Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления

1.1 Особенности и проблемы взаимодействия местного самоуправления и государственной власти в Российской Федерации

1.2 Принципы взаимодействия государственного и муниципального управления

1.3 Организационные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Глава 2. Проблемы и пути оптимизации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

2.1 Сферы взаимодействия государственного и муниципального уровня управления

2.2 Проблемы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления

Глава 3. Направления совершенствования взаимодействия органов государственной и местной власти

Заключение

Список используемой литературы и источников

- предусматривающими процедуру, при которой изданию закона субъекта Российской Федерации о наделении отдельными государственными полномочиями должно предшествовать заключение предварительного соглашения между органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о возможности и условиях такого наделения;

- предусматривающими наряду с принципом обязательности исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий принцип дополнительности указанных полномочий по отношению к вопросам местного значения, а также регулирующие оптимальную меру и допустимый объем государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

- закрепляющими принцип договорного оформления передачи государственных полномочий органам местного самоуправления, а также регламентирующими их взаимоотношения с органами государственной власти в процессе делегирования и реализации государственных полномочий;

- регулирующими институт делегирования отдельных полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти на основе принципа "взаимного делегирования полномочий" как общего принципа организации местного самоуправления;

Государственное управление и местное самоуправление – это два взаимодействующих уровня власти, обеспечивающие руководство государством и его субъектами. От их взаимоотношения зависит успех государственного управления.

Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий Центра, регионов и муниципалитетов. Если оценивать проблему делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления в целом, то следует заметить, что оба эти явления очень сильно влияют на систему местного самоуправления, деформируя её в сторону государственных институтов власти. Поэтому необходимо очень выверено и осторожно включать в компетенцию органов местного самоуправления государственные полномочия.

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.

Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.


Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои.

Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.

Государство и самоуправление неразделимы и попытки разъединения могут привести к разрушению или самоуправления, или государства, так как первое не может же сделаться во втором, – государством в государстве. Самоуправление не может быть иначе рассматриваемо, как в совокупности с общим организмом всего государственного механизма управления, в состав которого оно входит, как органическая часть единого целого.

В обобщении можно выделить четыре основных способа организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти:

1) представительство муниципального образования в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации;

2) среди организационно-правовых способов взаимодействия региональных органов власти и органов местного самоуправления не менее важное место занимают договорные способы взаимодействия;

3) совместно создаваемые государственно-муниципальные организации, выполняющие общекоординационные задачи и функции;

4) практика правового регулирования вопросов местного значения на региональном уровне обращает внимание на использование понятия "совместное ведение органов государственной власти и местного самоуправления", которое также является способом обеспечения взаимодействия.

Однако необходимо отметить, что состояние местного самоуправления во многих регионах не соответствует современным требованиям и усугубляется множеством проблем, существенно снижающих возможности укрепления муниципальной автономии, а именно:

- низкая эффективность управления со стороны местных органов власти как следствие проводимой реорганизации;

- слабый уровень профессиональной подготовки кадров;

- недостаток финансовых средств, выделяемых для исполнения закрепленных полномочий;

- отсутствие необходимых организационных и материально- технических условий для функционирования муниципальных органов власти.


Предпринятый анализ взаимоотношений региональных органов власти и органов местного самоуправления позволяет сформулировать предложения, по разрешению противоречий и оптимизации взаимодействия двух уровней публичной власти, а именно:

1. Отменить строгую регламентацию структуры органов местного самоуправления на уровне федерального законодательства, чтобы дать возможность субъектам Федерации и населению муниципальных образований самостоятельно определять специфику организации местного самоуправления, отражающие особенности региона и местных традиций.

2. Провести корректировку существующей системы распределения налоговых поступлений, закрепив за органами местного самоуправления дополнительные налоговые отчисления, чтобы повысить их заинтересованность в экономическом развитии территорий и снизить степень зависимости от региональных дотаций.

3. Провести экспертизу государственных полномочий, исполняемых органами местного самоуправления на предмет их обеспечения финансовыми ресурсами, исключить в дальнейшем возможность передачи "не финансируемых мандатов".

4. Необходимо восполнить пробелы федерального законодательства в области судебной защиты местного самоуправления, особенно в том, что касается межбюджетных отношений, предусмотреть меру ответственности за невыполнение обязательств по финансированию расходов на государственные полномочия.

5. Принять в качестве основных критериев формирования границ муниципальных образований (при отсутствии непосредственной инициативы населения) объем ресурсов, имеющихся в их распоряжении и позволяющих обеспечить определенный уровень экономической самостоятельности.

В целом же, предстоит еще большая работа по завершению реформирования системы местного самоуправления. Успешное воплощение этого на практике возможно только в тесном и скоординированном взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления.

Список используемой литературы и источников

  1. Европейская хартия местного самоуправления от 11 апреля 1998 г. № 155-ФЗ // СПС Консультант (версия от 17.03.2017)
  2. Конституция Российской Федерации// СПС Консультант (версия от 17.03.2017)
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон: [от 6 окт. 2003 г. 131-ФЗ : с изм// СПС Консультант (версия от 17.03.2017)
  4. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 // СПС Консультант (версия от 17.03.2017)
  5. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления: указ Президента РФ от 2 ноября 2007 г. № 1451 // // СПС Консультант (версия от 17.03.2017)
  6. Бабун, Р. Современные проблемы местного самоуправления / Р. Бабун // Муниципальная власть. – 2008. – № 4. – C. 48-63.
  7. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2014. – 784 с.
  8. Безруков, А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 6. – С. 12-14.
  9. Васильев, В.И. О функциональном назначении местного самоуправления / В.И. Васильев// Журнал Российского права. – 2010. – № 7. – С. 13-23.
  10. Гусенбеков, И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ / И.И. Гусенбеков // Журнал российского права. – 2010. – № 6. – С. 40-44.
  11. Дурицына Р.Ф. Новые технологии в организационном управлении. // Вестник Амурского Государственного университета. -  Выпуск 6. - 2009. - с.14-17.
  12. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Ершов. – М. : ГроссМедиа, 2014. – 255 с.
  13. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов / В.Б. Зотов / под ред. В.Б. Зотова. – СПб. : Лидер, 2010. – 493 с.
  14. Кабашов, С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации / С.Ю. Кабашов. – М. : Флинта: Наука, 2014. – 350 с.
  15. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М. : Эксмо, 2014. – 1056 с.

Незнамова Е.А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением муниципального образования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. N 4. С. 16-19.

Муниципальные реформы и самоуправление: теория, опыт, история. -М., 2008.- 255 с.

  1. Пылин, В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления / В.В. Пылин // Государство и право. – 2011. – № 9. – С. 13-20.
  2. Селютина, Е.Н. Взаимоотношения органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления / Е.Н. Селютина. – Орел, 2010. – 225 с.
  3. Трофимова И.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы институционального развития. - М.: Институт социологии РАН
  4. Трофимова И.Н. Социальные проблемы в контексте реформ управления: европейский опыт //Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. "Юриспруденция". - 2010. - № 3. - С. 26-32.
  5. Уткин, Э.А. Государственное и муниципальное управление / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. – М. : Дело, 2011. – 307 с.
  6. Уваров, А.А. Местное самоуправление и гражданское общество / А.А. Уваров // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 15. – C. 6-9.
  7. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: ДЕЛО, 2006. 400 с.
  8. Чиркин В.Е. Муниципальное право М.: Проспект, 2008 - 512 с.
  9. Якимов Н.А. Муниципальное право России. М. Норма. 2008 - 378 с.

  1. Барышников О. Правовые аспекты организации взаимодействия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления при проведении муниципальной реформы в Чувашской республике // Муниципальная власть. 2008. - № 1. С. 11.

  2. Бондарь Н.С. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2011. - № 24. С. 32.

  3. Дудко И.Г. Взаимодействие органов государственной власти и субъектов РФ // Государство и право. 2011. -№ 9. С. 22.

  4. Дудко И.Г. Взаимодействие органов государственной власти и субъектов РФ // Государство и право. 2011. -№ 9. С. 23.

  5. Г.В. Атаманчук. Система государственного и муниципального управления. М., 2007. С. 102.

  6. Некрасов Е.Е. Государственная власть и местное самоуправление в России / Е.Е. Некрасов- . М.: Инфра-М, 2000. - С. 320

  7. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2001.- 64 с.

  8. Конституция Российской Федерации . – Ростов н/Дону.: Феникс, 2001.- 64 с.

  9. Селютина Е.Н. Взаимоотношения органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления.- Орел, 2003. С. 125.

  10. Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 6. С. 13.

  11. Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2009. - № 6. С. 14.

  12. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ // Журнал российского права. 2010. № 6. С. 40.

  13. Колкнева Т.Ф. Взаимоотношения государства и муниципальных образований в финансовой сфере: пути совершенствования // Государственная власть и местное самоуправления. 2009. № 5. С. 19.

  14. Бондарь Н.С. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 24. С. 35.