Файл: Исполнение и отбывание уголовного наказания в виде принудительных работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) неявка без уважительных причин на регистрацию в исправительный центр осужденного, которому разрешено проживание за его пределами».

По ч. 2 ст. 60.15 УИК РФ «злостными нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются:

а) употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ;

б) мелкое хулиганство;

в) неповиновение представителям администрации исправительного центра или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

г) изготовление, хранение или передача запрещенных предметов и веществ;

д) организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно участие в них;

е) отказ от работы;

ж) самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра;

з) несвоевременное (свыше 24 часов) возвращение к месту отбывания наказания».

Уголовный закон замены принудительных работ лишением свободы при злостном нарушении порядка и условий отбывания наказания не предусматривает. Получается, что уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не согласованы друг с другом. Бросается в глаза и то, что уклонение от других наказаний, влекущее замену данного наказания более строгим, называется злостным (ст. ст. 46, 49, 50 и 53 УК РФ). Наверное, принудительные работы не должны быть в отмеченном плане исключением.

Необходимо также отметить, что в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве наблюдается дублирование одних и тех же положений, хотя необходимости в этом, думается, нет. Во избежание этого нужно следовать предмету и методу уголовно-правового регулирования. Отсюда все, что в ст. 53.1 УК РФ относится к регулированию порядка и условий исполнения и отбывания наказания (ч. 2 ст. 1 УИК РФ), подлежит уголовно-правовой трансформации. Скажем, для регулирования удержаний достаточно формулировки, аналогичной ч. 3 ст. 50 или ч. 2 ст. 51 УК РФ.

Таким образом, замечаний относительно уголовно-правового регулирования принудительных работ возникает немало. Однако еще есть время для устранения допущенных законодателем неточностей.

Заключение

Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. В силу этого наказание следует рассматривать в качестве правового последствия преступления, которое содержит в себе отрицательную правовую оценку как преступления, так и самого преступника, выражаемую судом на основании закона и от имени государства.


Принудительные работы могут быть назначены лицу, признанному судом виновным в совершении преступления, по двум правилам: во-первых, если они предусмотрены в санкции статьи Особенной части УК РФ и, во-вторых, в порядке замены лишения свободы новым видом уголовного наказания. В этом случае санкция Особенной части УК РФ в качестве наказания может предусматривать только лишение свободы (принудительные работы в санкции отсутствуют). Такая замена представляет собой специфический вид освобождения от реального отбывания конкретного вида уголовного наказания, исполнение которого теряет смысл ввиду достижения одной из важнейших целей уголовного наказания - исправления осужденного - посредством более мягкого вида наказания. Аналогичное правило замены применяется в отношении уголовного наказания «содержание в дисциплинарной воинской части» (ч.1 ст.55 УК РФ).

Также принудительные работы смогут заменить условно-досрочное освобождение. Срок такого наказания может составлять от 2 месяцев до 5 лет и может назначаться только за преступления небольшой и средней тяжести или за тяжкое преступление, совершенное впервые. Из денег, заработанных осужденным, 5-20 процентов будет высчитываться в бюджет. А вот лица, которым назначены принудительные работы, но категорически не желающие трудиться - будут помещены в тюрьму. Назначенный срок отбытия наказания при этом не изменится.

В Законе (ч. 7 ст.53.1 УК РФ) оговорен круг субъектов, которым нельзя назначать принудительные работы. К ним относятся: 1) несовершеннолетние; 2) лица, признанные инвалидами первой или второй группы; 3) беременные женщины; 4) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; 5) женщины, достигшие 55-летнего возраста; 6) мужчины, достигшие 60-летнего возраста; 7) военнослужащие. Критериями выбора данных субъектов стали трудоспособность и возраст.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Все вышесказанное обусловливает положения, выносимые на защиту:

1. Название нового вида наказания противоречит Конституции РФ и международным правовым актам, в соответствии с которыми принудительный труд запрещен. Данное наказание ограничивает не столько трудовые права осужденного лица, сколько свободу. Что касается термина «принудительные», то таковыми являются все, предусмотренные в УК РФ виды наказания (ст. 43 УК РФ). Принудительным, вопреки буквальному смыслу, в иностранном праве признается даже просто неоплачиваемый труд, поскольку необходимым условием добровольности труда является его соответствующая оплата. Согласно внесенным изменениям в УК РФ, несмотря на удержания в сумме от 5,0 до 20,0% от заработной платы, не менее 25,0% зарплаты должно оставаться самому отбывающему наказание лицу. Следовательно, название вводимого вида наказания не соответствует его содержанию: это и не труд, и не принудительный. Поэтому предлагается изменить название наказания «принудительные работы» на «трудовые работы», внеся изменения в нормативно-правовые акты. В такой формулировке оно будет соответствовать Конституции РФ и международно-правовым актам, а также соответствовать смыслу этого наказания.


