Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(Исследование понятия «оперативно-розыскная деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. Проблема терминологического аспекта оперативно-розыскной деятельности и осуществляемых в ее рамках оперативно-розыскных мероприятий является одной из дискуссионных в теории ОРД, о чем свидетельствуют различные толкования данных понятий в научных исследованиях.

Очевидно, что, являясь составной и важной частью правоохранительной деятельности, оперативно-розыскная деятельность направлена, в первую очередь, на борьбу с преступностью. Принимая во внимание то, что основным содержанием и характерной чертой оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковая сущность, она представляет собой правоохранительную функцию особого рода. Реализация данной функции, в свою очередь, осуществляется преимущественно негласными способами и имеет своей целью получение информации, способствующей выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания.

Объектом исследования данной работы являются задачи оперативно-розыскной деятельности.

Цель работы – исследование понятия оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:

  1. Исследовать понятие; рассмотреть цели и задачи оперативно-розыскной деятельности.
  2. Рассмотреть сущность оперативно-розыскных мероприятий и методов оперативно-розыскной деятельности.
  3. Выявить проблемы в правовом регулировании задач оперативно-розыскной деятельности и определить пути решения этих проблем.

Научно-методическая основа работы: нормативно-законодательные акты, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Исследование понятия «оперативно-розыскная

деятельность»


Правовая сущность оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность – одна из форм правоохранительной работы и равна с иными её видами, её цель – защита здоровья, жизни, свобод и прав гражданина и человека, собственности, обеспечение безопасности государства и общества от преступных посягательств.

В действующем законодательстве содержится определение оперативно-розыскной деятельности. Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [1] под ней понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Целями оперативно-розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств; обеспечение безопасности общества и государства от данных посягательств.

Круг субъектов, которые уполномочены совершать оперативно-розыскную деятельность – оперативные подразделения уполномоченных государственных органов.

Задачи оперативно-розыскной деятельности закреплены в ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Согласно данной статье задачами данной деятельности являются:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ;

– установление имущества, подлежащего конфискации.

При анализе задач оперативно-розыскной деятельности выявляется несовершенство формулировки, содержащейся в ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Так, логичнее было бы сформулировать первую задачу следующим образом «предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, а также обнаружение лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших».


Понятие «результаты оперативно-розыскной деятельности» закреплено в п. 36.1. ст. 5 УПК РФ, в котором говорится, что это «сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда».

Будучи выраженным в указанной норме, в самом общем виде рассматриваемое понятие не позволяет сформировать о нем четкого представления, что порождает соответствующую научно-практическую дискуссию. Следствием данной дискуссии является широкий спектр сформулированных в её рамках авторских дефиниций.

Вопрос о статусе результатов оперативно-розыскной деятельности также достаточно дискуссионен.

Де-юре он регламентирован ст. 74, 89 УПК РФ, а также разъяснен в решениях Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации[2]. Исходя из вышеуказанных норм и разъяснений следует, что на сегодняшний день результаты оперативно-розыскной деятельности являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе норм УПК РФ.

Де-факто, как отмечает ряд авторов, существенного преобразования содержания представляемых результатов оперативно-розыскной деятельности, после закрепления их надлежащим процессуальным путем, не происходит[3].

Видоизменяется лишь их юридический статус. Данный факт является основополагающим для представителей теории и практики, отстаивающих точку зрения о необходимости придания результатам оперативно-розыскной деятельности статуса доказательств.

Таким образом, необходимо отметить, что главной причиной многочисленных теоретических и практических проблем в определении понятия оперативно-розыскной деятельности и разграничения данного института с другими процессуальными институтами является отсутствие системной уголовно-процессуальной политики государства. Именно последовательное определения целей и задач дознания и оперативно-розыскной деятельности в рамках единой концепции развития отечественного уголовного процесса способно положительно повлиять на эффективность защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод[4].


