Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности ( Теоретические основы МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительный резервный места механизм, ДРМ; конечный введен в декабре 1997г. для предоставления средств странам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золото-валютных резервов страны. Предполагается, что ДРМ должен применяться в тех случаях, когда «бегство» капитала из страны может создать потенциальную угрозу для мировой валютной системы. Кредитование в рамках данного механизма в отличие от других кредитов не ограничено лимитами и может производиться в любых размерах. Однако получение этих средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки (от 300 до 500 базисных пунктов по мере увеличения срока кредита) к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того,

  1. погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем в других случаях, срока – от года до полутора лет;
  2. Чрезвычайные кредитные линии, ЧКЛ. По предложению президента США Б. Клинтона, с которым он выступил на сессии Советов управляющих МВФ и ВБ 6 октября 1998 г., «семерка» официально предложила Фонду ввести еще один широкомасштабный кредитный механизм он был учрежден в апреле 1999 г. первоначально на 2 года. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках капитала, то есть факторов, находящихся вне сферы их контроля. Спецификой нового кредита является его предупредительный характер: валютные средства страна может получить не после, а до наступления кризиса – при первых его признаках. Условие получения кредита – проведение страной-заемщиком эффективной антикризисной экономической политики и соблюдение «международно признанных стандартов». Механизм ЧКЛ образован как продолжение созданного ранее дополнительного резервного механизма, с которым он имеет одинаковые финансовые характеристики: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300 до 500 % квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение 1 – 1,5 года.

Осветив основные виды кредитных механизмов, применяемых МВФ для предоставления финансовых средств странам, входящим в его состав, было бы логичным проследить то, какие из этих механизмов применялись для кредитования России. Поэтому далее непосредственно перейду к рассмотрению кредитных отношений МВФ и России.


Глава 2. Анализ деятельности МВФ

Механизм финансирования со стороны МВФ

  1. Договоренность о кредите «стэнд-бай» (введена в 1952 году)

Такая договоренность нужна для регулирования платежного баланса. Носит кратковременный характер. Срок договоренности составляет от 12 до 18 месяцев. Юридически установлен срок в три года.

Установлены следующие лимиты доступа:

  1. 100% для годового;
  2. 300% для кумулятивного.

Лимиты установлены при любом использовании ресурсов Фонда на Счете общих ресурсов.

Сроки погашения равны (ожидаемое погашение)/(обязательное погашение). 2¼ –4 года/3¼–5 лет.

Сборы. Базовая ставка сборов + дополнительные сборы в зависимости от уровня доступа в размере 100 базисных пунктов с сумм, превышающих 200 процентов квоты, и 200 базисных пунктов — с сумм, превышающих 300 процентов квоты. Условия. Государство-член проводит политику, позволяющую надеяться на устранение проблем платежного баланса в разумные сроки. Кумулятивный доступ. Свыше 25 процентов квоты — объект более строгих условий (условия, предъявляемые по верхним кредитным траншам). Этапы и текущий контроль. Квартальное предоставление средств зависит от выполнения критериев реализации и других условий.

  1. Механизм расширенного кредитования (1974 год)

Такой механизм осуществляет более длительную помощь, поддерживая структурные реформы.

Лимиты доступа такие же как и у «стэнд бай». Сроки погашения составляют 4,5-7 лет/4,5-10лет.

Сборы состоят из суммы базовой ставки сборов и дополнительных сборов в зависимости от уровня доступа.

Для получения такого кредитования государство должно принять трехлетнюю программу. Она включает структурные преобразования. Ежегодно составляются заявления о политике на предстоящий год.

  1. Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год)

Гарантирует кратковременную помощь государствам, имеющим проблемы платежного баланса, связанные с внезапной и оказывающей разрушительное воздействие потерей доверия рынка. Доступен только как дополнение к обычной договоренности.

Лимитов доступа нет. Механизм может быть использован при условии, что доступ к ресурсам приведет к превышению годового или кумулятивного лимита.

Срок погашения составляет от 2,5-2лет/2,5-3года.

Сборы взимаются в размере базовой ставки плюс 300 базисных пунктов. Повышение происходит через 2,5 года до 500 базисных пунктов.


Механизм может использоваться в течение одного года; начальный доступ предусматривает две или более покупки; последующие покупки зависят от предъявляемых условий.

  1. Механизм компенсационного финансирования (1963 год).

Покрывает недостаток доходов государства члена от экспорта и поступлений от оказания услуг или чрезмерно высокие расходы на импорт зерновых, которые имеют временный характер и вызваны событиями, не зависящими от государства-члена.

Лимиты доступа составляют максимум 45% квоты для всех элементов, а комбинированный лимит равен 55% квоты. Сроки погашения = 2,25–4 года/3,25–5 лет.

Берется только базовая ставка сборов, дополнительные сборы не взимаются. Предоставляется только при наличии у государства договоренности «стэнд-бай» или при условии, что состояние платежного баланса, не считая дефицита экспортных поступлений или чрезмерных расходов на импорт, является удовлетворительным.

Обычно, предоставление средств распределяется более чем на шесть месяцев и производится в соответствии с положениями договоренности о поэтапном выделении средств.

  1. Экстренная помощь. Стихийные бедствия (1962 год).

Обеспечивает оперативную среднесрочную помощь государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса в связи со стихийными бедствиями.

  1. Постконфликтные ситуации (1995 год).

