Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретические аспекты налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Увеличен размер освобождаемых от налогообложения доходов получаемых налогоплательщиками в виде процентов по рублевым вкладам в банках (п. 27 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона 22.05.2003 № 55-ФЗ).

Увеличены предельные размеры (с 25000 рублей до 38000 рублей) социальных налоговых вычетов, предоставляемых налогоплательщикам (пп.2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в редакции Федерального закона от 07.07. 2003 № 110-ФЗ).

В число лиц, имеющих право на социальный вычет не только включены опекуны и попечители, но и установлено, что право на получение социального налогового вычета распространяется на плательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях (Федеральный закон от 06.05. 2003 № 51-ФЗ).

С 2001 г. в Российской Федерации с принятием части II Налого­вого кодекса РФ введена совершенно новая система налогообложе­ния доходов физических лиц, отличающаяся от ранее действовавшей не только новым названием налога, но и новой концепцией налогооб­ложения. Она ориентирована на снижение налогового бремени путем расширения налоговых льгот, отказа от прогрессивного налогообло­жения совокупного годового дохода и введений минимальной налого­вой ставки к большей части доходов налогоплательщиков. Различные особенности установлены как в определении налоговой базы, так и в исчислении суммы подлежащего уплате налогового платежа. По-прежнему сохраняются способы уплаты налога с доходов, получаемых физическим лицом: у источника получения дохода — путем удержа­ния из дохода налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога; На основании декларации о доходах, представляемой налого­плательщиком в налоговый орган [33, c. 88].

2. Анализ налогообложения физических лиц в Российской Федерации

2.1. Оценка действующей системы налогообложения физических лиц в России


Самые первые теории налогообложения исходили из того, что налог рассматривался как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги. Превращение налогов в главный источник государственных доходов создавало возможность и поставило задачу исследования природы налогов, в том числе источников и принципов обложения.

Налог на доходы физических лиц — наиболее традицион­ный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики. В соответствии с действу­ющим законодательством все предприятия, учреждения, организации, индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы в пользу граждан, обязаны удерживать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Данный налог является прямым федеральным налогом (рисунок 1) [32, c. 36].

Налог на доходы физических лиц

Федеральный налог

Прямой налог

Рисунок 1 – Общая характеристика налога на доходы физических лиц

Налогообложение доходов физических лиц базируется на ряде принципов:

равенство налогоплательщиков вне зависимости от социаль­ной или иной принадлежности, т. е. ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного вида;

налоговый кодекс РФ устанавливает объект обложения — совокупный годовой доход физического лица;

возложение на работодателя обязанности взимать и пере­числять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам. Данный принцип можно было бы назвать принципом первичного взимания налога у источника получения до­ходов. Вытекающий отсюда принцип — недопущение уплаты этого налога за плательщика, т. е. налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Пред­приятия в данном случае выступают налоговыми агентами;

принцип предоставления в определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе;

установление необлагаемого налогом минимума годового со­вокупного дохода, на который уменьшается сумма дохода, называ­емого стандартным налоговым вычетом;

принцип предоставления отдельным категориям налогопла­тельщиков целевых налоговых льгот (в форме доходов, не подлежа­щих налогообложению), направленных на решение важнейших соци­альных задач. В Налоговом кодексе — это стандартные, социальные, профессиональные и имущественные вычеты;

важнейшим принципом является то, что объектом обложе­ния данным налогом служит именно доход, реально полученный на­логоплательщиком.


Плательщиками налога с доходов физических лиц являются (рисунок 2) [33, c. 37]:

  1. физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Рос­сийской Федерации;
  2. физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников, рас­положенных в России.

Плательщики (физические лица)

Резиденты

Нерезиденты

Рисунок 2 – Плательщики НДФЛ

Для правильности исчисления налога на доходы физических лиц необходимо четко определить, кто признается резидентом России. К физическим лицам — налоговым резидентам РФ относятся лица, фактически находящиеся на территории страны не менее 183 дней в календарном году независимо от гражданства. Налоговым кодексом РФ определено, что течение срока фактического нахождения на тер­ритории России начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на ее территорию, а дата отъезда за пределы территории России включается в количество дней фактиче­ского нахождения на территории страны.

Вводя налоги и сборы, государство преследует основную цель: изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу.
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны (НД). В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальные и регулирующие функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Исторически сложилось так, что с возникновением налогов плательщиками всех податей, будь то натуральные или денежные повинности, были граждане, позднее их бремя разделили другие субъекты. Сейчас налоговые платежи с населения являются частью финансово-экономических отношений, образуя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе.
Существование налогов с физических лиц на ряду с другими налогами объясняется прежде всего необходимостью создания дополнительного доходного источника для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции было очевидным с момента существования [29, c.45].


