Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности(Исследование понятия «оперативно-розыскная деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И в этом отношении следует отметить, что многие авторы указывают на наличие оснований, которые позволяют оперативным подразделениям осуществлять весь (без каких-либо изъятий) комплекс оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ч. 1 ст. 6 Федерального Закона об оперативно-розыскной деятельности, а также основания при наличии которых не могут проводиться оперативно-розыскные мероприятии, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.

Можно также привести и мнение Ю. Г. Волгина, который предлагает выделять следующие группы оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий:

– основания, допускающие проведение полного (без каких-либо исключений) перечня оперативно-розыскных мероприятий;

– основания, допускающие проведение ограниченного (без включения мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища) перечня оперативно-розыскных мероприятий[13].

Данная позиция нам представляется наиболее предпочтительной и следуя ей можно весь перечень, из закрепленных в ст. 7 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», оснований привести в следующем систематизированном с позиций правоприменителя виде:

1. Основания, допускающие проведение полного (без каких-либо исключений) перечня оперативно-розыскных мероприятий.

2. Основания, допускающие проведение ограниченного перечня оперативно-розыскных мероприятий.

Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ «Об ОРД») в ст. 6 устанавливает перечень, который в себя включает 15 оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), изменен или дополнен который может только федеральным законом. Однако следует отметить, что ни понятия, ни содержания ОРМ ФЗ «Об ОРД» не закрепил.

1.3. Оперативно-розыскные методы

В теории ОРД под ОРМ понимаются закрепленные в ФЗ ОБ «ОРД» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД[14].

Кроме этого в ФЗ «ОбОРД» дважды встречается понятие «методы ОРД». А именно: в ст. 3 закреплен принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, в ч. 1 ст. 12 установлено, что сведения о методах, используемых при проведении негласных ОРМ, относятся к государственной тайне. Следует так же отметить, что методы ОРД нормативного закрепления так же не нашли.


Для определения категории «метод», необходимо выяснить теоретическую сущность рассматриваемого явления. Так, например, по мнению И. С. Ожегова, слово метод имеет несколько значений:

1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Поточный метод производства.

2. Способ действовать, поступать каким-н. образом, прием. 3. способ воздействия, внушения[15].

Применительно к оперативно-розыскной деятельности категорию «метод» рассматривали разные специалисты. К примеру, В. Ю. Алферов, А. И. Гришин, Н. И. Ильин определили методы оперативно-розыскной деятельности, как те выработанные практикой оперативно-розыскной деятельности специальные приемы выявления и изучения лиц, занимающихся преступной деятельностью или причастных к совершению преступлений, а также выявления обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и предупреждения преступлений[16].

По мнению иных авторов, методы ОРД - это способы, приемы осуществления отдельных действий или совокупности действий, составляющих содержание ОРМ1. В теории и практике ОРД встречаются различные подходы к определению перечня методов ОРД. Так, например, А. Е. Чечетин выделяет такие методы ОРД, как агентурный метод, метод скрытого наблюдения, метод разведывательного опроса, личный сыск, оперативную комбинацию[17].

Сравнивая понятие «ОРМ» и «методов ОРД» нет сомнения, что это вполне самостоятельные категории, и ОРМ включают в себя применение гласных и негласных сил, средств и методов. То есть понятие «ОРМ» шире понятия «методы ОРД». Так ли это? Таким образом, возникает вопрос о соотношении данных понятий. Теоретическое изучение данного вопроса позволило выявить, что в теории ОРД нет единого подхода.

Так В. Ю. Алферов, А. И Гришин, Н. И. Ильин считают, что, с принятием ФЗ «Об ОРД» категория методов оперативно-розыскной деятельности утратила свое былое значение, так как в большинстве своем они оказались поглощены соответствующими оперативно-розыскными мероприятиями. Метод разведывательного опроса, например, оказался тождественным оперативно-розыскному мероприятию в виде опроса, метод скрытого наблюдения – тождественным наблюдению. Тем не менее, по мнению авторов, отдельные методы оперативно-розыскной деятельности полностью сохранили свою самостоятельность и продолжают использоваться наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, включая их в свое содержание. К таким методам в полной мере можно отнести метод личного сыска, при котором оперативный работник лично устанавливает оперативно значимые обстоятельства путем непосредственного осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и раскрытия преступлений, а также агентурный метод, предполагающий получение оперативно-розыскной информации и решение задач оперативно-розыскной деятельности путем использования возможностей отдельных лиц на конфиденциальной основе[18].


А. Е. Чечетин в своих трудах отмечал, что в законодательном перечне оперативно-розыскных мероприятий нашли закрепление традиционные методы оперативно-розыскной деятельности, выработанные многолетней практикой борьбы с преступностью и упоминаемые в недалеком прошлом лишь в ведомственных нормативных актах.

Автор отмечает, что в перечне оперативно-розыскных мероприятий отсутствуют два традиционных и используемых на практике метода ОРД – личный сыск и оперативная установка. Однако это отнюдь не означает, что законодатель отверг эти приемы, апробированные длительным опытом работы. Дело в том, что указанные методы ОРД имеют сложную структуру и состоят из комплекса более простых способов собирания информации, закрепленных в таких мероприятиях, как наблюдение, опрос, наведение справок и отождествление. Пользуясь терминологией закона, эти методы ОРД можно рассматривать как комплексы оперативно-розыскных мероприятий. В связи с тем, что они включают в свою структуру предусмотренные законом мероприятия, нет необходимости дополнительно закреплять их в законе, и их применение на практике следует признать правомерным[19].

