Файл: Исполнение и отбывание уголовного наказания в виде принудительных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Места отбывания принудительных работ

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ). Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах».

Для отбытия нового наказания вводятся специальные исправительные центры , финансово-экономическое обоснование создания которых, имеется в документах, поступивших в Госдуму вместе с законопроектом. Места размещения таких центров, которые будут представлять собой набор зданий контейнерного типа, будут определяться Министерством регионального развития России в порядке, определенном правительством страны.

Согласно расчету затрат, необходимых для реализации нового вида наказания (принудительные работы), приведенный в финансово-экономическом обосновании законопроекта (Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству) , среднегодовая численность осужденных к принудительным работам может составить около 30 тыс. человек. В первый год введения в действие данного вида наказания численность осужденных к принудительным работам может составить 5,5-6 тыс. человек.

Учитывая расчетные лимиты одного ИЦ на размещение до 200 осужденных к принудительным работам, на первом этапе необходимо предусмотреть финансирование для создания 30 ИЦ. Всего необходимо создать 150 ИЦ.

Расходы ИЦ на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества, согласно положениям закона, предлагается осуществлять за счет доходов, полученных в результате удержаний из заработной платы осужденных к принудительным работам, в порядке, установленном Правительством РФ. Вместе с тем создание ИЦ и содержание их администраций предусматривается за счет средств федерального бюджета.

В целях оптимизации бюджетных расходов представляется целесообразным создавать ИЦ на базе типового проекта с использованием инвентарных зданий контейнерного типа, изготавливаемых предприятиями УИС России, что обеспечит значительное снижение затрат при соблюдении всех необходимых санитарных и иных норм, установленных для жилых помещений.


Затраты на создание указанным способом одного ИЦ с лимитом наполнения до 200 человек составят от 67,6 до 72,2 млн. рублей в зависимости от комплектации, учитывающей климатические условия места расположения центра, необходимые инженерно-технические средства охраны, инженерные сети и системы.

Добираться осужденные до центров будут самостоятельно, но за государственный счет. Не сумевшие доехать будут объявлены в розыск и получат возможность на казенном транспорте поехать в тюрьму.

При этом на основании п. «в» ч. 2 ст. 60.4 УИК РФ «осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны... постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра».

Надзор за осужденными к принудительным работам будет осуществляться администрацией ИЦ и заключаться в наблюдении и контроле за осужденными в ИЦ и по месту работы, а также в иных местах их пребывания. Для организации надзора в ИЦ планируется создать дежурные смены в составе оперативного дежурного, его помощника и младших инспекторов по надзору за осужденными.

Для функционирования деятельности ИЦ необходимо предусмотреть следующие штатные единицы:

- начальник центра - 1 единица;

- заместитель начальника - 1 единица;

- специалист отдела специального учета - 1 единица;

- социальный работник - 2 единицы;

- оперативный дежурный - 5 единиц;

- помощник оперативного дежурного - 5 единиц;

- младший инспектор по контрольно-пропускному пункту - оператор поста видео контроля - 6 единиц;

- младший инспектор по надзору за осужденными - 6 единиц;

- комендант - 1 единица;

- техник - 1 единица;

- водитель -1 единица.

Всего по штату 30 единиц.

Таким образом, на первоначальном этапе для обеспечения деятельности 30 ИЦ понадобится, как минимум, 900 штатных единиц сотрудников. Всего потребуется 4500 штатных единиц сотрудников.

Для обеспечения штатной численности сотрудников одного ИЦ в количестве 30 единиц денежным довольствием и прочими выплатами, установленными законодательством РФ, согласно расчетам, произведенным в параметрах затрат 2011 г., потребуются бюджетные ассигнования в размере 9,9 млн. рублей в год.

Всего на создание 30 ИЦ с учетом необходимой штатной численности потребуется от 2,325 до 2,463 млрд. рублей.


Таким образом, по мнению И. Трунова, виртуальные арестные дома дополняются виртуальными исправительными центрами.

Прогул в срок наказания зачитываться не будет, а если у осужденного не станет хватать денег на разные приятные мелочи – то он вправе обратиться к администрации и ходатайствовать о снижении величины удержаний из заработка. Из своего кармана придется платить за одежду, питание и обувь, при этом сумма на первоначальное обзаведение ботинками и штанами может быть выдана в виде своеобразного беспроцентного кредита. А вот платы за жилье и постель не вводят. Еще стоит отметить, что в исправительных центрах будет введен «сухой закон».