Обеспечивает оперативную средне срочную помощь для устранения проблем платежного баланса, связанных с последствиями гражданских беспорядков или международного вооруженного конфликта.

Лимиты доступа равны 25% квоты, однако исключением могут быть дополнительно предоставлены более крупные суммы.

Сроки погашения 3,25–5 лет.

Сборы = Базовая ставка сборов. Дополнительные сборы не взимаются; при наличии финансирования возможно субсидирование процентов для стран с низким доходом.

Условия. Разумные усилия по преодолению проблем платежного баланса и действия, направленные на укрепление институционального и административного потенциала, с тем чтобы подготовить основу для заключения договоренности в рамках верхних кредитных траншей или договоренности в рамках механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. При экстренной постконфликтной помощи поддержка со стороны МВФ будет осуществляться в рамках объединенных международных усилий по преодолению последствий конфликта. Этапы и текущий контроль. Как правило, отсутствуют.

  1. Механизм для государств-членов с низким уровнем доходов. Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год).

Обеспечивает более долгосрочную помощь в случае глубоко укоренившихся структурных проблем платежного баланса; его цель — устойчивый экономический рост, способствующий сокращению бедности.

Лимиты доступа составляют 140% квоты; в исключительных случаях максимум составляет 185%. Сроки погашения равны 5,5–10 лет.

Сборы взимаются в размере 0,5% процента в год; дополнительные сборы не взимаются.

Основываются на Документе по стратегии сокращения бедности (ПРСП), подготовленном страной в процессе участия и объединяющем макроэкономическую, структурную политику и политику сокращения бедности.

Полугодовое (иногда квартальное) выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и завершения обзоров.

  1. Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) (2005 год).

Утвержден, но еще не полностью обеспечен финансированием. Обеспечит поддержку экономической политики и финансовую помощь странам с низким доходом, переживающим внешние шоки (такие как изменения цен на биржевые товары, стихийные бедствия и сбои в торговле, вызванные событиями в соседней стране). Предоставляется странам, отвечающим критериям ПРГФ, но не имеющим программы, поддерживаемой ресурсами ПРГФ; срок программ ЕСФ составляет от одного до двух лет.

Лимиты доступа – 25% квоты; совокупный лимит доступа 50% квоты. Сроки погашения от 5,5 до 10 лет.

Сборы = Процентная ставка — 0,5% в год; дополнительные сборы не взимаются.

Должна быть принята программа сокращения бедности и разработана комплексная экономическая программа.

Этапы и текущий контроль. Полугодовое или квартальное выделение средств, в зависимости от выполнения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора.

Влияние МВФ на Россию

Россия вступила в МВФ в 1992 году. Это было обусловлено экономической ситуацией в 1991 году.

Так, сложилось недоверие со стороны иностранного капитала. Это крайне усугубило кризисную ситуацию, которая была вызвана сменой курса.

Страна нуждалась в финансовых средствах для проведения экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений.

Международный кредитно-финансовый кризис 1997-1999 гг., затронувший и Российскую Федерации, изначально был азиатским. Почему же он перерос в международный?

На данный вопрос нет четкого ответа. Причиной могло стать как внутригосударственная коррупция, так и служебная халатность.


РФ вступила в МВФ в июне 1992 г., и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в Исполнительном совете, что говорит о признании МВФ статуса России как правопреемницы бывшего СССР. На сегодняшний день МВФ - официальный кредитор РФ. Заемщиком выступает Правительство РФ или народный банк России. По официальной линии предоставляются также займы региональным администрациям, предприятиям и организациям под гарантии государственных органов и без гарантий.

Сегодня процент квоты России составляет 2,7%. Таким образом, мы находимся на 8 месте по размеру квоты. На первом месте располагается США с 17%, на втором – Япония и Китай с 6%, на третьем – Германия с 5%.

          Членство в МВФ возлагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ.

    экономическая в соответствии   услуг статьей  деятельности устава  широкого стран –  являясь МВФ  обеспечивающие устранение  более ограничений,  сопровождаются конвертируемости  установление в сфере  удобством текущих  продвижении операций,  внешней в дискриминационных  факторов соглашениях.  Однако  системе конвертируемости  широкого не  торговых в качестве  изыскание условия   относятся страны в Фонд.   особенности XIV  предприятия вновь  более странам в  закупочной «переходного  услуг (продолжительность  развивающейся не  обеспечивающие сохранять  целом устанавливать  производитель те  целом иные  элементов ограничения.

          К числу  распределением ограничений  предоставление относят и  этом обязательной  деятельности экспортерам  конечному их  предприятия выручки  экономическая гг. – 50%,  распределением 1999 г. – 75%).  элемент это  элементов формально  коммерческая внешней  являясь которая  внутренней к текущим операциям.  места по  сопровождаются дела  удобством направлено  активную сдерживание  представлено в иностранную  также а следовательно,   представляют вывоз капитала.  только такое  также не  более в противоречие с  сопровождаются России  торгового статье VII.

           распределение статья  увязать требует  активную стран-членов  системы прибегать к  сопровождаются множественности  зависимости курсов. Согласно  услуг требованию,  закупочной  установила с  также 1992 г.  особенности рыночный  прибыли рубля  производитель отношению к  элементов и другим иностранным спроса валютам. Валютный курс мероприятий  рубля не этом привязан к какой-либо коммерческая западной валюте мероприятий или валютной «корзине» и является  плавающим, т.е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде  всего на Московской межбанковской валютной  бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком.