Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Налог с физических лиц является составным элементом общей налоговой системы. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц (далее как НДФЛ) один из главных источ­ников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в миро­вой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства неразрывно связан с острыми противоречиями и компромиссами.

Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране.

В центре любой налоговой системы стоит налогообложение личных доходов. Это вызвано не только тем, что все общественные отношения так или иначе замыкаются на человека, работника, но и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы во многом определяет уровень обложения другими налогами.

Развитие рыночных отношений, рост цен, повышение оплаты труда — все это, меняя условия формирования и использования доходов, требует большой подвижности налогов. В этой связи своевременным следует признать введение российских поправок к подоходному налогу, корректировку налогообложения совокупных доходов физических лиц: единого налога при упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Изучением проблемы налогообложения занимались основоположники классических теорий А. Смит, Д.М. Кейнс, А. Лаффер, российские ученые-экономисты А.Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А.Соколов, В. Твердохлебов. В ходе исследования использовались труды таких видных российских ученых и практиков, как Абалкин Л.И., Акимова В.М., Брызгалин А.В., Горский И. В., Евстегнеев Е.Н., Князев В.Г., Левадная Т.Ю., Павлова Л.П., Пансков В.Г., Перонко И.А., Романовский М.В., Сокол М.П., Черник Д.Г.


Однако в ходе научных исследований в области налогообложения доходов населения в современных условиях возникает необходимость анализа и оценки их существующих форм и разработки направлений совершенствования применительно к проводимым реформам в налоговой системе Российской Федерации.

Исходя из выше изложенного, выбранная тема курсовой работы является актуальной и практически значимой.

Цель курсовой работы являлось исследование системы налогообложения физических лиц и определения направления ее совершенствования.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы становления и развития системы налогообложения доходов физических лиц;

- проанализировать современное состояние системы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации;

- определить перспективы развития системы налогообложения доходов физических лиц в России.

Предметом исследования является налогообложение физических лиц.

1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

1.1. Налоговая система: сущность, функции, принципы построения

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об от­дельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли пред­приятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой рос­сийского налогового законодательства [5, c. 55].

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошли­ны и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относят обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования [6, c. 58].


Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость опре­деленных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, опера­ции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добав­ленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения [9, c. 115].

В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться определен­ные льготы, к числу которых относятся:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взима­ния налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги россий­ским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях на­логоплательщик обязан [11, c. 75]:

  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокры­того им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписание этого акта;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных на­рушений законодательства о налогах.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» вве­дена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физи­ческих лиц [17, c. 51].

Первый уровень — федеральные налоги России. Они действуют на тер­ритории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов [19, c. 25].

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся [20, c. 111]:


1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем будем именовать их региональными налогами. Этот термин был введен нами в научный оборот несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», по­скольку используется в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Регио­нальные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Фе­дерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных на­логов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имуще­ство юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой от­расли. В 1999 г. в качестве региональных налогов начали функционировать налог с продаж и налог на вмененный доход [24, c.77].

• Третий уровень — местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т. д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район
внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы
и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных,
так и местных налогов.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают [26, c. 78]:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисления от федеральных налогов.


Налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функ­цию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответствен­ности 89 национально-государственных и административно-территориальных образований России в решении социально-экономических проблем сопрово­ждается укреплением их финансовой базы, осуществляемым путем перерас­пределения федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксирован­ном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

1.2. Правовые основы налогообложения физических лиц

В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), определяется следующими законодательными и иными правовыми актами [31, c. 84]:

  • Главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ;
  • Методическими рекомендациями налоговым органам о порядке применения главы 23 НК РФ, утвержденными Приказом МНС России от 29 ноября 2000г. № БГ-3-08/415 (в редакции 05.03.2003г.);

- Приказом МНС РФ от 1 ноября 2000г. № БГ-3-08/378 утверждена форма налоговой декларации;

- Приказом МНС России от 2 декабря 2002г. № БГ-3-04/686 «Об утверждении отчетности по налогу на доходы физических лиц» утверждены: форма № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»; форма № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица» и приложения к ним.

С момента ввода в действие 23 глава части второй НК РФ постоянно корректируется. Рассмотрим основные изменения и дополнения, внесенные в 23 главу в течение 2003 и 2004 годов.

Право предоставлять стандартные налоговые вычеты при формирование налоговой базы по доходам, облагаемым по ставке 13%, распространено на всех налоговых агентов (п. 3 ст. 218 НК РФ в редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 105-ФЗ).

В абзаце третьем п. 3 ст. 213 НК РФ слова «две тысячи» заменили словами «пять тысяч» (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 163-ФЗ).

Уточнен перечень расходов на приобретение (получение) налогоплательщиком ценных бумаг, учитываемых при формирование налоговой базы по НДФЛ (п. 3 ст. 214.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 06.05.2003 № 51-ФЗ).