Сегодня же факт существования налогов с населения, кроме потребностей фиска, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня дохода граждан. С проведением в нашей стране преобразований, возникновением отсутствовавших ранее финансовых институтов (страховых компаний коммерческих банков, бирж и т.п.) население стало активным участником финансового рынка со всем его инструментарием. Это способствовало появлению дополнительных доходных источников у граждан, связанных с операциями как финансового, так и имущественного характера, и разнообразию видов оплаты труда.
В общем смысле налоги с населения представляют собой обязательные безвозмездные платежи, производимые в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими из любых источников. Из этого следует, что сколько бы ни было налогов, они будут уплачиваться из одного источника — дохода гражданина.

Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. Так, на ряду с подоходным и имущественными налогами, к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства, и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким платежам можно отнести взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые к фонду оплаты труда работников. Эти платежи выполняют функцию перераспределения, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна.

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источ­ников доходной части бюджета. Следует отметить, что это — прямой налог на совокупный доход физи­ческого лица, включая доходы, полученные от исполь­зования капитала.

Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет субъекта федерации и является одним из основных источников дохода.

В развитых странах он составляет значитель­ную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17% [14, c. 99].

В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет сред­ний уровень доходов или ниже.


2.2. Исследование налогообложения физических лиц в Республике Мордовия

Управление ФНС России по Республике Мордовия сообщает, что за январь-декабрь 2015 года в федеральный бюджет  поступило налогов и сборов  в сумме  3 820,0 млн. рублей.

Поступления налогов и сборов в территориальный бюджет Республики Мордовия за январь-декабрь 2015 года составили 9 479,0 млн. рублей, что на 2366,4 млн. рублей меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

По налогам, зачисляемым в доход территориального бюджета Республики Мордовия, основная доля обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц 5079,8 млн. р. или 53,6%, имущественных налогов (17,7%), налога на прибыль организаций (14,7%) и  акцизов по сводной группе (6,4 %).

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года наблюдается увеличение поступлений по НДФЛ на 288,7 млн. рублей (или на 6%), по имущественным налогам – на 158 млн. рублей (или на 10,4 процента). При этом произошло сокращение по акцизам на 272,9 млн. рублей (или на 31%), а также по ресурсным налогам – на 2.7 млн. рублей (или на 9,8 процента).
В формировании доходной части территориального бюджета Республики Мордовия  за январь-декабрь 2015 года доля муниципальных бюджетов составила 30,0%, доля  республиканского бюджета – 70,0 % (в январе-декабре 2014 года – 22,4 % и 77,6 %, соответственно) [21].

Поступления по специальным налоговым режимам в территориальный бюджет Республики Мордовия за 2015 год составили 658,4 млн. рублей, что на 20,5 млн. рублей меньше аналогичного периода прошлого года, или на 3 процента. При этом по упрощенной системе сумма поступлений составила 311,4 млн. рублей, по единому налогу на вмененный доход – 325,0 млн. рублей и по единому сельскохозяйственному налогу – 22,0 млн. рублей.

В республиканский бюджет в 2015 году налоговые поступления составили 6637,8 млн. р. или 72,2% к уровню соответствующего периода 2014 года. Плановые показатели по мобилизации налоговых доходов по республиканскому бюджету Республики Мордовия за январь-декабрь 2015 года выполнены на 65 процентов. Поступления в республиканский в 2014 году были о на 1774,6 млн. р. больше 2013 года (таблица 1).

Поступление по налогу на доход физических лиц составило в 2015 году 3047,6 млн. р., это 881,5 млн. р. больше 2013 года и на 173,2 млн. р. 2014 года.

Таблица 1

Поступление налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия,  млн. р.

Виды налоговых поступлений

2013

2014

2015

Отклонение 2015 г от 2013 г.

Всего

в том числе:

8 412,4

9191,3

6637,8

-1774,6

Налог на прибыль

3 047,0

3900,8

1398,1

-1648,9

Налог на доходы физических лиц

2 166,1

2874,4

3047,6

+881,5

Акцизы по сводной группе

1 059,2

879,5

606,6

-452,6

Налог на имущество организаций

716,6

900,6

934,1

+217,5

Платежи за пользование природными ресурсами

19,4

28,4

25,7

+6,3

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

243,9

331,1

311,4

+67,5

Транспортный налог

179,8

254,3

311,3

+131,5