Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности ( Теоретические основы МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Международный Валютный Фонд представляет собой межправительственную организацию, которая нужна для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами, состоящими в нем, и оказания им финансовой помощи в случае валютных затруднений, которые могут быть вызваны дефицитом платежного баланса. В таком случае предоставляются краткосрочные или среднесрочные кредиты в иностранной валюте.

Роль МВФ велика как в развитии мировой экономики, так и в экономике отдельный стран. Поэтому данная работа актуальна. Нам необходимо изучить цели, функции и особенности МВФ.

Целью курсовой работы является изучение МВФ, его деятельности и структуры.

Определим задачи курсовой работы:

  1. Изучить цели, задачи, функции МВФ;
  2. Проанализировать деятельность МВФ;
  3. Установить значение МВФ в развитии экономики России.

Степень изученности данной темы довольно высока. Деятельность МВФ рассматривается такими авторами, как: Страгис Ю.П., Шевчук Д.А., Герчиков И.Н., Цыганков Т.М., Козак Г.О. и Ковалевский В.В.

Предмет работы – цели, функции и задачи МВФ.

Объект исследования – МВФ.

Глава 1. Теоретические основы МВФ

1.1 Понятие МВФ, основные цели и функции

Рассмотрим понятие международного Валютного Фонда.

Международный Валютный Фонд представляет собой межправительственную организацию, которая нужна для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами, состоящими в нем, и оказания им финансовой помощи в случае валютных затруднений, которые могут быть вызваны дефицитом платежного баланса.

Учреждение МВФ было проведено на международной валютно-финансовой конференции ООН, которая проходила в 1944 году в июле в Бреттон-Вудсе. Были приняты Статьи Соглашения о МВФ. Оно стало Уставом, вступив в силу 27 декабря 1945 года. Фактическая работа МВФ началась 1 марта 1947 года.

Эволюция мировой валютной системы стала причиной пересмотре Устава. Его пересматривали трижды:

  1. В 1969 году причиной стало введение системы СДР;
  2. В 1976 году в связи с созданием Ямайской валютной системы;
  3. В 1992 году из-за санкций по отношению стран, не погасившим долги Фонду.

Главными целями создания МВФ были:

  1. Помощь увеличению объемов международной торговли;
  2. Поддержание устойчивости валютных курсов;
  3. Способствование созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда;
  4. Предоставление членам Фонда кредитных ресурсов для регулирования баланса внешних платежей без ограничительных мер;
  5. Выступать в качестве форума для консультации поо международным валютным вопросам.

На Бреттон-Вудской конференции Фонду были поручены следующие функции:

  1. Надзор за исполнением «кодекса поведения»;
  2. Предоставление членам Фонда финансовых ресурсов, чтобы они соблюдали «кодекс поведения»;
  3. Организация форумов для проведения консультаций по международным валютным вопросам.

Так как деятельность МВФ базируется на монетарном подходе, то соответственно функции и Фонда следующие.

Табл.1. Функции МВФ

Функция

Сущность функции

Надзор

Заключается в том, что Фонд наблюдает за политической жизнью стран-членов в вопросах установления валютных курсов. Все участники обязаны предоставлять всю необходимую информацию МВФ по запросу. Она состоит из детализации состояния денежного, бюджетного и внешнего сектора.

Надзор необходим для своевременного выявления опасных макроэкономических дисбалансов.

Финансовая помощь

Исходя из названия, можно понять, что данная функция заключается в финансировании стран, имеющих трудности с платежным балансом. Однако для получения средств необходимо предоставить в Фонд программу реформ, демонстрирующую действия правительства по преодолению трудностей. Кредиты выдаются траншами, что позволяет контролировать экономическое состояние страны по мере поступления средств. Транши могут быть получены только в случае выполнения критериев, указанных в программе.

Техническая помощь

Такая помощь заключается в том, что страны-участники могут получить экспертов на 2-3 года, которые проведут экспертизу готовящихся законодательных документов в области денежной, валютной, бюджетной, налоговой политиках.

Выпуск специальных прав заимствования

Были выпущены в 1969 году и периодически распределяются между членами фонда пропорционально их квотам.

В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции:


  1. Международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой;
  2. расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями;
  3. валюты фиксации валютного курса в некоторых странах;
  4. деноминатора ряда частных финансовых инструментов.

Основная деятельность и задачи МВФ

МВФ состоит из 188 стран, для которых важно членство в данной фонде по причине беспрепятственного проведения платежей в иностранной валюте, а также для возможности консультации с другими странами.

