Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях ( Теоретические аспекты государственного управления регионом ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все процедуры стратегического планирования или соответ­ствующей адаптации применимы к планированию регионов Рос­сийской Федерации. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комп­лексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и горо­дах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Некоторые приемы стратегического планирования, формали­зованные в бизнес-планировании, уже достаточно широко приме­няются в практике работы региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегичес­кого планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, по­высить уровень благосостояния жителей и заложить прочные ос­новы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих дос­тойные уровень и качество жизни человека. Исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и со­отнесение с поставленными целями. Уровень социального разви­тия региона в конечном счете определяется его экономическим развитием: качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую оче­редь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона являются:

-    привлечение в регион новых производств;

-    обновление структуры производства;

-    развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;

-    создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов — это не только привлечение в регион эко­номических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользова­ния, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущ­ных экологических проблем.[29]

По определению А.П. Гапоненко, цикл стратегического пла­нирования региона можно представить в следующем виде:


1. Определение целей развития.

2. Анализ внешней среды развития региона.

3. Определение сильных и слабых сторон региона.

4. Использование имеющихся и создание новых местных пре­имуществ.

5. Разработка концепции развития.

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.[10]

Определение целей развития региона. Четко сформированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным тре­бованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намно­го больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, получен­ные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной задолженности.

Анализ внешней среды развития региона. На данной стадии анализируется внешняя обстановка, отмечаются благоприятные и неблагоприятные факторы развития региона (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.), проводится системный анализ внешних социально-эконо­мических возможностей и угроз.[31]

С помощью количественного и качественного анализа эконо­мической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономичес­кие агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, кото­рые можно привлечь для экономического развития региона (фи­нансовые, человеческие, природные, институциональные), клю­чевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика внутреннего регионального продукта (ВРП), инвести­ционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста), проводится сравнительный анализ эконо­мического развития аналогичных регионов, региональный бенч-маркинг (целенаправленный перенос передового опыта других регионов и городов) и таким образом выявляются внешние фак­торы регионального развития.

Определение сильных и слабых сторон региона. Оцениваются результаты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона, выявляются причины успехов и провалов.

Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона. Для этого анализируются объективные данные о ресур­сах региона:

- человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых в сфере той или иной деятельности, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВРП на душу населения, производительность труда, уровень и динамика физическо­го и психического здоровья, продолжительности жизни);


-  природные ресурсы (использование земли, наличие природ­ных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);

-  экономические ресурсы (структура местной экономики: превалирующие отрасли производства, которые развивают­ся быстрее; приватизация; собственность на землю; обще­ственные и частные инвестиции; состав и объем муници­пальных услуг; инфраструктура; транспорт и связь; степень развития малого предпринимательства; «экспортная» дея­тельность предприятий региона).[28]

Разработка концепции развития. На данном этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического разви­тия региона, факторах и механизме этого развития, а также о ме­тодах управления этим развитием. Данные выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. Основу концепции состав­ляют разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявле­ние приоритетных направлений развития региона, анализ ресур­сов развития, выявление конкурентных преимуществ данного ре­гиона.

Разработка плана конкретных действий и осуществление стра­тегии. На основе концепции социально-экономического развития региона разрабатывается план конкретных действий, включающий в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемый результат, размер и источники финансирования, способы проме­жуточного контроля и обратной связи, предполагаемые результа­ты и возможные последствия реализации планов и программ. Весьма важным аспектом составления плана может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением.

Анализ эффективности и результативности, корректировка це­лей и методов их достижения. Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей про­граммы действий, но и постоянный мониторинг социально-эко­номического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффек­тивности и результативности предпринятых мер.

Определяется, совместима ли стратегия с ресурсами, с данны­ми об окружающей среде, помогает ли стратегия решить крити­ческие проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жи­телей.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности че­ловека с учетом разумных соотношений государственного регули­рования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.