Работы по благоустройству самого исправительного центра оплачиваться не будут, правда, отвлекать на такую работу разрешено не более двух часов в неделю. Такой порядок весьма напоминает барщину времен крепостного права.

Осужденные, связанные семейными узами, могут проживать вблизи исправительного центра вместе с семьей, но обязаны являться к администрации для регистрации. Не имеющие взысканий смогут выходить за пределы центра в выходные, праздники и в отпуске. Однако, администрация имеет право контролировать перемещения и поведение осужденных с помощью технических средств, например видеокамер, скрытых микрофонов и электронных браслетов со спутниковой навигацией.

Согласно ч. 1 ст. 45 УК РФ, они - только основное наказание. Согласно же ч. 1 ст. 53.1 УК РФ, принудительные работы - не самостоятельное наказание. Они «применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса». Несамостоятельность рассматриваемого наказания видна и из ч. 2 ст. 53.1 УК РФ, где говорится о назначении принудительных работ только в порядке замены лишения свободы .

Пожалуй, уникальной приведенную замену не назвать. Аналогичная ей сформулирована и применительно к содержанию в дисциплинарной воинской части. В ч. 1 ст. 55 УК РФ сказано, что за преступления против военной службы оно может назначаться «в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок».

Вместе с тем оправданность заменяющего характера принудительных работ вызывает сомнение. Требование закона сначала назначить одно наказание, а потом вместо него другое противоречит логике принятия уголовно-правовых решений.


С одной стороны, рассматриваемая замена наказания, т.е. более строгого менее строгим, противоположна общему правилу, изложенному в ч. 1 ст. 60 УК РФ. Согласно ему «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Обратный порядок допустим в особом случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ).

С другой стороны, если суд придет к выводу о целесообразности определения данному лицу лишения свободы, то оно и должно назначаться, причем именно к реальному отбыванию, и о другом наказании речи идти уже не может. Напротив, назначать принудительные работы допустимо при установлении целесообразности определения данному лицу именно их.

Определение принудительных работ усложняется и тем, что по ч. 2 ст. 53.1 УК РФ, «если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами». При этом в ч. 1 ст. 73 УК РФ установлено, что в такой же ситуации допустимо применение условного осуждения: «...если, назначив лишение свободы... суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным».

Содержащееся в ч. 2 ст. 73 УК РФ указание на то, что «при назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства», думается, не очень помогает в решении вопроса о том, какое же решение суду следует принять. Те же факторы требуют принимать во внимание общие начала назначения наказания при определении любого наказания, в частности лишения свободы и принудительных работ (ч. 3 ст. 60 УК РФ).

Исходя из ч. ч. 1 и 2 ст. 53.1 УК РФ, применение принудительных работ должно происходить следующим путем:

- во-первых, сначала определяется наказание в виде лишения свободы, но не в любом размере. При назначении лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются;

- во-вторых, для назначения принудительных работ суд должен прийти к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы. При этом надлежит установить, что для достижения упомянутой цели наказания необходимо и достаточно привлечения осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы;


- в-третьих, придя к соответствующему выводу, суд постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При этом срок наказания остается неизменным.

Пределы, в которых допустимо назначение принудительных работ, имеют двойную дифференциацию. Она относится: а) к сроку наказания и б) к размеру удержаний.

Таким образом, Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ расширил систему уголовных наказаний, закрепив в ст. 44 УК РФ принудительные работы в качестве нового вида уголовного наказания. Это обусловлено тем, что современное состояние уголовной политики России диктует все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией от общества лиц, которые виновны в совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Принудительные работы — вид уголовного наказания, связанный с привлечением осуждённого к оплачиваемому труду с вычетом из его заработной платы определённой денежной суммы. Принудительные работы могут быть назначены лицу, признанному судом виновным в совершении преступления, по двум правилам: во-первых, если они предусмотрены в санкции статьи Особенной части УК РФ и, во-вторых, в порядке замены лишения свободы новым видом уголовного наказания. Срок такого наказания может составлять от 2 месяцев до 5 лет и может назначаться только за преступления небольшой и средней тяжести или за тяжкое преступление, совершенное впервые.

Глава 2. Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ

2.1. Исполнение наказания в виде принудительных работы

Порядок исполнения данного вида наказания регламентирован главой 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

Однако при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду).