Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические основы косвенных налогов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод, что к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и акцизы. Можно сказать, что данный вид налогообложения является неотъемлемым элементом любой налоговой системы, которые применяются для мобилизации доходов государственного бюджета и в целях регулирования экономики. С помощью косвенных налогов можно эффективно бороться с демпинговой политикой иностранных компаний, а также снижать стоимость товаров, в которых нуждается внутренний рынок.

1.2. Исторический аспект развития косвенного налогообложения в России

Взимание налогов является одной из древнейших функций и неотъемлемым атрибутом развития общества и существования государства. Основой необходимости существования налогов выступает то, что без изъятия части доходов у населения и субъектов экономической деятельности в пользу казны невозможно формирование централизованных ресурсов в форме бюджета, без существования которого государство не смогло бы реализовывать возложенные на него функции[17].

История косвенного налогообложения берет свое начало с конца XX века. Первые косвенные налоги представляли собой торговые пошлины. Провоз товаров через городские заставы облагались мытом, перевоз товаров через реку облагалось перевозом, право иметь склады облагалось гостиной пошлиной, право устраивать рынки – торговой пошлиной. За убийство также взыскивали пошлину, называемую вирой, а судебная пошлина «продажа» взималась в качестве штрафа за другие преступления[18]. В ходе татаро-монгольского нашествия важную роль играли косвенные налоги, т.к. прямые налоги уходили в Орду, были внедрены новые виды акцизов и пошлин.

В 1653 г. с изданием Торгового Устава определена внешняя таможенная пошлина. Иностранцы облагались таможенной пошлиной за ввозимые товары и вывозимые, кроме этого еще облагались дополнительной проездной пошлиной. В 1667 г. для иностранных купцов пошлины составляли 12-13 %. К народным восстаниям привело увеличение акцизов на соль, которые увеличились в 4 раза. Значительный вклад в развитие налогообложения внесло правление Петра I (1672-1725), но все же налоговая система была сложной и включала налог на дубовые гробы и топоры.


В XVIII – XIX вв. косвенные налоги в структуре доходов занимали 42 %. Была утверждена программа финансовых преобразований, которая была разработана М.М. Сперанским, некоторые мысли которого используются и актуальны по настоящее время. В это время отменяется соляной налог и подушная подать, внедряются другие виды налогов. Спиртные напитки в налогообложении России всегда занимали значительное место. В XIX в. налог с крепких напитков облагался как патентный сбор с фабрик и торговых помещений и акциза. Акциз уплачивался в момент выпуска спирта из подвалов заводчиком. Заводы устраивались по особым условиям, т.к. каждый акцизный напиток приготавливался отдельно друг от друга на разных заводах.

Акцизы взимались с заведений для приготовления прессованных дрожжей, с заводов, изготавливающих фруктовый и виноградный спирт и др. Сбором налогов занимался департамент податей и сборов при министерстве финансов, который в последствии был разделен на два разных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Контроль за своевременным и полным поступлением налогов осуществлял институт податных инспекторов при Казенной палате, которая занималась непосредственно налогообложением, количество которых составлял 500 чел[19].

В конце XIX в. акцизная система отменена и создана государственная монополия на продажу водки. Формально винная монополия создана для борьбы с алкоголизмом. Но главной целью было увеличение доходов в казну, т.к. монополисты диктовали цены на спиртные напитки, а высокие цены послужили стачкам виноторговцев с фабрикантами, а снижение продажи спиртных напитков уменьшало поступление в казну.

До Первой мировой войны в доходах бюджета косвенные налоги составляли 59 %. Косвенные налоги для России, как и для СССР имели важное значение. Винная монополия закончилась в период Первой мировой войны, когда массово запретили продажу спиртных напитков. В 1918-1921 гг. налоговая система разрушена и основное бремя возложено на имущие классы, за счет богатых казна пополнялась на 80 %.

В 1921-1930 гг. происходило восстановление и развитие налогообложения, когда снова были введены косвенные налоги, но прямые налоги имели преобладающую структуру. С 1931 по 1941 гг. ликвидирована созданная во время нэпа налоговая система. В данный период для государственных предприятий установлены налоги с оборота и отчисления от прибыли, которые действовали до 1980-х гг. В доход бюджета поступали в основном таможенные пошлины и сборы. В связи с распадом СССР в 1991 г. была введена новая система налогообложения.


В данный период были приняты основополагающие законы РСФСР, как Закон РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, Закон РСФСР «Об акцизах» № 1993-1, Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который принят в 1991 г. определил общие принципы построения налоговой системы, состав налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определены права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Данный закон стал первым шагом на пути создания новой, многоуровневой налоговой системы с большим количеством налогов[20].

Дефицит бюджета вынуждал искать новые источники пополнения, решением которого являлись косвенные налоги. Необходимо было преодолеть дефицит бюджета, что вынудило правительство искать новые источники пополнения бюджета. Наиболее эффективным и простым способом решения являлось взимание косвенных доходов, когда налогоплательщик не чувствует напрямую взимание[21].

Введение первой части Налогового кодекса в 1999 г. отменило нормы Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». С 1 января 2011 г. были введены некоторые главы части второй Налогового кодекса РФ, что отменило Закон РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1 и Федеральный закон «Об акцизах». В 1998 г. был введен налог с продаж, который с применением налога на добавленную стоимость имел двойное налогообложение и отменен в 2004 г.

