Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (Теоретические аспекты франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования состоит в том, что переход государств от командно-административной системы к рыночным механизмам управления экономикой повлиял и на развитие новых способов предпринимательства. В начале 90-х годов XX столетия формируется такой способ ведения предпринимательской деятельности, как франчайзинг (коммерческая концессия). С развитием общественных отношений возникает необходимость в их регламентации посредством правовых норм. Но для частно-правовых отношений кроме государственного регулирования большое значение имеет их договорное оформление.

Объектом исследования являются франчайзинг.

Предмет исследования: законодательство, определяющее франчайзинг, практика его применения, взгляды по проблемам, связанным с темой исследования.

Целью работы является рассмотрение франчайзинга в гражданском праве.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • исследовать понятие франчайзинга;
  • рассмотреть соотношение договора коммерческой концессии и договора франчайзинга в гражданском праве;
  • исследовать правовое регулирование франчайзинга в РФ.

Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга

1.1.Понятие франчайзинга

Краткие определения (определения-дефиниции) франчайзинга и франчайзинговой деятельности в юридической литературе не встречаются. Все определения, отражающие эти явления, по своей полноте являются развёрнутыми, полными или исчерпывающими, например, как определение франчайзинговой деятельности Британской франчайзинговой ассоциации и определение франчайзинга, данное экспертами Российской франчайзинговой ассоциации, которое напоминает энциклопедическую статью.

В его основу положена интерпретация франчайзинга из Мировой энциклопедии, изданной на английском языке. В целом, структурная модель самых распространённых определений франчайзинга одинакова, так как содержит одни и те же определяющие признаки и дополнительные характеристики[1].


Термин "франшиза" обозначает два понятия:

1) лицензию, дающую право на льготное использование технологии франчайзера или оригинальной научной концепции;

2) сеть однородных предприятий, которые имеют одинаковую торговую марку, одинаковые условия, стиль и методы работы, а также единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно.

Франчайзер – это крупная компания, которая продаёт франшизы, и поэтому часто определяется как правообладатель или франшизодатель, а также осуществляет управленческие функции. Он имеет высокий имидж на рынке, является организатором всей деятельности, владельцем генеральной лицензии, собственником ноухау, главным консультантом и оптовым поставщиком необходимых продуктов, сырья, материалов, оборудования и технологии для осуществления предпринимательской деятельности.

А франчайзи, как держатель (пользователь) франшизы, представляет собой небольшое предприятие, которое получает от франчайзера отчуждаемые имущественные права и выступает как самостоятельный производитель, в большинстве случаев являющийся юридическим лицом. Он имеет свой расчётный счёт, самостоятельный баланс (или смету) и несёт самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Фактически франчайзи – это предприниматель, текущая деятельность которого является полностью самостоятельной, но его предприятие функционирует как часть единого комплекса, объединённого франчайзером, который является собственником нематериальных активов предприятия, принадлежащего франчайзи[2].

Франчайзи – это компания, которая была неизвестна потребителю до знакомства с франчайзинговой деятельностью. Это может быть вновь создаваемое или маломощное в финансовом отношении предприятие. Крупные компании достаточно тщательно занимаются отбором потенциальных кандидатов из числа наиболее квалифицированных предпринимателей на получение своей лицензии[3].

Франчайзи при осуществлении своей деятельности используют торговую марку правообладателя, поэтому эта форма предпринимательства особенно эффективна для вновь создаваемых предприятий, поскольку авторитет уже наработан франчайзером и потребитель привык к торговой марке, а, следовательно, к товару или услуге. Постоянная поддержка со стороны крупной компании помогает небольшим предприятиям преодолеть различные трудности, особенно на начальном этапе функционирования.


Отличительной особенностью франчайзинговой деятельности является то, что товары или услуги, производством и реализацией которых занимаются и небольшие, и крупные компании, должны быть полностью тождественными. Первоначально система франчайзинга использовалась для того, чтобы реализовать какую-либо уникальную идею. Сегодня товар или услуга не обязательно должны быть уникальными. Могут создаваться принципиально новые товары или услуги или адаптироваться уже существующие товары или услуги для франчайзинговой деятельности.

Франчайзинговая деятельность всегда осуществляется посредством договора. Это обязательное условие любых франчайзинговых правоотношений. Договорные отношения по франчайзингу – это долгосрочные и многосторонние общественные отношения, складывающиеся между субъектами франчайзинга. Франчайзер, как правило, заключает соглашения не с одним, а с множеством франчайзи, создавая, таким образом, разветвлённую сеть торговых или промышленных предприятий.

Субъектами франчайзинга могут быть коммерческие юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. Как правило, договорные отношения по франчайзингу складываются между крупной компанией и теми небольшими по численности работников и масштабам предпринимательства коммерческими организациями, которые только начинают свою деятельность на рынке. Коммерческие франчайзинговые соглашения являются наиболее распространённой формой обязательственных отношений по использованию комплекса исключительных прав (лицензионного комплекса) в хозяйственной деятельности пользователя.

Договор франчайзинга, представляя собой соглашение между франчайзером и франчайзи, устанавливает их права и обязанности и подробно описывает условия осуществления франчайзинговой деятельности. К нему будут обращаться часто и в течение многих лет, поэтому договор должен быть тщательно подготовлен.

