Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (Теоретические аспекты франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Правовое регулирование франчайзинга в РФ

2.1.Особенности правового регулирования франчайзинговых отношений

Современное предпринимательство трудно представить без использования коммерческой концессии, стремительно набирающей популярность. Это неудивительно, ведь использование известного бренда и уже отработанных маркетинговых схем дает большое преимущество владельцам малого и среднего бизнеса, так как позволяет не тратить время на эксперименты и рекламу, а начать получать прибыль с предприятия в максимально короткий срок[18].

Франчайзинг нацелен на прямое содействие продвижению на рынке товаров, работ и услуг, а сам договор коммерческой концессии направлен на обслуживание процесса производства, продажи или оказания услуг. Для владельцев крупных предприятий, предоставляющих франшизу, этот тип договорных отношений обнаруживает несомненную выгоду, так как способствует стремительному расширению деловых связей и бизнеса при полном контроле за деятельностью пользователя франшизы без необходимости образовывать филиалы или дочерние предприятия. В свою очередь предприниматели, пользующиеся франшизой, оказываются застрахованы от многих экономических рисков[19].

Но при всем широком спектре достоинств, коммерческие концессии могут представлять угрозу для свободной конкуренции (в случае злоупотребления ограничительными условиями), именно поэтому развитие концессионных правоотношений не мыслится без развития антимонопольного и гражданского законодательства. Согласно определению экспертов ВОИС, франшиза представляет собой договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы, в обмен на вознаграждение[20].

Начало правового регулирования франчайзинга в Российской Федерации относится к 1996 году, когда в Гражданский кодекс РФ введена глава 54 «Коммерческая концессия». Хотя непосредственно сам термин «франчайзинг» использован не был, но коммерческая концессия обладает множеством присущих ему черт, что позволяет говорить о существовании механизма правового регулирования франчайзинга в России. Тем не менее, у большинства правообладателей возникли сомнения, можно ли использовать договор коммерческой концессии при реализации франчайзинговых и близких к ним схем[21].


В соответствии с пунктом 1 статьи 1027 ГК РФ, заключение договора коммерческой концессии связано с предоставлением правообладателем пользователю совокупности исключительных прав. Комплекс исключительных прав включает в себя право на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства. Стоит отметить, что помимо этого франчайзер оказывает пользователю постоянную организационную, техническую, коммерческую помощь и протекцию в сфере предпринимательских и рыночных отношений.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации (статья 1028 ГК РФ). Важно заметить, что исключительные права предоставляются пользователю за некоторую фиксированную разовую или периодическую плату, в качестве которой могут выступать отчисления от выручки, наценка на оптовую цену реализуемых товаров и т.п[22]. Помимо этого, правовое положение пользователя по данному договору включает широкий спектр обязанностей, закрепленных в статье 1032 ГК РФ. В договоре обязательно оговаривается, каким образом франчайзи должен использовать различные средства индивидуализации. Закономерным является и обязательство по производству товаров, оказанию услуг или выполнению работ, аналогичных тем, что производит, оказывает или выполняет франчайзер. Это касается в первую очередь качества соответствующих товаров, услуг или работ. При этом правообладатель осуществляет полный контроль за деятельностью пользователя[23].

Из этого вытекает обязанность четко следовать всем указаниям правообладателя по поводу организации и ведения бизнеса, вплоть до оформления коммерческих помещений. Важно, что франчайзи обязан организовывать свою работу так, чтобы потенциальные клиенты могли рассчитывать на получение всего спектра дополнительных услуг, предложенных непосредственно франчайзером, и были проинформированы о том, что данное предприятие или организация использует те или иные средства индивидуализации в соответствии с договором коммерческой концессии[24].

В свою очередь правообладатель по договору коммерческой концессии наделен следующими основными обязанностями (пункт 1 статьи 1031 ГК РФ): – передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить ему иную необходимую информацию; – проинструктировать пользователя и его работников по вопросам в рамках реализации договора. Помимо этого, в договоре, как правило, указывается, что правообладатель обязан обеспечить государственную регистрацию договора, обеспечивать обучение и переобучение персонала, а также осуществлять контроль за деятельностью пользователя и содействовать его развитию. Так как широкое распространение коммерческих концессий может помешать развитию конкуренции, законодатель устанавливает ряд ограничений прав сторон по соответствующему договору. Так в договор может быть включено обязательство правообладателя не передавать соответствующие исключительные права другим лицам, осуществляющим свою деятельность на данной территории, либо отказаться от собственной деятельности на ней. Если же правообладатель все же осуществляет предпринимательскую деятельность на оговоренной территории, то пользователь может быть обязан не конкурировать с правообладателем, соблюдать его ценовую политику, согласовывать с ним географическое расположение коммерческих помещений, а также не заключать аналогичных договоров с его потенциальными конкурентами[25].


Подобные меры необходимы для избежания противоречий с антимонопольным законодательством и сохранения здорового функционирования рынка. Изменение договора коммерческой концессии подчиняется общим положениям об изменении договоров, с тем лишь отличием, что подобные действия, согласно пункту 2 статьи 1046 ГК РФ, подлежат обязательной государственной регистрации. С самого начала правовое регулирование договора коммерческой концессии в РФ столкнулось с некоторыми сложностями. Отсутствие четкого положения об эквивалентности коммерческой концессии западной франшизе, о разнице между фирменным наименованием и коммерческим обозначением, привело к тому, что суды не признавали данный юридический факт, и договоры, основным правом в которых было коммерческое обозначение, а не фирменное наименование, становились ничтожными[26].