1.2. Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и виды

Как справедливо отмечает А. Е. Чечетин, в качестве одной из важнейших гарантий обеспечения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий следует рассматривать соблюдение законных оснований их проведения. И от того, насколько четко они определены, зависит правильность принятия решений[5]. В свою очередь, правомерность проведения оперативно-розыскных мероприятий обуславливает возможность использования их результатов и в уголовном судопроизводстве.

Поскольку в самом законе, регламентирующем проведение оперативно-розыскных мероприятий, определение понятия основания проведения оперативно-розыскных мероприятий отсутствует, то следует обратится к научной литературе.

Так, В. Ю. Голубовский под основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий предлагает понимать «совокупность установленных законодательством обстоятельств, при наличии которых возможно комплексное использование сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности»[6].

Е. С. Дубоносов утверждает, что основания проведения оперативно-розыскных мероприятий – это «содержащиеся в поводах фактические данные о непосредственных признаках общественной опасности и противоправности деяния, требующие оперативного реагирования»[7]. В свою очередь, под поводами указанный автор предлагает понимать «поступившие к оперативному сотруднику источники сведений о признаках противоправного деяния (события, процесса, явления), которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений».

По мнению А. Н. Халикова, под оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать установленные соответствующим Федеральным законом действия, проводимые субъектами оперативно-розыскной деятельности, путем сочетания гласных и негласных средств и методов, в соответствии с требованиями нормативных актов, с целью получения фактических сведений и их фиксации, необходимых для решения задач ОРД[8].

По мнению О. В. Фирсова, содержанием оперативно-розыскного мероприятия является конкретная форма осуществления уполномоченными на то лицами оперативно-розыскной деятельности на основании и в порядке, предусмотренными законами и подзаконными нормативными актами[9].


В тоже время, А. Ю. Шумилов оценивая положения действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорит о том, что «в силу молодости оперативно-розыскного закона одним и тем же термином – «основания» для проведения оперативно-розыскных мероприятий в Федеральном Законе об оперативно-розыскной деятельности названы и важнейшие непременные причины их осуществления (собственно основания), и соответствующие формально-определенные поводы» [10]. А. Ю. Шумилов предлагает определять оперативно-розыскное мероприятие как предусмотренный ФЗ об ОРД, сыскной поступок непосредственно осуществляющего оперативно-розыскную деятельность субъекта, сутью которого является получение необходимой для достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности информации.

Сходную с А. Ю. Шумиловым позицию занимают О. А. Вагин и А. П. Исиченко. Указанные авторы отмечают, что понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению оперативно-розыскных мероприятий, так и собственно основания. При этом под поводами к проведению оперативно-розыскных мероприятий указанные авторы предлагают понимать «обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий»[11]. Соответственно, под основаниями – «фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий либо тех и других в совокупности».

Вместе с тем, В. М. Атмажитов и В. Г. Бобров считают, что «…с такой точкой зрения, пожалуй, можно согласиться. В любом случае, она заслуживает внимания и обсуждения. Но этот вопрос требует специального рассмотрения» [12]. Однако, указанные авторы обращают внимание на то, что термин «основания проведения оперативно-розыскных мероприятий» закреплен в Федеральном Законе об оперативно-розыскной деятельности, а поэтому при рассмотрении проблемных вопросов законодательного регулировании следует использовать именно его.

Под понятием «основания проведения оперативно-розыскных мероприятий», на наш взгляд, целесообразно понимать совокупность установленных законодательством обстоятельств, при наличии которых допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Что же касается классификации оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, то в юридической литературе также не существует единого мнения по этому вопросу. В частности, некоторые ученые правоведы предлагают осуществлять деление оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от решаемых с их помощью задач. Сам же Федеральный Закон какой–либо классификации не предусматривает, но тем не менее ее важность и значимость при проведении оперативно-розыскных мероприятий очевидна, поскольку позволяют более глубокого и детального познать сущность данных мероприятий. Это во многом обуславливает вопрос о грамотном правоприменении оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, закрепленных в Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Это связанно с тем, что любой сотрудник оперативных подразделений должен иметь четкое представление о том, какие именно оперативно-розыскные мероприятии допускается проводить в соответствии с законом, при наличии того или иного основания.