Файл: Основные функции в системе менеджмента ( Основные функции менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Выбор данной темы обусловлен возрастающей ролью теоретического менеджмента в современном бизнесе. Руководители крупных и средних предприятий в настоящее время активно опираются на труды исследователей в области менеджмента. Также растёт количество учебных заведений, в рамках которых можно получить соответствующее образование. Тем же руководителям, которые заняли управленческие должности, не имея специализированного образования, приходится повышать квалификацию на специализированных краткосрочных курсах.

Целью написания данной курсовой работы является исследование основных функций менеджмента. Для достижения данной цели в ходе работы последовательно рассматриваются общие и конкретные функции менеджмента, формируя таким образом структуру данной работы. Практическая значимость работы состоит в возможности исследования теоретических выводов в учебных заведениях, занимающихся подготовкой специалистов в данной отрасли, а также в возможности практического приложения полученных выводов.

Предметом исследования курсовой работы является система отношений, возникающих в организации в процессе реализации основных функций менеджмента. Объектом исследования, соответственно, будут основные функции управления, которые используют все менеджеры в любой организации, как для решения текущих задач, так и определения дальнейшей перспективы.

Анализ изученных источников и изучение степени их надёжности

Данная тема являлась предметом интереса многих отечественных и зарубежных специалистов. При написании данной работы в качестве базы мною были выбраны труды классиков менеджмента, такие как работы Майкла Мескона «Основы менеджмента» и Тейлора Фредерика Уинслоу, «Менеджмент». Специалисты внесли большой вклад в развитие менеджмента вообще и управленческой науки в частности. Основной темой их исследований были функции менеджмента и их применимость в различных организациях [15, С. 32]. Источники могут быть оценены как надёжные, поскольку результаты исследований активно применялись в управлении менеджерами-практиками и доказали эффективность на практике. При этом, оценивая надёжность использованной в данной работе литературы, нельзя обойти вниманием тот факт, что публикации зарубежных специалистов нуждаются в некоторой адаптации к российским реалиям, тем ценнее труды отечественных авторов.


Также необходимо отметить таких авторов как Георгий Лигинчук («Основы менеджмента»), который в своей работе противопоставляет фигуру ученого или эксперта в области менеджмента, руководителю-практику, который по его мнению обладает определённой форой, поскольку его знания носят практический характер и опробованы в условиях реальной компании. Кроме этого сам процесс управления в книге учёного рассматривается как характерная деятельность миллионов людей, которые никогда не имели отношение к бизнесу и руководящим позициям. Автор пытается ответить на вопрос: что такое менеджмент — искусство, ремесло или наука[1] [12- C. 56]?

Автор книг «Менеджмент: учебное пособие», «Основы менеджмента» Владимир Рафаилович Веснин рассматривает менеджмент как совокупность взаимоотношений руководителя и подчинённого, в том числе и в рамках реализации ими основных функций менеджмента[2] [2, С. 76].

Глухов В. В, автор книги «Менеджмент»[3], в своей работе изложил основные разделы менеджмента, как науки практики и искусства управления, привел методы управления как стратегического, так и тактического уровня, приводит рекомендации по оптимизации организационной структуры, правильному подбору кадров и другим значимым организационным аспектам [4, С.45-78].

При исследовании и изучении менеджмента нельзя не обойти стороной и Михаила Ивановича и Натальи Юрьевны Кругловых[4], которые в своем труде «Стратегический менеджмент»[5] подробно освещают процесс формирования эффективного механизма стратегического управления. Особое внимание в книге уделено организационным, мотивационным, экономическим и техническим аспектам менеджмента[9,10].

Теоретико-методологической и эмпирической базой курсовой работы явились труды таких ученых и авторов как: Г.Г. Лигинчук, В.Р. Веснин, Н.Ю. Круглова, О.С. Виханский, А.И. Наумов, А. Файоль, А.П. Иванов, в том числе электронные варианты книг и популярных публикаций, специализированные Интернет-сайты и др[6].

Данная работа состоит из трёх глав, 7 параграфов, введения, заключения и списка использованных источников.

Глава 1 Теоретические основы менеджмента


В зарубежной и отечественной литературе даются разные определения понятия «менеджмент».

Менеджмент — вид профессиональной деятельности, управленческий труд, который включает: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и менеджера, обладающего определенными знаниями и умениями[7].

Менеджмент – самостоятельная область знаний, которую обязательно должны освоить люди, осуществляющие деятельность по управлению или планирующие заниматься менеджментом профессионально[8].