Из приведенных примеров мы видим, что соотношение понятий «метод ОРД» и «ОРМ» зависит от их содержания, согласно которому отдельные методы могут реализовываться в рамках одного (разведывательный опрос, скрытое наблюдение) или включать в себя несколько ОРМ (агентурный метод, личный сыск).

Подводя итог, и соглашаясь с мнением Д. В. Ривмана, необходимо сказать, что ОРМ являются законодательно урегулированной формой реализации методов ОРД[20], позволяющей обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, возможность дальнейшего использования результатов ОРД в процессуальной деятельности.

Однако нельзя не согласиться с мнением В. Ю. Алферова, А. И. Гришина и Н. И. Ильина, которые отмечают в своем учебном пособии, что соотношение методов ОРД и ОРМ нуждается в дополнительном изучении и осмыслении с последующим определением единого подхода к их содержанию и месту в оперативно-розыскной деятельности.

Выводы

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является самостоятельным видом государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

ОРД имеет четко определенные цели. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 1) в качестве таких целей указывает следующие: защита жизни и здоровья граждан; защита прав и свобод человека и гражданина; защита собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.


В статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

Вместе с тем, несмотря на наличие в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельной статьи «Задачи оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2), перечень задач, выполняемых оперативно-розыскными органами, фактически шире. Иные задачи ОРД можно определить путем анализа и системного толкования положений ст.ст. 2, 7 и 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статей ряда иных федеральных законов.

Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий – это совокупность установленных законодательством обстоятельств, при наличии которых допускается проведение данных мероприятий. Перечень оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, приведенный в ст. 7 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», с позиций правоприменителя, целесообразно разделить на две группы:

– основания, допускающие проведение полного (без каких-либо исключений) перечня оперативно-розыскных мероприятий;

– основания, допускающие проведение ограниченного перечня оперативно-розыскных мероприятий.

Глава 2. Проблемные аспекты регулирования

оперативно-розыскной деятельности и пути их решения

2.1. Проблемы регулирования оперативно-розыскной деятельности

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», являясь законодательной основой для осуществления оперативно-розыскной деятельности всеми ее субъектами в Российской Федерации, содержит базовые положения, регламентирующие организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий: ст. 1 ФЗ «Об ОРД» устанавливает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Одним из таких положений является ст. 7 указанного закона «Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий», содержание которой представляется целесообразным подвергнуть научному анализу.


Законодатель не дает определения понятия основания для проведения ОРМ, в связи с чем особое значение приобретают научные взгляды ученых, разрабатывающих теоретические аспекты оперативно-розыскной деятельности. Так, О. А. Вагин определяет основания для проведения ОРМ как фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающие под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации[21].

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий — предусмотренные оперативно-розыскным законом обстоятельства, имеющие значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, объясняющие причину осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Одной из значимых проблем в данной области представляется отсутствие оснований для проведения оперативного поиска — «первичных» оперативно-розыскных мероприятий, то есть ОРМ, направленных на получение первичной информации, содержащей основания для проведения дальнейших ОРМ в соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД». А. Ю. Шумилов определил оперативный поиск как ОРД по обнаружению латентных преступлений и лиц, их совершивших, а также первоначально неизвестных причин и условий для совершения преступлений[22]. Оперативный поиск постоянно осуществляется всеми субъектами ОРД и прочно входит в теорию ОРД как начальная стадия оперативно-розыскного процесса.

Однако законодатель указывает весьма туманно: «Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о…» (ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»). Возникают вопросы: из какого источника эти сведения станут известными? Они поступят инициативно (что на практике случается редко) или в результате оперативного поиска? Оперативный поиск осуществляется (как часть ОРД) путем проведения ОРМ, а где предусмотрены основания для их проведения, если их нет в ст. 7 ФЗ «Об ОРД»?

В. А. Гусев считает, что вопрос оспаривания в суде отсутствия законодательной процедуры получения первичной информации в ОРД может быть поднят в любой момент, причем его разрешение видится не в пользу оперативно-розыскного органа[23]. В. М. Атмажитов и В. Г. Бобров подчеркивали, что «разведывательно-поисковые мероприятия должны базироваться на соответствующей норме права»[24], и указывали на коллизию норм. Так, определяя задачи оперативно-розыскной деятельности, законодатель среди других назвал выявление преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, тем самым предусмотрев возможность (точнее, обязанность) проведения ОРМ разведывательно-поискового характера в целях получения исходных сведений, необходимых для дальнейшей работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Однако основания для осуществления таких мероприятий в законе не предусмотрены, поэтому их проведение с точки зрения анализируемой нормы, строго говоря, может выглядеть противоправным: основания для их осуществления Закон не содержит. Во-вторых, согласно рассматриваемой норме, проведение ОРМ допустимо при наличии сведений о признаках «подготавливаемого» противоправного деяния, а также о лицах, его «подготавливающих».