Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Конфликт и причины его возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Изучение конфликта имеет большое значение для организационного поведения, так как развитие организации неизбежно связано с конфликтом. Решение проблем организационного поведения требует понимания причин и динамики развития конфликта. Тили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Конфликты, связанные с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен (исчерпан, пресечен или прекращен), ибо его последствия могут принести немалый ущерб.

В обществе привыкли считать, что конфликт – это ассоциация с угрозами, войной, спором и прочее. Поэтому в обществе укрепилось мнение о том, что конфликт в большинстве своем – это явление крайне нежелательное и неблагоприятное, которое следует всеми силами избегать. А в случае, если он все таки возник, его необходимо всеми силами избегать.

Однако у современных исследователей существует иная точка зрения на конфликт и возникающие конфликтные ситуации. В большинстве случаев конфликт – это спор. А в споре, как известно, рождается истина. Конфликт помогает рассмотреть и проанализировать несколько точек зрения, взглядов на ту или иную проблему. На основании этого, можно выбрать наиболее оптимальный вариант и альтернативу решения той ил иной проблемы.

Поэтому, если конфликт проходит без агрессии, то его можно назвать продуктивным, так как он дает возможность субъектам, вовлеченных в данный конфликт, выразить свои мысли и удовлетворить потребности во власти и уважении.

Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Управление поведением в конфликтных ситуациях».

Объектом курсового исследования является конфликт и причины его возникновения.

Предметом курсового исследования это теоретическая сущность конфликта и особенности его управления и разрешения на конкретном предприятии.

В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов управления поведением в конфликтных ситуациях.


Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

В первой главе планируется рассмотреть теоретическую сущность конфликта и причины его возникновения. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть понятие конфликта;

- рассмотреть виды конфликтов в организации;

- изучить методы управления конфликтами в организации.

Во второй главе планируется рассмотреть и дать анализ поведения в конфликтных ситуациях на предприятии ООО АЛЬЯНС. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- проанализировать социально-психологический климат на предприятии ООО АЛЬЯНС;

- проанализировать конфликтные ситуации на предприятии ООО АЛЬЯНС;

- проанализировать управление и разрешение конфликтов на предприятии ООО АЛЬЯНС.

Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.

При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.

Проблеме конфликтов на предприятии посвящено множество работ. Это работы Спатарь, Сергеев, Зайцева.

Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.

Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая сущность конфликта и причины его возникновения», «Анализ поведения в конфликтных ситуациях на предприятии ООО АЛЬЯНС»), заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Конфликт и причины его возникновения

1.1. Понятие конфликта, его объект и предмет

Сегодня в разных сферах знаний существуют самые различные определения конфликта.


Распространенное понимание конфликта больше соответствует социологической науке. Наша же работа исследует конфликт с точки зрения систем управления менеджмента.

В отечественной литературе имеются схожие социологические черты: Так Л. Г. Здравомыслов подчеркивает: «… конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.»

Ю.Г. Запрудский утверждает: «Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.»

У А.В. Дмитриева находим: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.»

Конфликт - это факт человеческого существования.

Объектом конфликта – это та дефицитная ценность, из-за которой зарождается и развивается противостояние интересов сторон.

Предметом конфликта – это те противоречия, которые возникают между сторонами.

Если объект конфликта является средством достижения реальных целей, то такой конфликт носит название реалистического. В ином случае, это нереалистический конфликт, основанный на желании получить эмоциональную разрядку.

Схематически конфликт можно обозначить следующим образом:

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Охарактеризуем суть этих понятий.

Конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые содержат существенную причину конфликта.

Инцидент - это совокупность обстоятельств, которые служат основанием для конфликта.

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций

Спорная ситуация возникает в том случае, когда между субъектами возникает несогласие по поводу оценки тех или иных событий. Если, данная спорная ситуация становится препятствием для достижения целей хотя бы одного из участников сложившегося спора, то таким образом, возникает уже конфликтная ситуация[1].


Дадим определение конфликтной ситуации. Она представляет собой противоречия позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т.д.

В основе конфликта всегда лежит какая-то причина. Иногда она бывает объективной и достаточно серьезной. Однако часто конфликт может быть спровоцирован пустяком и мелочью. Это может быть неудачный взгляд и высказанное слово, которые и провоцируют возникновение конфликта. В таком случае говорят об инциденте конфликта. Инцидент - активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже не умышленно) интересы другой стороны[2].

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; наличие препятствия, которое выдвигает один из оппонентов на пути к достижению цели другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность); превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

Участниками конфликтной ситуации являются: субъекты, объекты конфликта. Субъектами конфликта могут выступать отдельные личности, каждая из которых имеет собственное мнение по определенному поводу.

Объектом конфликта является то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей.

Особенностью конфликта является тот факт, что он является подвижным, легко трансформируется и меняется в зависимости от направления течения сложившейся ситуации. Это может произойти по причине изменения взглядов на проблему одного из участников конфликта, а также при заменен существующего объекта конфликта[3].

При взаимодействии субъектов на поведение каждого из них оказывает влияние формальный, а иногда и не нормальный статус оппонентов, их ранг, т.е. уровень власти, которым реально они располагают.

Когда в конфликт вовлечен статус и должность, то течение конфликтной ситуации может резко измениться при изменении внешний условий. Например, когда бывший подчиненный становится начальником. Тогда конфликтная ситуация может измениться в корне. Может ликвидироваться сама собой, а может и перерасти в более глубокий, даже агрессивный конфликт.


Любое явление имеет свои причины. И конфликт не является тому исключением. Рассмотрим, какие причины провоцируют возникновение конфликтной ситуации.

Распределение ресурсов. Данная причина состоит в том, что ресурсы всегда имеют ограниченное значение. Руководство предприятия стремиться распределить ресурсы наиболее рациональным и эффективным образом. А сотрудники предприятия желают получать больше ресурсов, а не экономить в интересах организации. Отсюда и причина конфликта, которая в сложившейся ситуации является неизбежной[4].

Взаимозависимость обязанностей. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта[5].

Расхождения в целях. Цели у людей всегда различны, так как цели определяются уровнем развития, самоуважения, потребностями, ценностями и жизненным опытом. Что касается организации, то конфликт по причине различности целей может возникнуть у подразделений. Подразделение ставит перед собой цель и стремиться к ее реализации. Часто данные цели сталкиваются в общими целями организации.

4) Различия в ценностях.

5) Различия в жизненном опыте и манерах поведения. 

6) Плохие коммуникации[6].

Бывают ситуации, когда руководство не может внятно и понятно объяснить, для чего нужна та или иная стратегия в организации. То есть, даже стратегия, которая направлена на жесткую экономию ресурсов, если она будет донесена правильно, не спровоцирует конфликт между сотрудниками[7].

Таким образом, в заключении данного раздела можно прийти к следующим выводам:

- конфликт – это отсутствие согласия между субъектами в отношении определенного объекта конфликта.

- особенностью конфликта является тот факт, что одна сторона пытается всеми способами навязать и утвердить свою точку зрения на ту или иную проблему, а другая сторона противится таким действиям.

- конфликт может быть спровоцирован серьезными причинами, а может быть спровоцирован и мелочью. В таком случае говорят об инциденте конфликта.

- существуют различные причины возникновения конфликтов. Часто это противоречия, возникающие по причине расхождения в ценностях, жизненном опыте, целях, потребностях. Часто конфликты возникают также по причине направлений распределения ресурсов и плохих коммуникаций в организации.