Менеджмент — наука, использующая количественные методы и экономико- математическое моделирование в процессе принятия управленческих решений.

Менеджмент — искусство управления, успех которого зависит от личных и творческих качеств менеджера[9].

Менеджмент – совокупность общих (планирование, организация, мотивация и контроль) и специальных функций управления.

Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации (предприятия, фирмы) в условиях рыночной экономики, в организации, направленной на получение прибыли путём рационального использования имеющихся ресурсов

Менеджмент – это особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на изменение конъюнктуры рынка, условия конкуренции и своевременно адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды[10]

В общедоступном понимании этого слова менеджмент представляет собой умение добиваться поставленных целей с использованием навыков, сил, времени и ресурсов других людей.

Термин «управление» шире термина «менеджмент», поскольку может использоваться применимо к различным сферам деятельности. [11]. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях [2, С.36].

Менеджмент является наукой, предназначенной для управления в условиях рыночной экономики.

Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты[12]:

— ориентированность на людей;

— нацеленность на решение задач потребителей;

— действие в условиях рынка;


— постоянное стремление к совершенствованию процесса управления организацией.

В настоящее время специалисты в области менеджмента используют следующие подходы[13]:

  • Процессный подход появился в 20-х годах XX века и существует до настоящего времени. Это подход исторически сложился раньше, чем все остальные. Он был предложен классической административной школой[14]. Этот подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, определяет менеджмент как процесс, в котором деятельность ориентирована на достижение организационных целей. В соответствии с процессным подходом каждая управленческая функция также должна рассматриваться как организационный процесс [1. С 14-17].

Процессный подход воспринимает менеджмент, как обычное взаимодействие людей в рамках организации, при этом влияние на них окружающей среды не учитывается

  • Системный подход появился в 50-е годы XX века и существует в наши дни. Системный подход– это способ мышления по отношению к организации и управлению[15]. Он предполагает исследование объекта анализа как системы, включающей в себя составные компоненты (подсистемы), без которых невозможно функционирование объекта в целом. При анализе рассматриваются внутренние связи между компонентами и внешние связи объекта [3, С. 45]. Применение системного подхода к менеджменту способствует пониманию организации как совокупности взаимосвязанных частиц составляющих единое целое и увязанных с внешним миром.

Система[16] – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новым свойством, которым составляющие систему компоненты не обладают.

Признаки системы[17]:

  • Сложность и целостность объекта.
  • Способность делить систему на подсистему (это не отделы).
  • Система-элемент более высокого уровня
  • Способность образовывать связи с внешней средой

В любой организации можно выделить систему управления – это совокупность элементов, объединенных информационными связями и процессами, которые существуют для достижения организационных целей.

Система управления состоит из управляющей и управляемой подсистемы.

  • Ситуационный подход – появился в 60-е годы XX века, существует в наше время[18]. Он основан на предположении, что в менеджменте организации не может быть универсальных принципов управления, применимых в любой ситуации и любая проблема должна рассматриваться и решаться контекстуально.

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений , создаёт единую концепцию управления. На основе лучшего опыта классиков менеджмента была создана новая управленческая парадигма, которая подразумевает:

  • отказ от положений классической школы менеджмента, особенно от теории рационализма,
  • использование в менеджменте теории систем,
  • применение системного подхода к управлению,
  • признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными работниками организации.

Вывод: сегодняшние эксперты в области менеджмента дают понятию достаточно широкое определение: часть специалистов делают упор на то, что менеджмент является искусством управления людьми, другие, характеризуя понятия акцентируют внимание на прикладной функции менеджмента, как науки , целью которой является обеспечение процесса достижения конкретных организационных результатов. Эволюция школ управления происходила от процессного подхода, где люди рассматривались как некие «механизмы», задачей которых было выполнение соответствующих функций до ситуационного подхода, пропагандирующего полный отказ от универсальных принципов менеджмента взамен на ориентацию на конкретную ситуацию. Современный менеджмент также предполагает значительную социальную ответственность руководителей перед подчинёнными и обществом в целом, поэтому требования к профессиональным личностным качествам менеджера год от года будут становиться всё более серьёзными

Глава 2 Основные функции менеджмента

Функция – роль выполняемая субъектом в рамках определённой сферы деятельности. Другими словами, функция это то, что находится в сфере ответственности субъекта в определённый момент времени. В ряде точных наук функцией называются отношения между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого[19].

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого решения, которое будет способствовать достижению заданной цели. Бывает так, что один работник выполняет сразу несколько функций, а несколько работников выполняют одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом[20].