Первый этап становления налоговой системы знаменовался с формированием налоговой системы. Второй этап начался с введением в действие Налогового кодекса РФ, когда были упорядочены правоотношения в области косвенного налогообложения.

На сегодняшний день одной из главных проблем является рост ставок акцизов, что отчасти зависит с антиалкогольной и антитабачной кампанией, но постоянное и стремительное повышение размера налога приведет к акцизному шоку, что создаст к возрождению нелегальных источников приобретения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России косвенное налогообложение исторически берет свое начало с конца XX в., но новая система представлена с 1991 г. с последующими изменениями.

Глава 2. Характеристика и анализ косвенных налогов в ЗАО "ЛАМА"


2.1. Характеристика деятельности ЗАО «ЛАМА»

ЗАО «ЛАМА» зарегистрирован постановлением Главы администрации Калининского района г. Чебоксары 18 января 1994 г. № 14/23 и осуществляет свою деятельность на основании устава, а также в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», действующим законодательством Российской Федерации и Чувашской м Республики. Адрес места нахождения общества: 428024, Чувашская Республика. г. Чебоксары, Гаражный проезд, 13.

Целью общества является развитие предпринимательства, извлечение прибыли в интересах акционеров. Уставный капитал ЗАО «ЛАМА» - 200000 руб. ЗАО «ЛАМА» c 1994 г. поставляет на рынки России и СНГ промышленные трактора и запасные части к ним, а также запасные части на трактора иностранного производства, такие как Komatsu, Caterpillar и другие. ЗАО «ЛАМА» более 20 лет осуществляет поставки на рынки России и стран СНГ промышленных тракторов производства ОАО «Промтрактор» и всего спектра запасных частей к ним.

Основные виды деятельности ЗАО «ЛАМА» являются:

- оптовая поставка промышленной продукции (промышленных тракторов и запасных частей к ним);

- производство тракторных запасных частей (расширена номенклатура ремонтных комплектов РТИ для тракторных узлов и агрегатов, рукавов РВД любой сложности);

- оптовая и розничная торговля ГСМ, а также сопутствующими товарами (сеть АЗС ТОКО).

В 2015 г. была запущена АЗС – ТОКО-10 (г. Чебоксары, Базовый пр.) На основании приведенной схемы организационной структуры ЗАО «ЛАМА» за результаты производственно-хозяйственной деятельности отвечает генеральный директор.

Руководство текущей деятельностью ЗАО «ЛАМА» осуществляется генеральным директором - единоличным исполнительным органом общества. Генеральный директор ЗАО «ЛАМА» реализует свои обязанности на принципе единоначалия, несет персональную ответственность за деятельность предприятия. Структура управления ЗАО «ЛАМА» линейно-функциональная. В общем виде организационная структура ЗАО «ЛАМА» выглядит следующим образом (Приложение А).

Линейное руководство на предприятии осуществляют: коммерческий директор, заместитель генерального директора по производству; помощник директора, заместитель директора по ГСМ и автосервису; Главный бухгалтер; Начальник IT отдела.

Каждому из перечисленных руководителей подчинена служба или отдел, которые имеют свои обязанности, функции и права отраженные в «Положениях по отделу (службе)» и «Должностных инструкциях». Все структурные подразделения предприятия взаимодействуют между собой в результате решения тех или иных вопросов, предоставляют и получают необходимую документацию и информацию в процессе работы.


Структура предприятия постоянно меняется в зависимости от рыночной ситуации. Общее собрание акционеров является высшим органом управления, к исключительной компетентности которого относятся: изменение устава и уставного капитала, избрание Благоприятным фактором для работы предприятия является наличие высококвалифицированных рабочих и специалистов. Организационная структура может своевременно реагировать на изменения в системе управления.

Проведем анализ основных экономических показателей деятельности ЗАО «ЛАМА» за 2015-2017гг. (таблица 1).

Таблица 1

Основные показатели деятельности ЗАО «ЛАМА» за 2015-2017 гг.

Показатели

Годы

Отклонение (+,-)

Темп изменения, %

2015

2016

2017

2016 г. от 2015 г

2017 г. от 2016 г

2016 г. от 2015 г

2017 г. от 2016 г

1.Выручка, тыс. руб.

893846

1233371

1456037

339525

222666

138,0

118,1

2.Себестоимость, тыс. руб.

764376

1090930

1194041

326554

103111

142,7

109,5

3.Прибыль от продаж, тыс. руб.

56960

58901

146848

1941

87947

103,4

в 2,5 р

4.Чистая прибыль, тыс. руб.

33786

48071

79709

14285

31638

142,3

165,8

5.Средняя стоимость ОПФ, тыс. руб.

153462

185222

227187

31760

41965

120,7

122,7

6.Фондоотдача, руб./руб.

5,8

6,6

6,4

0,8

-0,2

х

х

7.Фондоемкость, руб./руб.

0,17

0,15

0,1

-0,02

-0,05

х

х

8.Среднесписочная численность работающих, чел.

132

168

188

36

20

127,3

111,9

9.Фонд оплаты труда, тыс. руб.

30964

42519

50241

11555

7722

137,3

118,2

10. Среднемесячная заработная плата, руб.

19548

20616

22389

1068

1773

105,5

108,6

11.Производительность труда, тыс.руб./чел

6772

7341

7745

569

404

108,4

105,5

12.Рентабельность продаж, %

6,4

4,8

10,1

-1,6

5,3

х

х