Франчайзинговые соглашения включают три основных этапа развития договорных отношений, каждый из которых должен быть четко определён:

1) этап подписания договора франчайзинга и вступления его в силу, на котором осуществляется обучение потенциальных франчайзи и определяется конкретная территория осуществления хозяйственной деятельности;

2) этап непосредственного функционирования франчайзингового предприятия;

3) этап прекращения договорных отношений между франчайзером и франчайзи.

Таким образом, сущность франчайзинга, как метода распространения товаров и услуг состоит в следующем. Главная – чаще всего это крупная, авторитетная и достаточно известная субъектам потребительского рынка – компания заключает договор с уже существующим или вновь создаваемым предприятием о предоставлении ему комплекса исключительных прав на выпуск марочных товаров и их реализацию, а также оказание услуг с использованием товарного знака (знака обслуживания) данной компании на определённой территории.


1.2. Соотношение договора коммерческой концессии и договора франчайзинга в гражданском праве

Благодаря планомерному развитию экономики, усложнению форм взаимодействия организаций, основанных на частных вложениях, уменьшению степени активного влияния государства на процессы производства и распределения товаров, работ и услуг, происходит становление новых вариантов и возможностей совершенствования экономической деятельности.

Развитие и усложнение экономики, а так же ее всеобщая глобализация породила новый способ осуществления предпринимательской деятельности – договор коммерческой концессии. Указанная договорная конструкция не является традиционной для российского гражданского права. Легальная дефиниция договору коммерческой концессии дана в ст. 1027 ГК РФ. Следует подчеркнуть одну из ключевых особенностей указанного правового института: комплексность исключительных прав, передаваемых по договору. Законодатель прямо указал на то, что права на товарный знак и на знак обслуживания подлежат обязательной передаче. Остальные права подлежат включению в договор, но определяются сторонами самостоятельно[4].

Значимость договора коммерческой концессии обусловлена тем, что его использование дает существенные преимущества на пути расширения бизнеса, а так же возможность взаимодействия субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на международном уровне, без крупных финансовых вложений. Предприниматель-пользователь в отношениях с контрагентами-потребителями осуществляет свою деятельность используя «маску» правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшей себя на рынке соответствующих товаров или услуг.

В мировой предпринимательской практике подобные отношения получили свое отражение в правовом институте, именуемом франчайзингом. Зарождение указанных отношений происходило в США, однако с течением времени франчайзинг получил активное развитие во многих странах мира. Соотношение анализируемых договорных конструкций является актуальным вопросом главы 54 Гражданского кодекса РФ.


В доктринальных исследованиях, посвященных заявленной проблеме, выделяется устоявшаяся точка зрения многих ученых-цивилистов, указывающих на абсолютную синонимичность понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг». Однако необходимо указать, что это не является общепринятой точкой зрения: теория и практика содержат так же иные подходы к анализируемому вопросу, которые заслуживают более детального рассмотрения. Выяснение природы отношений франчайзинга имеет важное правовое значение.

В гражданском законодательстве закреплен принцип свободы договора, согласно которому стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами – «непоименованный договор» (п.2 ст. 421 ГК РФ)[5]. Если отождествить договор коммерческой концессии с договором франчайзинга, то, даже называя соглашение франчайзингом, регулировать его необходимо по правилам главы 54 ГК РФ. Однако если исходить из того, что договор франчайзинга и договор коммерческой концессии являются разными договорными конструкциями, встает вопрос: через какие нормы гражданского законодательства будет происходить регулирование отношений сторон.

В последнем случае отношения, возникающие в рамках договора о франчайзинге, могут быть урегулированы с учетом правовой природы соглашения, а также особенностей, предусмотренных ст. 421 ГК РФ, двумя возможными путями:

1. Договор франчайзинга относится к числу смешанных договоров. К соглашению применяются нормы, регулирующие отношения, входящие в содержание договора. Например, это могут быть отношения, вытекающие из договора по оказанию услуг, лицензионного договора, договора аренды, договора купли-продажи и т. д. К тому же необходимо учесть следующее: даже при всей важности положений договора, согласованных сторонами, регулирование будет происходить с учетом императивных норм, указанных в договорных конструкциях составляющих ядро сложного соглашения. Условия договора не должны противоречить безальтернативным предписаниям закона.

2. Договор относится к числу непоименованных договоров. В этом случае регулирование будет происходить не только на основании заключенного договора, но с учетом общих норм о договорах и обязательствах, а так же (как прямо указанно в п. 2 ст. 421 ГК РФ) могут быть применимы правила об аналогии закона к отдельным отношениям сторон.

Очевидным является невозможность заключения договора франчайзинга без включения в него сразу несколько правовых институтов, известных гражданскому законодательству, которые бы регулировали данные отношения. Именно поэтому договор будет относиться к числу смешанных и к нему (в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ) будут применяться в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не будет вытекать из соглашения сторон или из существа договора. Законодатель указывает на важность положений заключенного договора, выводя их на передний план, но необходимо помнить об императивных предписаниях закона. После выяснения практической ценности вопроса разграничения договоров коммерческой концессии и франчайзинга, вернемся к главному вопросу научного исследования: соотношение договора коммерческой концессии и договора франчайзинга.