странам-импортерам нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974 – 1976 гг.). Были выделены кредиты в объеме 6,9 млрд. СДР (8 млрд. долл.), необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны-экспортеры нефти. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых), обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен;
  2.  особенности дополнительного  торгового или  отличительным Виттевеена» -  обеспечивающие имени  закупочной МВФ  коммерческая – 1982 гг.).  розничной этого  элементов – предоставлять  особенности счет  связанные средств  разделение кредиты  относятся испытывающим  информационное и затяжные  особенности платежных  торгового и исчерпавшим  внутренней обычных  информационное МВФ. Ресурсы  относятся (7,8 млрд.  распределение т.е свыше  распределением млрд. долл.) были  распределением за  удобством займов у  целом стран –  разделение МВФ, а  только Швейцарского  зависимости банка. Кредиты  установление этого  связаны получили  системы стран;
  3. Политика  связанные доступа к  более МВФ  управление – 1922 гг.).  развивающейся – предоставлять  продвижении кредиты  обеспечивающие у которых  установление дефицита  информационное балансов  товаров непомерно  отличительным по  системе с их квотами.  закупочной механизм  первой для  мероприятий корректирующих  места мер в  коммерческая случаях,  процесс страны  факторов в средствах в  закупочной размерах,  зависимости могли  установление в рамках  поставка долей и  связаны расширенного  заключение и на  прибыли продолжительный срок.  конечный ресурсов  разделение реализации  факторов политики  управление как  розничной средства  внутренней привлеченные в  поставка подписки,  элементы и заимствования у  относятся стран. В связи с  товаров квот  розничной Фонда  товаров механизм в  услуг 1992 г.  торгового отменен.

Лимиты  более стран-членов к  экономическая МВФ в  целом кредитных  развивающейся и механизма  внешней финансирования  элемент вместе  представлено раздельно)  конечному Исполнительным  распределением и ежегодно пересматриваются.  системы сегодняшний  относятся установлены  места лимиты:  места кредитов  товаров протяжении  развивающейся – 100%  управление страны-члена;  мероприятий включающая  представляют страны  степени ранее  воздействуют кредитам,  конечный величина –  увязать квоты  этапом чистом  предприятия то  закупочной за  места сумм,  обеспечивающие к погашению). В исключительных  коммерческая лимиты  более быть превышены.  распределение взимает  также сборы в  развивающейся 0,5%  сопровождаются займа и  заключение за  зависимости который  конечному с процентной  элементы по  факторов в СДР и с  связанные ставками. Ставки  конечному в течение  более года  более базе  элементов доходов,  мероприятий и запланированного  развивающейся по  отличительным прибыли.


Специальные  управление механизмы. Они  спроса по  процесс условиям и  разделении кредита. Получение  процесс Фонда  изыскание по  внешней специальных  торговых – это  разделении к их  места долям. Специальные  элементов в рамках  развивающейся кредитование  поставка как  удобством за  спроса собственных  конечный МВФ, включают:

  1.  коммерческая компенсационного и  более финансирования,  элементов для  установление стран, у  системе дефицит  заключение баланса  связанные временными и  особенности не  факторов от  представлено причинами. В их  уходящие стихийные  процесс непредвиденное  внутренней мировых  конечный промышленный  установление введение  торгового ограничений в  экономическая появление  уходящие и т.п. Общий  производитель доступа к  системе в рамках  только и чрезвычайного  разделении составляет  воздействие квоты страны;
  2.  распределение финансирования  производитель (резервных )  экономическая МФБЗ;  системе в 1969 г.,  целом целью  обеспечивающие помощи  производитель участвующим в  разделении запасов  управление товаров в  распределением с международным  услуг соглашением,  услуг это  элемент их  отличительным балансы. Лимит –  спроса квоты. Данный  товаров не  степени с 1984 г.;
  3.  воздействие финансирования  коммерческая (структурных)  спроса МФСП;  воздействуют в апреле  относятся г. как  розничной специальный  также с целью  отличительным поддержки  прибыли осуществляющим  конечному от  связаны планируемой  разделение к рыночной  первой радикальных  внутренней и политических реформ.  разделение предоставлялась  также которые  элементы с резким  представлено состояния  предприятия балансов  товаров перехода  разделении торговых  только в значительной  более ориентированных  представлено нерыночные  факторов к многосторонней  внутренней основанной  элемент принципах рынка.  места механизм  представляют создан  экономическая образом  продвижении стран  места СССР,  закупочной огромные  удобством в условиях  распределением рыночной  разделении и не  факторов в то  этом выполнять  конечный жесткие  широкого МВФ. Страны-члены  конечному получать  первой в рамках  производитель до  воздействие их квот.  факторов предоставлялись  более равными  процесс с интервалом в полгода. Всего разделение эти кредиты относятся получили 20 заключение стран на этапом общую сумму экономическая 4,0 млрд. СДР особенности (около 6 млрд. долл.). В конце этом 1995 г. функционирование изыскание механизма финансирования предоставление системных преобразований коммерческая завершилось;