2. Анализ развития Оренбургской области

2.1 Анализ основных показателей экономики Оренбургской области в 2013-2015 годах

На 1 января 2016 года численность населения Оренбургской области составила 1994,7 тыс.человек, в том числе в городских поселениях – 1195,8 тыс.человек (59,9%), в сельской местности – 798,9 тыс.человек (40,1%). Оренбургская область по численности населения занимает седьмое место в Приволжском федеральном округе и двадцать третье место в Российской Федерации.

Естественный прирост населения составил в 2015 году в целом по области 0,3 тыс.человек, число родившихся превысило число умерших на 1,2%. Важнейшим фактором изменения численности населения является рождаемость. С 2006 по 2010 год в области наблюдалось стабильное увеличение числа рожденных (с 23,3 тыс.человек в 2006г. до 28,6 тыс.человек в 2010г.), в 2011 году – 28,2 тыс., в 2012-2013 годах увеличение до 29,8 тыс., в 2014 году снижение до 29,3 тыс., в 2015 году – до 28,4 тыс.детей.

В 2015 году Оренбургская область по уровню рождаемости (14,2 рожденных на 1000 человек населения) заняла шестое место в Приволжском федеральном округе (в 2014г. область занимала пятое место).

В 2015 году удельный вес детей, рожденных вне зарегистрированного брака, составил 20,4%: в городской местности – 17,6%, в сельской – 24,3%. В последние восемь лет доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в целом по области уменьшается, в 2007 году вне зарегистрированного брака было рождено 26,1% детей (в городской местности – 24,6%, в сельской – 27,8% детей).

В 2015 году отмечалось снижение уровня смертности по сравнению с 2014 годом на 1,4%. Уровень рождаемости превысил уровень смертности на 1,4%. С 2012 года в области наблюдается естественный прирост населения, в 2015 году данный показатель составил 0,2 человека на 1000 жителей. По уровню смертности Оренбургская область в 2015 году заняла шестое место в Приволжском федеральном округе (в 2014г. – восьмое место).[25]

В структуре причин смерти населения на первом месте остаются болезни системы кровообращения (48,2% от всех умерших), на втором – новообразования (16,5%), на третьем – внешние причины смерти (9,4%).

Таблица 1


Показатели внешней торговли оренбургской области, миллионов долларов США

Показатели

2013

2014

2015

Изменение 12015 г. к 2013 г.

Темп роста, %

Внешнеторговый оборот

4402,3

4232,1

3118,2

-1284,1

70,8

в том числе:

со странами дальнего зарубежья

2018,1

2059,3

1489,5

-528,6

73,8

со странами СНГ

2384,2

2172,8

1628,7

-755,5

68,3

Экспорт

3509,1

3119,2

2464,0

-1045,1

70,2

в том числе:

со странами даль-него зарубежья

1697,0

1494,1

1191,8

-505,2

70,2

со странами СНГ

1812,1

1625,1

1272,2

-539,9

70,2

Импорт

893,2

1112,9

654,2

-239

73,2

в том числе:

со странами дальнего зарубежья

321,1

565,2

297,7

-23,4

92,7

со странами СНГ

572,1

547,7

356,5

-215,6

62,3

Уровень смертности детей первого года жизни по сравнению с 2014 годом уменьшился на 29,9% и составил в 2015 году 6,8 умерших на 1000 рожденных. Снижение уровня смертности детей наблюдалось от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалий (пороков развития).

В 2015 году миграционное снижение населения (превышение числа выбывших над числом прибывших) составило 6,7 тыс.человек.

Общий миграционный оборот (сумма прибывших и выбывших) в целом по области в 2015 году составил 118,6 тыс.человек (в 2014г. – 126,9 тыс.человек). Число мигрантов, переселяющихся в пределах области, по сравнению с 2014 годом уменьшилось на 3648 человек, или на 9,6%. В 2014 году в область прибыли 21772 человека, а выбыли за ее пределы 28453 человека (без внутриобластной миграции).[25]