Кроме того, в пункте з.1 ст. 44 УК РФ «Виды наказаний» принудительные работы переименовать в «трудовые работы».

2. Обосновывается необходимость внесения изменения в ч. 4 ст. 53.1 УК РФ, в которой предусмотреть увеличение срока наказания принудительных работ. В этих целях изложить указанную статью в следующей редакции:

«Трудовые работы назначаются на срок от двух лет до семи лет», т.к. существующий срок поглощает такой вид наказания как исправительные работы, которые существующим законом могут быть назначены от 2 мес. до 2 лет (принудительные работы в соответствии с положением УК РФ в настоящее время назначаются на срок от 2 мес. до 5 лет). Увеличение сроков назначения наказания необходимо в связи с тем, что принудительные работы предусматриваются по логике законодателя как более строгое наказание, чем исправительные работы, а в существующей формулировке исправительные работы и принудительные работы приравнены.

3. Предлагается увеличить размер удержания из заработной платы осужденного в доход государства, установленный приговором суда. Данное законодательное предложение необходимо, поскольку в настоящее время законодателем установлен размер удержаний для принудительных работ в размере от 5 до 20 %, что повторяет размер удержаний для исправительных работ. Представляется, что увеличение размера удержаний будет более точно отвечать цели назначения наказания принудительных работ. Для этого предлагается внести изменения в ч. 5 ст. 53.1 УК РФ, изложив ее в следующей формулировке: «Из заработной платы осужденного к трудовым работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от двадцати до сорока процентов».

Итоги выполненного исследования подтвердили актуальность выбранной темы. Материалы, которые были собраны, проанализированы, те идеи и соображения, что возникли в этой связи, на наш взгляд, будут полезны для правоприменительной практики и интересны для современной юридической науки.

Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //www.consultant.ru

2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ


(ред. от 08.06.2020) //www.consultant.ru

3. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) //www.consultant.ru

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. - № 249. - 22.12.2001 //www.consultant.ru

5. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - ст. 900. //www.consultant.ru

6. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 19.08.1993. - № 33. - ст. 1316. //www.consultant.ru

7. Указ Президента РФ от 08.10.1997 № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 13.10.1997. - № 41. - ст. 4683. //www.consultant.ru

8. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // Собрание законодательства РФ. - 23.06.1997. - № 25. - ст. 2947. //www.consultant.ru

9. Бутенкова В.В. Принудительные работы как вид уголовного наказания // http://conf.omui.ru/content/prinuditelnye-raboty-kak-vid-ugolovnogo-nakazaniya

10. Госдума ввела новый вид уголовного наказания – принудительные работы // http://www.rus-obr.ru/ru-web/15154

11. Гудкова И. Исправительные, обязательные и принудительные работы // http://www.ufsin.brk.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=80

12. Изменения в уголовно-исполнительном законодательстве, касающиеся применения принудительных работ // http://prokuror.kaluga.ru/prok/ugolovnoe/zmeneniya__v_ugolovno__ispolnitelnom_zakonodatelst/

13. Мымрин А.А. Прокурор разъясняет: «Принудительные работы – новый вид уголовного наказания» // http://www.kamrayon.ru/prokuratura/2012/prinuditeln_rabot/

14. Новый вид уголовного наказания – принудительные работы // http://www.krasproc.ru/explain/2656

15. Принудительные работы. Материал из свободной энциклопедии – Википедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8%ED%F3%E4%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%E5_%F0%E0%E1%EE%F2%FB

16. Принудительные работы - новый вид уголовного наказания // http://www.yurist-online.net/article/19

17. Принудительные работы – новый вид уголовного наказания // http://www.bashprok.ru/the_prosecutor_explained/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B.php

18. Пчелкина Е.В. Принцип гуманизма в современном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве России: праксиологический аспект // http://nutego2009.narod.ru/raboti_kolleg/#_ftn31

19. Уголовное наказание — принудительные работы // http://prokrf.ru/37523