Страны-члены МВФ полагают, что информирование других стран о предполагаемых мерах политики, влияющих на расчеты между правительствами и физическими лицами - резидентами разных стран, несет большие преимущества, чем сохранение такой политики в тайне. Считается, что периодическая корректировка такой политики (например, в форме девальвации валюты) при согласии членов фонда отвечает общим интересам; способствует росту международной торговли и созданию большего числа высокооплачиваемых рабочих мест в условиях общего развития мировой экономики. МВФ кредитует государства-члены, испытывающие трудности в выполнении финансовых обязательств перед другими членами, но только при условии проведения экономических реформ с целью устранения таких трудностей, что отвечает интересам как самих стран, так и всего сообщества. МВФ не имеет реальных полномочий управлять внутренней экономической политикой своих государств-членов. Например, он не может заставить страну тратить больше средств на школы и больницы и меньше на покупку военных самолетов. МВФ может и часто пытается призывать своих членов рационально использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, отказаться от бессмысленных военных расходов или направить больше средств на охрану окружающей среды. К сожалению, государства-члены могут игнорировать и часто оставляют без внимания такие советы. При этом МВФ может только пытаться убедить страну, используя разумные доводы, что принятие политики, одобренной всем сообществом, несет преимущества как для самой страны, так и для международных отношений. Но о принуждении государства-члена к принятию какой-либо политики и речи быть не может. Единственные полномочия, которыми обладает МВФ, заключаются в требовании к странам-членам предоставлять информацию о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике и, по возможности, воздерживаться от ограничений на обмен национальной валюты, а также на платежи другим странам-членам. Государства-члены наделили МВФ определенными полномочиями в политике платежей, поскольку данная политика оказывает наибольшее влияние на денежные потоки между странами и поскольку, как показывает опыт, современная система расчетов в иностранной валюте просто не может работать без учреждения, которое осуществляло бы общий контроль за нею. Денежный обмен является краеугольным камнем финансовых отношений между странами и незаменимым инструментом мировой торговли, так как любая валюта имеет определенную стоимость в другой валюте.


Мир понял необходимость МВФ после Великой депрессии. Она затронула все сферы хозяйственной жизни. Было разорено огромное количество банков, цены на сельскохозяйственную продукцию резко упали ниже себестоимости, сильно снизилась стоимость земли, заводы перестали работать. Не только видимая часть экономики была разрушена. Был также затронут сектор международных финансовых и денежно-кредитных рынков. Повысился спрос на золото в связи с недоверием к купюрам. Запас золота был намного меньше, чем спрос на него. Многие страны были вынуждены отказаться от золотого стандарта. Отсутствие уверенности в стоимости денег привело к затруднению обмена валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться.

Конференции, созванные для рассмотрения валютных проблем не достигли успеха. Временные решения не оказали нужной поддержки экономики. Необходимо было сплочение всех стран для создания валютной системы и органа, контролирующего ее. К счастью, нашлись два человека, которые практически одновременно предложили создать систему, которая бы контролировать одной постоянно действующей организацией. Ими были Гарри Декстер Уайт и Джон Мэйнард Кейнс. Предложенная система должна была помочь обмену валют, устранению ограничений в их движении.

Многочисленные переговоры привели к созданию организации. Из предыдущего параграфа нам известно, что МВФ был создан в июле 1944 года.

В настоящее время членами МВФ являются 179 стран. Участником организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая признать права и обязанности, предусмотренные уставом МВФ. Все крупные страны являются членами МВФ. Страны Восточной Европы, ранее имевшие централизованно планируемую экономику, и страны бывшего Советского Союза вступили в организацию и осуществляют переход к рыночной экономике. Страны- члены могут в любое время выйти из МВФ.

Важнейшей задачей МВФ является осуществление контроля за экономической политикой его членов. Это значит, что каждый член обязан участвовать в обеспечении стабильности системы валютных курсов и гарантировать выполнение соглашений.

Структура управления МВФ

Рассмотрим структуру управления МВФ, которая представлена на рисунке 1.

Структура управления МВФ

Совет управляющих

Исполнительный совет

Директор-распорядитель

Комитет МВФ по статистике платежных балансов


Рис.1.Структура управления МВФ

Высшим органом МВФ является Совет управляющих. Здесь каждая страна имеет управляющего и его заместителя. Обычно управляющие Фонда – это министры финансов, либо руководители центральных банков. Совет обязан решать такие вопросы, как:

1. Прием или исключение членов МВФ;

2. Определение размера квот;

3. Распределение чистого дохода;

4. Выбор исполнительных директоров.

МВФ устроен как акционерное общество. Это позволяет каждому участнику влиять на деятельность пропорционально его доли в капитале.

Следующим по значению идет Исполнительный совет. Он назначает директора-распорядителя. Он стоит во главе административного аппарата Фонда.

Комитет МВФ по статистике платежных балансов, в состав которого входят представители промышленно развитых и развивающихся стран. Он разрабатывает рекомендации о более широком применении статистических данных при составлении платежных балансов, координирует проведение базового статистического обследования портфельных инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационного характера.

Капитал МВФ состоит из вносов стран-членов. У каждой страны есть квота, выраженная в СДР. Квота – это важный элемент финансовых отношений с Фондом. Она определяет количество голосов в Фонде. Квоты определяют масштабы доступа члена МВФ.

Согласно Уставу, помимо собственного капитала Фонд имеет может использовать заемные в любой валюте из любого источника. К настоящему моменту МВФ получал займы у казначейств и центральных банков стран-членов, а также Швейцарии, не являвшейся до мая 1992 г. его членом, и у Банка международных расчетов (БМР). Что касается частного денежного рынка, то к его услугам он пока еще не прибегал.

Кредитная деятельность МВФ. Финансовые операции МВФ осуществляются только с официальными органами стран-членов — казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Средства Фонда могут поступать в распоряжение его членов в рамках целого ряда подходов и механизмов, различающихся главным образом по видам проблем финансирования дефицита платежного баланса, а также уровнем выдвигаемых МВФ условий. Причем эти условия являются составным критерием, включающим три раздельных элемента: состояние платежного баланса, сальдо международных резервов и динамику резервной позиции стран. Эти три элемента, определяющие потребность в финансировании платежного баланса, считаются самостоятельными и каждое из них может служить основой для подачи Фонду запроса о финансировании.