Файл: Исполнение и отбывание уголовного наказания в виде принудительных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:


Введение

Актуальность темы исследования. Наказание – один из центральных институтов уголовного права. В нем более ярко, чем в каком-либо другом институте, выражаются основания и пределы уголовной ответственности, содержание и направление уголовной политики государства, а также другие аспекты борьбы с преступностью. Поэтому данная проблема всегда занимала умы людей, и не только юристов. Большой вклад в ее разработку внесли социологи, философы, писатели.

Объектом дипломной работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе применения принудительных работ как вида уголовного наказания.

Предметом исследования являются правовые, теоретические и практические основы применения принудительных работ, а также нормативно-правовые акты, позволяющие проследить эволюцию отечественного законодательства в области назначения и исполнения данного наказания.

Целью работы является исследование проблемных вопросов правового регулирования и особенностей исполнения наказания в виде принудительных работ, а также обоснование конкретных предложений, направленных на совершенствование законодательства в сфере назначения и исполнения данного наказания.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- проведение анализа возникновения и законодательной эволюции принудительных работ в России;

- исследование сущности и содержания принудительных работ по действующему отечественному законодательству;

- путем изучения судебной практики и деятельности учреждений, исполняющих принудительные работы, выявление факторов, влияющих как с положительной, так и с отрицательной стороны на эффективность данного наказания;

- на основе теоретических выводов и анализа собранного фактического материала разработка рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства в области назначения и исполнения принудительных работ.

Методологической основой исследования являются различные методы. В ходе исследования использовались обще– и частно-научные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частно-научного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.


Теоретическую базу исследования составили Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования договора аренды, а также учебники и учебные пособия.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из первых попыток комплексного теоретико-правового анализа правового регулирования и особенностей исполнения наказания в виде принудительных работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предлагается заменить название наказания «принудительные работы» на «трудовые работы», отредактировав ст. 53.1. «Принудительные работы» и ст. 44 УК РФ «Виды наказаний». В такой формулировке оно будет соответствовать Конституции РФ и международно-правовым актам, а также смыслу этого наказания.

2. Отстаивается положение о необходимости внесения изменения в ч. 4 ст. 53.1 УК РФ «Принудительные работы», в которой предусмотреть увеличение срока принудительных работ от двух лет до семи лет, так как существующий срок поглощает такой вид наказания как исправительные работы.

3. Обосновывается целесообразность внесения изменения в ч. 5 ст. 53.1 УК РФ, в которой установить размер удержаний из заработной платы осужденного к принудительным работам в пределах от двадцати до сорока процентов. Увеличение размера удержаний будет более точно отвечать цели назначения наказания в виде принудительных работ.

Содержание работы составляет введение, основная часть, состоящая из двух глав и объединяющая четыре параграфа, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность. Определены объект и предмет исследования. Сформулирована цель и поставлены задачи. Вынесены положения на защиту.

В первой главе дана общая характеристика наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, рассмотрена система наказаний уголовном праве. Во второй главе исследован порядок исполнения наказания в виде принудительных работ.

Глава 1. Общая характеристика принудительных работ

Принудительные работы в уголовном праве России

«Российская газета» 23 июля 2009 года опубликовала законопроект Министерства юстиции, который должен сократить число заключенных, находящихся под арестом, поскольку оно составило почти 900 тысяч человек. Для этой цели предлагается 45 статей Уголовного кодекса дополнить более гуманным наказанием — обязательными работами .


Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ расширил систему уголовных наказаний, закрепив в ст. 44 УК РФ принудительные работы в качестве нового вида уголовного наказания. В системе наказаний (ст. 44 УК РФ) принудительные работы расположены между ограничением свободы и арестом, но в ст. 53.1 УК РФ («Принудительные работы») они позиционируются в качестве альтернативы лишению свободы.

Это уже третий, дополняющий обязательные и исправительные работы вид наказания, заключающийся в привлечении осужденного к труду . Этот вид наказания должен начать применяться в 2013 году.

Это обусловлено тем, что современное состояние уголовной политики России диктует все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией от общества лиц, которые виновны в совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Помимо гуманных соображений в данном направлении следует учитывать и чисто прагматические доводы. Содержание большого количества граждан в ИУ тяжким бременем ложится на бюджет государства, сдерживает решение многих социальных задач, способствует распространению обычаев и традиций криминальной среды среди населения. Озабоченность федеральной власти этой проблемой нашла отражение в Послании Президента РФ Федеральному собранию, в котором В.В. Путин, в частности, отметил: «Сегодня за преступления небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие. Преступность от этого не уменьшается, а люди – только ожесточаются. Между тем уже по действующему законодательству у судов есть возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие, более гуманные меры наказания. Считаю, что применение наказаний, не связанных с лишением свободы, - там, где, конечно, это обоснованно - должно стать широкой судебной практикой».

Именно поэтому, в целях расширения возможности для суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы, вводится новый вид наказания - принудительные работы

Принудительные работы — вид уголовного наказания, связанный с привлечением осуждённого к оплачиваемому труду с вычетом из его заработной платы определённой денежной суммы.