Ситуацию исправила часть IV раздела VII ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», вступившая в силу в 2008 г. Но тем не менее, на практике предприниматели столкнулись с еще одной проблемой – длительностью регистрации в Роспатенте, не позволявшей сторонам вступить в соответствующие правоотношения, так как до момента регистрации договор считается ничтожным [27]. Примечательно, что государство не оставляет это без внимания, и работа по разработке и совершенствованию законодательства в сфере правового регулирования договора коммерческой концессии ведется довольно активно, и уже имеет существенные результаты.

Таким образом, в Российской Федерации франшиза как разновидность коммерческих отношений еще не получила должного развития, но законодательные основы регулирования уже созданы. Инициатива депутатов по установлению срока государственной регистрации договоров, возможности использования разовых фиксированных и периодических платежей и введению дополнительных ограничений по договору, изложенная в проекте ФЗ № 392449-5 «О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации», уже принята во внимание и реализована[28].

Несомненно, механизм правового регулирования коммерческой концессии (франчайзинга) в РФ переживает стадию становления и подъема. Это необходимый и закономерный процесс, так как сегодня во всем мире франчайзинг рассматривается, как наиболее прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношений, а Российская Федерация, как государство с активно развивающейся экономикой, не может остаться в стороне от мировых экономических тенденций и отказаться от полезных нововведений.


2.2. Вопросы правового регулирования франчайзинга в РФ

Франчайзинг появляется в современном отечественном законодательстве в 1996 году в 54 Главе ГК РФ и получает наименование коммерческой концессии[29]. Сразу бы хотелось внести ясность в понятийное не соответствие коммерческой концессии и зарубежного института франчайзинга. Многие цивилисты отождествляют данные понятия, и даже судебная практика придерживается такой позиции[30]. Однако, в своем историческом понимании договор коммерческой концессии представлял собой передачу исключительных прав на продажу товаров. И такой вид соглашения не предусматривал обязательного предоставления комплекса исключительных прав, что, в свою очередь, является обязательным условием договора франчайзинга. В современном понимании гражданскоправовых отношений договор коммерческой концессии вбирает в себя скорее признаки дистрибуции (бизнес-системы распределения и сбыта товара оптово-розничными посредниками от производителя к конечному потребителю с использованием коммерческого обозначения, товарного знака такого производителя)[31].

Таким образом, можно сделать вывод, что данные понятия не равнозначны по своей сущности, но то легальное определение коммерческой концессии, которое представлено в статье 1027 ГК РФ, в большей степени свойственно правовой природе именно договора франчайзинга, а это значит, что фактически 54 Глава ГК РФ нацелена на регулирование франчайзинговых отношений, хотя и формально именуется коммерческой концессией[32]. И именно это дефинитивное упущение предстает краеугольным камнем правовой не разработанности отечественного франчайзингового законодательства.

По нашему мнению, законодателю следует устранить данные противоречия и зафиксировать определение договора франчайзинга. Исходя из существующих требований законодателя, мы можем выделить следующие признаки договора коммерческой концессии (франчайзинга): предоставление одной стороной (правообладателем) другой (пользователю) за вознаграждение на срок или без срока право использовать комплекс исключительных прав, который обязательно включает товарный знак (или) знак обслуживания, по усмотрению сторон, право на коммерческое обозначение, ноу-хау и другие объекты[33]. Также договор включает деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя в определенном объеме и с указанием (без указания) территории.


Ключевые изменения, произошедшие в 2011 году, и в которых так нуждался институт франчайзинга, в первую очередь, случились благодаря организации, выступающей движущей силой в становлении и развитии отечественного франчайзинга – Российской Ассоциации Франчайзинга (далее – РАФ).

Данная организация была создана в 1997 году для поддержки предпринимателей. По нашему мнению, за годы своего существования РАФ проделала качественную и весьма успешную работу: достигла международного признания (является действительным членом Всемирного Франчайзингового Совета (WFC)); разработала, добилась внесения и принятия поправок к Главе 54 ГК РФ[34], добилась снижения размера государственной пошлины за регистрацию договора коммерческой концессии (с 25 000 рублей до 13 500 рублей)[35]. Поэтому РАФ на сегодняшний день занимает активную позицию, является основным двигателем развития и популяризации института франчайзинга в России.

На наш взгляд, особый интерес для российской правовой действительности представляет правовая регламентация преддоговорных отношений будущих партнеров по франчайзингу. Так, уделяется пристальное внимание раскрытию информации о предмете франчайзинга еще до заключения самого договора. При этом соглашение о раскрытии информации действует и после заключения договора и установления партнерских отношений.

На преддоговорной стадии франчайзинга правообладатель обязан предоставить потенциальному пользователю следующие документы: информационное сообщение, с кратким содержанием преимуществ и недостатков франчайзинга; документ о раскрытии информации, договор франчайзинга в окончательной форме и копию Франчайзингового кодекса поведения не менее чем за 14 дней до подписания договора10. Таким образом, закон максимально защищает интересы франчайзи, не дает возможности ввести его в заблуждение путем предоставления неполной или недостоверной информации еще на этапе переговоров. В случае нарушения условий об открытости и достоверности, франчайзи может потребовать возмещения понесенных в связи с этим убытков.

Заключение

Сущность франчайзинга, как метода распространения товаров и услуг состоит в следующем. Главная – чаще всего это крупная, авторитетная и достаточно известная субъектам потребительского рынка – компания заключает договор с уже существующим или вновь создаваемым предприятием о предоставлении ему комплекса исключительных прав на выпуск марочных товаров и их реализацию, а также оказание услуг с использованием товарного знака (знака обслуживания) данной компании на определённой территории.