Труд в данном случае не является принудительным в смысле международных договоров, т.к. в них предусмотрено, что труд заключенных вследствие законного приговора суда не является принудительным. Вообще принудительным может быть только труд свободных людей. Но с другой стороны в одной Конвенции МОТ говорится о том, что этот принудительный труд не должен использоваться в целях экономического развития государства, а в отношении осужденных – в целях его перевоспитания. Потому в определенной степени упреки западных государств в том, что в России используется принудительный труд заключенных являются справедливыми. В Пенитенциарных правилах ООН также сказано, что труд не должен причинять заключенным страдание, принуждать можно только в соответствии с состоянием здоровья, что не соблюдалось в СССР.


В отличие от исправительных работ, отбывание принудительных работ может производиться вдали от места постоянного проживания осуждённого. В отличие от обязательных работ, труд осуждённого является оплачиваемым. Данный вид наказания близок к каторжному труду, однако он не предусматривает обязательного привлечения к наиболее тяжёлым видам работ, а также изоляции от общества. Принудительные работы сравниваются также с передачей осуждённых в ведение спецкомендатур, применявшемся в СССР, так называемая «химия».

«Химия» — разговорное слово, существующее в публицистике и обыденной лексике; распространённое с середины 1960-х годов название принудительных работ. Журнал диссидентов СССР «Хроника текущих событий» определяет это слово как «стройки большой химии». Официальное название — ограничение свободы. После этапирования заключенного в спецкомендатуру, он был обязан жить в специальном общежитии и работать на определенном предприятии. На эти работы направлялись осужденные за незначительные преступления. В начале 1990-х годов этот вид наказаний в большинстве стран бывшего СССР был отменён.

Порядок назначения и исполнения принудительных работ представляет собой соединение положений самых разных уголовно-правовых институтов. Для уяснения сущности наказания по УК РФ, считаем целесообразным провести сравнительный анализ принудительных работ с иными видами наказаний, предусмотренных в ст. 44 УК РФ, а именно: с обязательными и исправительными работами (см. приложение № 1).

Проведенный сравнительный анализ юридической природы трех видов наказаний показал, что принудительные работы, изначально предполагаемые как более суровый вид наказания по сравнению с исправительными работами (например, по размеру удержания из заработной платы осужденного в доход государства, установленный приговором суда) в итоге все же приобрел отдельные черты этого наказания, хотя основной целью введения принудительных работ, на наш взгляд, является усиление именно формы трудового воздействия на лиц, совершивших преступление. Таким образом, наблюдается лишь разница в сроках и месте исполнения. Принудительные работы в их новой версии будут напоминать, скорее, исправительные, а не обязательные работы.

Кроме того, определенная схожесть принудительных работ видится и с отбыванием наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении. Это же подчеркивает и В. Селиверстов: «принудительные работы альтернативой лишению свободы не станут, они фактически продублируют уже существующие колонии-поселения. И там и там заключенные будут находиться в гражданской одежде, иметь наличные деньги и покидать стены общежития в определенных случаях только с разрешения администрации. То есть по сути это будет тем же лишением свободы». Единственным отличием станет то, что к принудительным работам могут быть приговорены и те, кто совершил тяжкие преступления, а сегодня в колонию-поселение отправляют лишь тех, кто был осужден за преступления небольшой и средней степени тяжести.


Согласимся с мнением Н. Крыловой, подчеркивающей, что «само название «принудительные работы» не соответствует действительной природе этого наказания. Данное наказание ограничивает не столько трудовые права осужденного лица, сколько свободу. Что касается термина «принудительные», то таковыми являются все, предусмотренные в УК РФ виды наказания (ст. 43 УК РФ). Кроме того, согласно Конституции, принудительный труд в России запрещен. Такой труд запрещен и всеми международно-правовыми актами, действующими в области прав человека. Исключение делается для случаев применения уголовных наказаний. Однако, принудительным труд считается не столько в силу применения к работнику насилия или наказания (в зарубежном и международном праве это – вид рабского труда), сколько в силу его неоплачиваемого характера. Именно поэтому в ряде государств, в частности во Франции, на применение к осужденному неоплачиваемых общественно-полезных работ в качестве наказания необходимо испрашивать согласие подсудимого, который должен присутствовать в судебном заседании. Таким образом, принудительным, вопреки буквальному смыслу, в иностранном праве признается даже просто неоплачиваемый труд, поскольку необходимым условием добровольности труда является его соответствующая оплата. Согласно внесенным изменениям в УК РФ, принудительные работы предполагают оплату труда осужденного, из заработной платы осужденного производятся удержания в сумме от 5,0 до 20,0%, при этом не менее 25,0% зарплаты должно оставаться самому отбывающему наказание лицу. Следовательно, название вводимого вида наказания не соответствует его содержанию: это и не труд, и не принудительный» .

В соответствии с ч. 3 ст. 53 УК РФ принудительные работы «заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы». Тем самым законодатель особенность данного наказания видит лишь в местах привлечения к труду и организациях, их определяющих.

Международно-правовые акты указывают на то, что необходимо предоставлять заключенным такие условия труда, которые максимально напоминали бы существующие в обычной жизни. Эти условия включают возможность выбора рода занятий в соответствии со своими желаниями, установление рабочего дня и рабочей недели с учетом существующих на свободе, справедливое вознаграждение за труд, применение общих правил, касающихся безопасности и охраны здоровья, распространение на заключенных в случае увечья или профессиональных заболеваний общих правил.